Колонки

Хотите построить бизнес на 3D-печати? Вот что нужно знать

Колонки
Екатерина Волкова
Екатерина Волкова

Руководитель Центра 3D-услуг и макетирования «3D-ELEMENT»

Алина Алещенко

Последние годы аддитивные технологии приобретают все большую популярность и проникают во все сферы нашей жизни. Их применяют в строительстве, медицине, пищевой отрасли и других областях. 3D-принтеры могут напечатать все: начиная от маленькой шестеренки и заканчивая большой скульптурой и даже целым домом, от зубной коронки и до целого живого органа.

Об особенностях построения бизнеса на 3D-печати рассказала Екатерина Волкова, руководитель Центра 3D-услуг и макетирования «3D-ELEMENT». Компания более пяти лет занимается проектированием и изготовлением прототипов, корпусов, арт-объектов. Среди ее клиентов — первые лица государства, Роскосмос, Сбер, МХАТ, Музей Московского Кремля, французский Фонд Луи Виттон и другие.

Материал будет полезен не только тем, кто задумывается или уже делает первые шаги в организации бизнеса 3D-печати, но и тем, кто уже имеет небольшое производство и планирует расширение.

Хотите построить бизнес на 3D-печати? Вот что нужно знать

Особенности бизнеса. Влияние пандемии и перспективы развития

Интерес к 3D-печати в России возник примерно в 2005 году. Это был прорыв, четвёртая промышленная революция с технологией «быстрого» прототипирования. Соответственно, появились интересные перспективы, которые располагали к открытию бизнеса. 

Основные причины привлекательности 3D-печати две:

  1. Возможность скопировать и воспроизвести редкий протопип;
  2. Возможность протестировать новый прототип перед запуском серии.

Истории про технологии 3D-печати органов, еды и домов пока даже не вышли из разряда мифов. Я буду говорить о 3D-печати твердотельных изделий из пластика, его различных композитов и металла. Сейчас в России услуг по чистой 3D-печати ничтожно мало.

На первый взгляд, все просто: можно заказать недорогой принтер в Китае за 15-20 тысяч рублей, доработать его и печатать на заказ по самой простой FDM/FFF-технологии пластиком (это печать путем послойного наплавления пластиковой нити). Технология проста, оборудование и расходные материалы доступны и недороги. Многие этим пользуются.

Если у вас будет дома «оркестр» из 3-5 принтеров, то вы сможете зарабатывать на 3D-печати шестерней и других несложных элементов до 100-200 тысяч рублей в месяц, а еще научитесь делать несколько дел одновременно и спать с любым уровнем шума. Разместите объявления на свободных сайтах этой тематики или «Авито» и принимайте первые заказы.

В таком случае первоначальные инвестиции могут составить около 50-70 тысяч рублей: 40 тысяч рублей на покупку принтера и комплектующих, 5 тысяч рублей на расходный материал-пластик, 10 тысяч рублей на продвижение (размещение объявлений).

Средний клиентский чек мастера с Авито около 1000-3000 рублей за заказ. Изделие выпускается, как правило, слоистое, из дешёвого пластика, могут быть неточности, нагары, шероховатости из-за простоты печатающего оборудования.

Краудсорсим Open Source стратегию России в реальном времени — предложи свою идею на ROS Summit 1 октября

Такие мастера берут много проектов и сами ищут клиентов по объявлениям, поэтому иногда могут пренебрегать постобработкой. Формула успеха в этом сегменте: хотите выделиться — делайте лучше них.

Более сложная бизнес-модель — использование нескольких технологий печати, например, FDM/FFF, SLA, DLP, SLS, SLM (фотополимерная печать, печать пластиком, полиамидом, спекание порошка). В основном так работают компании, которые занимаются как продажей 3D-оборудования, так и имеют свои демонстрационные залы и выполняют тестовую печать образцов. 

Мы тоже начинали с проектов, предусматривающих только 3D-печать.

Но мы стремимся к высокому качеству изготавливаемого продукта, и сейчас пришли к выводу, что для изготовления сложных, комплексных, масштабных проектов, по которым к нам обращаются крупные заказчики, требуется сочетание различных технологий, предусматривающих не только 3D-печать, но и литье, фрезеровку, резку, а также высокое мастерство по механической и художественной обработке изделий.

Сейчас у нас есть несколько цехов: цех по печати по FDM-технологии, цех SLA/DLP-технологии, цех фрезеровки и лазерной резки, художественный цех и сборочный.

Такие компании обладают достаточно большими мощностями. Именно они пригодились в пору пандемии, когда мы печатали клапаны для ИВЛ. Была даже попытка печати масок, но вскоре мы отказались от этой идеи. 3D-печать была спасением в быстром производстве комплектующих медицинских аппаратов. 

Кроме того, с точки зрения изготовления креативных вещей, 3D-печать — находка. Большое будущее у тех изобретателей, которые смогли ее освоить, понять все нюансы. А нюансов достаточно много. Сейчас представлено свыше 50 технологий 3D-печати, оборудование постоянно совершенствуется, появляется печать сложными пластиками.

Есть уже бюджетные пластики из карбона, угленаполненный пластик. А обладая еще и смежными технологиями производства, такими как литье, фрезеровка, резка, компании могут произвести из пластика все, что пожелают.

У технологии 3D-печати большие перспективы развития. Единственное, нужно понимать, на какой рынок работать.

С одной стороны, 3D-печать нужна почти в каждой отрасли производства. Например, в машиностроении, строительстве, легкой промышленности для создания прототипов, а иногда и рабочих деталей, в здравоохранении для создания ортезов, прототипов протезов и имплантов, стоматологических моделей, в образовании для развития пространственного мышления, в бытовой сфере для создания сломанных деталей и др.

С другой стороны, исключительно ее мало кто использует, требуются еще мощности и помощь других технологий производства. Сама 3D-печать — промежуточный этап перед выпуском серии конечного продукта. Студия 3D-печати — это скорее малый бизнес, сейчас он не принесет миллиарды.

Несмотря на то, что 3D-печать очень интересна и развивается в России уже лет 15, рынок находится все еще в зачаточном состоянии. Есть очень много мастеров, а настоящих профессионалов можно пересчитать по пальцам.

 

Какие первоначальные инвестиции необходимы для открытия студии?

Некоторые покупают один недорогой китайский fdm-принтер и называют себя студией 3D-печати, размещают объявления на свободных сайтах или «Авито» и принимают первые заказы. В таком случае первоначальные инвестиции могут составить около 35 тыс. руб.: 20 тыс. руб. на покупку принтера и комплектующих, 5 тыс. руб. на расходный материал-пластик, 10 тыс. руб. на продвижение (размещение объявлений).

Если говорить про более масштабное производство с помощью 3D-печати, о создании студии, то первоначальные инвестиции составят около 5-7 млн. руб. Сейчас наше производство представлено парком в более 50 единиц оборудования, включающими в себя не только 3D-печать, но и сканирование, моделирование, фрезеровку, лазерную резку, литьё, покраску, для полного цикла создания сложных проектов.

Мы покупаем оборудование у проверенных поставщиков. Например, компания «Цветной мир» осуществляет прямые поставки большинства известных брендов 3D-принтеров в Россию, таких как Phrozen, Anycubic, Raise3D и др.

Отдельный бюджет нужно выделить на создание сайта и рекламную кампанию, первоначальные маркетинговые исследования. Настройка и продвижение выливаются в круглую сумму от 300 тыс. руб. 

Подбор и работа с сотрудниками — тоже бесконечная статья вложений, от 150 тыс.руб. и выше, при условии, что компания начинает с нескольких сотрудников: менеджера по печати и менеджера по продажам. Если смотреть по рынку зарплат, печатники в среднем зарабатывают около 40-50 тыс. руб., продавцы получают процент от продаж.

Важный момент в планировании бюджета — оценка стоимости услуг и печати. Сегодня рынок очень разношерстный. Оборудование выбирает каждый сам для себя. Студии используют в основном fdm-принтеры и принтеры с фотополимерной смолой. Они бывают разных параметров, с разными техническими характеристиками.

Стоимость печати для клиента в разных студиях отличается. На рынке существует сильный демпинг. В компаниях с хорошим профессиональном оборудованием стоимость fdm-печати составляет 15-18 рублей за грамм. Но некоторые продают за 2 рубля за грамм. Рынок еще не организован, и существует большой разброс цен и качества.

 

Какие технологии 3D-печати можно предложить клиентам? Какие пользуется максимальным спросом? Средний чек на печать. Необходимое количество принтеров и оборудования

  • Самая популярная технология, которая закрывает около 70% запросов, это самая простая fdm-печать, то есть выплавление пластиковой нитью.

Ее популярность обусловлена ее простотой и доступностью оборудования и материалов. Она самая грубая, самая некрасивая, и у заказчиков, которые впервые с ней сталкиваются, часто ожидания не совпадают с реальностью. Тем не менее, она пользуется спросом.

  • Далее по популярности идет фотополимерная печать. Это отверждение жидких смол.

Печать получается более аккуратной, но хрупкой. Она тоже пользуется большим спросом.

  • Фотополимерная печать обеспечивает высокую детализацию.

Это важно при создании, небольших деталей с мелкими элементами, например, ювелирных украшений, стоматологических моделей, небольших предметов интерьера и др. Далее идет печать полиамидом на промышленных машинах, которые изготавливают детали методом спекания порошка. 


Средний клиентский чек назвать достаточно сложно, потому что цены очень разные. Мастер на «Авито», работающий на себя, может напечатать корпус за 500-1000 руб. Такие мастера берут много заказов и сами ищут клиента по объявлениям.

У компаний крупнее существует минимальный порог. Минимальная сумма заказа в нашей студии — от 5 тыс. руб., мощности позволяют реализовывать более крупные и сложные проекты, работать с постоянными заказчиками.

Средний чек у нас составляет около 20 тыс.руб. Это примерно 1500 см3 печати. Заказчики обычно хотят получить заказ «еще вчера» и, чтобы соответствовать их требованиям, нужно много и быстро печатать. Если вы хотите покуситься на такой кусок пирога, потребуется как минимум 5-10 принтеров для старта.

 

Где искать клиентов и как работать с претензиями. Контроль качества заказов

В нашем случае поиском клиентов менеджеры не занимаются. Мы настраиваем рекламную кампанию, показываемся в поисковых системах Яндекс и Google. Там нас и находят. Многие клиенты приходят повторно, по рекомендации либо от партнеров.

Мы сотрудничаем с компаниями из смежных областей, например, по лазерной резке, литью в силикон, ТПА, макетированию и другими. 80% всех первичных заявок дает реклама, а потом клиенты обращаются к нам повторно. Иногда мы целенаправленно не рекламируемся, так как производство и так загружено заказами от постоянных клиентов. 

Что касается претензий клиентов и контроля качества, то сейчас в нашей студии за контролем качества следит отдельный человек. Он фотографирует все элементы, отсылает вместе с коммерческим предложением и с паспортом объекта заказчику, согласовывает с ним, делает отправку.

После отправки и получения заказа у клиента запрашивается обратная связь в форме анкеты с индексом NPS, где по 10-балльной шкале клиент оценивает степень удовлетворенности качеством, скоростью сервиса, ценой.

 

Советы тем, кто планирует открывать подобный бизнес, особенно в регионах

Совет №1

Наверное, самый главный совет всем, кто хочет развивать бизнес 3D-печати, — сильно ее любить. На протяжении всего нашего развития случались сложные ситуации, в такие моменты важно выполнить обязательства и остаться честными с клиентами и научить этому сотрудников.

Рынок очень непростой, потому что цены разные, и клиенты разные, и задачи не похожи одна на другую. К сожалению, не все понимают, что такое 3D-печать. Приходится много заниматься просветительской деятельностью. Если вы это просто не любите или не верите в индустрию, вам будет очень сложно, и, скорее всего, вы закроетесь.

 

Совет №2

Заранее тщательно продумайте все организационные моменты: определитесь с инвестициями, с организационной структурой. Найдите команду. Продумайте все вопросы бухгалтерии, логистику, если планируете отправлять заказы по России или за рубеж.

 

Совет №3

Продумайте рекламную кампанию. Настройте рекламу в поисковых системах, используйте партнерские связи и соцсети.

 

Совет №4

Работайте над качеством продукта и над брендом. Тогда клиенты будут обращаться к вам снова и снова.


К нашему сожалению, рынок растет не так быстро, как нам хотелось бы, как это происходит в Европе и за рубежом. Тем не менее, все популярнее становится 3D-печать в регионах. К нам обращаются многие крупные компании из других ближайших к Москве городов.

Если вы планируете заняться 3D-печатью, регион — прекрасное место, где можно закрыть эту нишу территориально, забрать всех средних клиентов и работать на них. Как шутит один из наших руководителей: «Самый лучший вариант сделать бизнес на 3D-печати — организовать обучение, как создавать бизнес на 3D-печати». 

Фото на обложке и иллюстрации предоставлены автором.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ученый из МТИ создал робота по принципу краба-отшельника: он может менять оболочки для разных назначений
  2. 2 На 95% дешевле: в чем эффективность 3D-печати для современного бизнеса
  3. 3 МЭИ напечатает самолёты: молодые учёные представили инновационный 3D–принтер
  4. 4 3Dравый смысл: зачем предприятия внедряют аддитивные технологии?
  5. 5 Создать то, что никто не создавал. Как проходят чемпионаты по 3D-печати
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти