Колонки

«Я написала план продвижения кафе – и втянулась». Как стать маркетологом, если учишься на другом направлении

Колонки
Ольга Житова
Ольга Житова

Проджект-менеджер в Intelsib

Анна Меликян

Ольга училась на экономиста в Читинском институте Байкальского государственного университета, но узнала об SMM и SEO и захотела работать диджитал-маркетологом. Ольга рассказала, как сменила направление, еще не окончив университет, как ее тестовое задание понравилось топовому маркетинговому агентству и почему она в итоге работает помощником проджект-менеджера. А еще составила подборку полезных ресурсов по SMM для развития насмотренности.

«Я написала план продвижения кафе – и втянулась». Как стать маркетологом, если учишься на другом направлении

Мне 23 года, и по образованию я экономист, училась по профилю «Мировая экономика». Сначала хотела поступать на рекламу и связи с общественностью, но в итоге выбрала экономику: направление было связано с Китаем, а мне очень туда хотелось. К сожалению, мечты о Китае так и остались мечтами. 

К концу второго курса я стала интересоваться маркетингом. Сделала домашку — план продвижения семейного кафе — и втянулась.

Маркетинг показался быстроразвивающейся сферой: нужно постоянно учиться и стараться быть в теме. Плюс я провожу много времени в интернете, поэтому интернет-маркетинг был мне особенно интересен.

На последнем курсе начались маркетинговые дисциплины, в том числе международный маркетинг и пересечение с международным бизнесом. На международном маркетинге вместе с командой разрабатывали стратегию продвижения российского мороженого на китайском рынке. Узнали, что стратегии в Китае и в России сильно отличаются. Тогда же я узнала о существовании диджитал-маркетинга и агентств, которые на этом специализируются, и поняла, что хочу работать в одном из них. 

Я решила писать диплом по маркетингу, на тему «Продвижение международного экстремального туризма». Пока работала над дипломом, начала постепенно разбираться в SEO, контексте и SMM, подсчетах CPC и CTR. Для меня это было незнакомым и дико интересным. Сейчас с высоты опыта понимаю, что дипломная работа получилась не очень удачной: вижу, где исправить и что сделать лучше. И это круто!


  • SEO – оптимизация сайта для поднятия сайта в поисковиках 
  • CPC – стоимость за один клик по рекламному материалу
  • CTR – отношение количества кликов по рекламному материалу к общему показу 

Снова на учебу

Я переехала после учебы в Новосибирск из Читы и начала искать работу. Там много агентств и в целом больше вакансий, но мне не хватало компетенций и опыта. Тогда мне попались курсы SMM в GeekBrains. Подала заявку, и в ноябре прошлого года начала учиться. Хотя преподаватели в Москве, а я в Новосибирске, проблем с обучением не было. Единственное, что подводило — разница во времени: вебинары начинались в восемь вечера, когда Новосибирске была полночь, так что приходилось смотреть в записи.

Я дождалась, пока закончится четырехмесячное обучение, чтобы в голове улеглись знания: о стратегии, анализировании целевой аудитории и конкурентов, о хорошем и плохом контенте, о контент-планах и рубрикаторах, все домашки про SMM и комьюнити-стратегии. Только тогда начала активно смотреть вакансии и отправлять резюме. 

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!

Советую не бояться тестовых заданий – это крутой опыт. Лайфхак: если вакансия очень понравилась, а отклика нет, ищите их в соцсетях. Так меня и заметили работодатели.

Как сделать тестовое:

  1. Не делайте «на отстань». Подойдите к заданию со всей ответственностью.
  2. Прочитайте ТЗ внимательно. Повторите этот пункт еще пару раз.
  3. Если по ходу чтения ТЗ начинают появляться идеи, записывайте их сразу.
  4. Вникните в тематику: изучите ее, поищите кейсы, подумайте, какая ЦА.
  5. Изучите компанию, найдите про нее информацию. Если компания крупная, у нее точно есть брендбук — найдите его и делайте задание по нему. Это выгодно выделит вас среди конкурентов. Именно это помогло мне получить оффер в «Додо Пиццу».
  6. Если работа над тестовым идет со скрипом, сделайте перерыв и добейте его на следующий день. Если сроки позволяют, конечно. 
  7. Прогоните все написанные тексты через Главред и text.ru.
  8. Перед отправкой готового тестового еще раз прочитайте ТЗ и убедитесь, что все сделали в соответствии с требованиями.

Поиски работы

Работу нашла быстро. Поступило сразу несколько предложений: хотели взять на позицию комьюнити-менеджера с перспективой роста в SMM в федеральной сети пиццерий «Додо пицца». А ещё меня брали в местное диджитал-агентство «20/80», но я выбрала другую вакансию — решила попробоваться в роли помощника проджект-менеджера. 

Агентству понравилось, как я выполнила большое тестовое задание. Нужно было предложить стратегию и механику продвижения студии дизайна волос в Сургуте, прописать контент-план для ВК и инстаграма на неделю, придумать посты и сториз, три-четыре текста к контент-плану и найти четырех блогеров для сотрудничества. Они очень расстроились, когда я отказалась от работы, даже сказали, чтобы я написала им, если вакансия снова будет для меня актуальна.

Из SMM в проджект-менеджера

Сейчас я работаю помощником проджект-менеджера в маркетинговом агентстве Intelsib. Компания занимается продвижением сайтов через поисковые системы и контекстной рекламой. Пересечений с SMM не так много, но мне очень помогают знания про креативы и дизайн. Сейчас в мои обязанности входит первичный аудит и юзабилити сайтов (оценка простоты и комфорта работы с сайтом – прим. Rusbase). Большая часть работы занимает аналитика, а оставшиеся 20% — творчество: делаю макеты баннеров и страниц сайтов, пилю лендинги, придумываю заголовки и тексты для объявлений в «Яндекс.Директе» или Google Ads. Кстати, про аудит юзабилити: когда я только пришла работать и меня вводили в курс дела, оказалось, что все это я знаю и умею.

Сейчас SMM отошел на второй план — больше уделяю внимание всему, что связано с проджект-менеджментом, но новостями индустрии продолжаю интересоваться. 

Подборка интересных ресурсов для SMM и project-менеджера

Полезные сайты: 

  • Cossa — сайт о маркетинге в соцсетях. Много статей, новостей индустрии, интервью, подборок и блогов маркетинговых агентств. Всегда актуальная информация.
  • Блог интернет-агентства TextTerra. Они классные, делают красиво и смело. Будет полезен и маркетологу, и копирайтеру, и smm-щику, и контентщику. 
  • SEOnews — новости рынка, интервью с экспертами, рейтинги SEO-компаний, публикации о ближайших мероприятиях по маркетингу. Must-read для тех, кто продвигает сайты. 
  • Рассылки в ВК: Skillbox и PepperNinja. Pepper.Ninja — это онлайн-парсер групп Вконтакте, рассылку делают по темам на выбор — например, подборки статей по рекламе в ВК, обучалка таргетингу, материалы по поиску клиентов. 
  • Группы в ВК про SMM, SEO, e-mail маркетинг: eLama, SMMщики, SMM planner.
  • Книги: «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова о сильном тексте и «Джедайские техники» Максима Дорофеева о правильном расставлении приоритетов.

Чем я вдохновляюсь: 

Фото на обложке: Shutterstock / 13_Phunkod

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Самое важное – это нетворкинг». Как в 22 года стать фаундером сервиса по поиску работы для выпускников
  2. 2 «Всегда говорю – не надо столько работать, как я». Как Анастасия Суркова в 25 лет превратилась из SMM-менеджера в COO LinguaTrip
  3. 3 «Самое главное в хакатонах – знакомства». Как работать дизайнером продукта без образования
Насколько твой офис комфортный и безопасный?
Это можно проверить с помощью теста
Пройти тест