Колонки

Бизнес на товарах, импортированных из Китая. Что нужно знать в 2022 году?

Колонки
Олег Ерохин
Олег Ерохин

Коммерческий директор JoomPro

Анастасия Удальцова

Последние месяцы изменили товарный бизнес: торговля с западными поставщиками стала практически невозможной, логистические цепочки нарушились, а на российском рынке стал очевиден дефицит некоторых товаров. 

В этих условиях предприниматели, работающие в сфере ритейла, стараются переориентировать свой бизнес и задумываются о налаживании доставки товаров из Китая, не до конца понимая, как этот рынок работает и насколько это вообще выгодно. 

О том, что нужно знать об импорте из Китая, рассказал Олег Ерохин, коммерческий директор JoomPro — оптового маркетплейса для закупки товаров из Китая под ключ.
Бизнес на товарах, импортированных из Китая. Что нужно знать в 2022 году?

 

Содержание: 

Стоит ли закупаться в Китае? 

Среди непосвященной аудитории нередко встречается мнение, что все китайские товары некачественные, поэтому заказывать оттуда не стоит ничего в принципе.

Некоторые говорят, что организовать доставку из Китая очень сложно: предпринимателей пугают сложности трансграничной торговли, таможни и доставки.

Эти факторы не позволяют им даже задуматься о таком способе заработка и ведения бизнеса. 

Импорт товаров из Китая — стремительно развивающийся рынок: с 2015 года он стабильно растет, а в 2021 году достиг исторического максимума — $67,55 млрд.

В нынешних кризисных условиях китайский рынок не только не просел, а наоборот, вырос: товарооборот России и Китая за январь-апрель 2022 г. вырос на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021, и достиг $51,09 млрд, согласно данным Главного таможенного управления КНР.

Сейчас Китай занимает нейтральную позицию по отношению к России, и в его интересах еще больше наращивать объемы экспорта, закрывая ниши ушедших из нашей страны европейских брендов.

Давайте разберемся, почему все же стоит налаживать импорт из Китая и о чем стоит помнить.

 

Так ли плохо делают китайцы?

Начнем с развенчания мифа о том, что все китайские товары низкого качества из-за того, что рабочие получают мало и работают плохо.

Сейчас в Китае функционируют десятки тысяч фабрик, среди которых есть те, которые производят как высококачественные товары, так и те, что не смогут пройти сертификацию.

Иногда несколько сотен фабрик, которые расположены в одном районе и занимаются производством одного вида товаров, образуют целую «промышленную деревню», как Люши (рядом с Вэньчжоу) или Вэйфан (в Шаньдуне).

При этом рабочая сила в Китае на самом деле далеко не такая дешевая, как принято считать: в среднем, обычный сотрудник фабрики в Китае получает 20 тыс. юаней (почти $3000) в месяц. 


Читайте по теме:

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли


Помимо этого, китайское производство отличается налаженной логистикой. На территории страны действует множество дистрибьюторов, которые за определенный процент готовы обеспечить всю цепочку закупок и доставить необходимый товар.

В некоторых случаях работа с дистрибьютором выходит даже дешевле прямых закупок у фабрики: к примеру, когда необходимо закупить разный товар с нескольких производств.

В таком случае дистрибьютор возьмет на себя всю коммуникацию и сложный процесс закупки и сэкономит вам время. 

 

Особенности работы с китайским рынком в кризисное время

Если вы решили наладить импорт из Китая, нужно учитывать важные особенности этого рынка, а также то, как поменялась цепь поставок вследствие кризиса.

Вот о чем стоит помнить предпринимателю:

 

  • Формирование рынка продавца в Китае

Это означает, что спрос на товары превышает предложение, то есть, для продавцов складываются более благоприятные условия для ведения бизнеса, чем для покупателей. Становится все сложнее найти качественный товар за низкую цену.

По этой же причине ожидается рост цен на товары и логистику, поэтому если вы давно хотели поработать с этим рынком, то лучше поторопиться с поиском фабрики и закупкой.

 

  • Валюта

Вести дела теперь стоит в китайской валюте — в юанях. Из-за отключения некоторых российских банков от SWIFT действительно есть смысл рассмотреть переход на CIPS, национальную китайскую систему банковских переводов.

Отметим, что пользоваться криптовалютой сейчас крайне рискованно.

 

  • Риски

Помимо очевидных (возможность попасть на недобросовестного дистрибьютора или получить партию брака), стоит предусмотреть и другие риски.

К примеру, из-за ковида в Китае периодически закрываются на карантин фабрики или даже транспортные узлы: так, очередная вспышка вируса в марте 2022 года привела к приостановке производства в Шеньчжене — крупнейшем городе провинции Гуандун, где производится значительная часть китайского текстиля, электроники и других потребительских товаров.

Поэтому может возникнуть ситуация, что ваш товар везли поездом, а на ж/д станции Сучжоу объявили карантин — это значит, что все поставщики перегрузили товары из вагонов на фуры, и на погранпереходе Маньчжурия — Забайкальск образовался затор.

Учитывайте возможность таких временных проволочек, если вам необходимо получить товар к определенной дате, особенно если вы работаете напрямую с фабрикой

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

В нашей практике была ситуация, когда такой случай чуть не привел к фатальному срыву сроков поставки — тогда мы оперативно заказали клиенту поставку с другой фабрики за свой счет, потому что понимали, что затем сможем продать первую застрявшую партию другому клиенту.

В итоге первую партию все же купил клиент, который изначально ее и заказывал, так как сдвиг сроков оказался некритичным.

Однако важно понимать, что такие гарантии дают далеко не все поставщики — нередки случаи, когда партнеры в такой ситуации просто пожимают плечами и забирают предоплату. Чтобы нивелировать такие риски, нужно выбирать надежных партнеров.

 

  • Выбор товара

На выбор оптимального для вас товара влияют несколько факторов: бюджет, доступные условия хранения, предполагаемые площадки сбыта.

По нашему опыту, сумма успешной закупки начинается от $10 тыс. Порог рентабельности в этом бизнесе чуть ниже, но именно с этой суммы начинается возможность ощутимо заработать.

Например, нерентабельно ввозить бытовую электронику, имея бюджет в 500 тыс. рублей, так как при малых объемах цена логистики этой категории становится несоразмерной по отношению к прибыли.

Если вы не можете определиться с выбором продукции, есть смысл следить за экспертами, которые, в свою очередь, следят за рынком и выкладывают подборки самых актуальных товаров на сегодняшний день. 

Когда вы уже определились с товаром, лучше как можно тщательнее изучить рынок данной продукции в Китае: выяснить, сколько он стоит, где его производят массово, и поискать в этом районе несколько фабрик.

Ценообразование на китайском рынке достаточно логично, так как есть закрепленные критерии качества, а сырье стоит одинаково для всех, поэтому после небольшого анализа вы поймете, кто из поставщиков завышает цену.

 

  • Выбор фабрики

Это один из ключевых пунктов в работе с оптовыми закупками. Учтите, как бы хорошо вы ни углубились в тему, всегда есть шанс попасть на нечестного поставщика. 

Когда вы выбрали товар и нашли район, где производят вашу продукцию, выберите несколько фабрик и обязательно проверьте их статус по открытым государственным базам данных (qiye chacha) или на eCom-платформах (Alibaba, 1688).

Лучше вести коммуникацию с несколькими продавцами, максимально подробно расспрашивать их про деятельность, состав продукции, наличие всевозможных сертификатов, местоположение фабрики.

Если получится приехать на фабрику и потрогать своими руками товар (или найти представителя в регионе, который сделает это за вас), это также снизит риск нечестной сделки

В конце концов, будет хорошо, если вам удастся установить прочные деловые отношения с одной или несколькими фабриками и не распыляться на множество поставщиков.


Читайте также: 

Импортозамещение солверов: как оптимизировать логистику, HR и производство после ухода с рынка иностранных гигантов

Участие в закупках в 2022 году — что необходимо знать бизнесу


 

  • Особенности менталитета

Менталитет китайских продавцов совсем не схож с поведением западных предпринимателей, с которыми многие привыкли работать.

Если на Западе согласование всех условий и подписание договора в большинстве случаев означает, что работа будет вестись по намеченному плану, то с Китаем все обстоит сложнее.

После подписания документов продавцы могут еще долгое время поднимать вопрос об изменении цены, упрощении поставок. Поэтому нужно быть готовым вести постоянную коммуникацию, быть гибким и находить новые пути решения.

 

Логистика 

Отдельная «боль» большинства предпринимателей — логистика. И хоть в Китае она хорошо налажена, здесь есть свои подводные камни.

Например, в последнее время с рынка ушло много крупных и привычных компаний, занимающихся перевозками: это экспресс-перевозчики, крупнейшие контейнерные морские перевозчики (Maersk, MSC, CMA), сократилось число авиаперевозчиков.

Не стоит забывать и о вспышках коронавируса, периодически возникающих в той или иной провинции: пример, который мы приводили выше, хорошо иллюстрирует, как они могут влиять на доставку. 

В то же время есть значительные послабления в таможне:

  • До 1 марта 2023 маркировка ЕАС нужна на момент реализации, а не ввоза товара. 
  • Упростился процесс сертификации товара: сейчас для многих категорий нет необходимости делать отдельный сертификат соответствия, который раньше мог стоить до 120 тыс. рублей — достаточно декларации соответствия. 
  • Обнуляются пошлины более чем по 450 товарам.
  • Обсуждается возможность фиксации валютного курса для ввозных пошлин.

 

Главное, о чем стоит помнить при налаживании импорта из Китая

  1. Выберите товар, который хотите продавать, исходя из бюджета и возможностей хранения, а затем изучите рынок его производства в Китае: какие ценовые сегменты есть, где массово производят. 
  2. При выборе фабрики или дистрибьютора проверяйте их по открытым государственным базам данных (qiye chacha) и на eCom-платформах (Alibaba, 1688), максимально подробно расспрашивайте поставщиков о деятельности.
  3. Чтобы обезопасить себя, постарайтесь или увидеть товар лично или отправить представителя в регионе для проверки фабрики. Запросите проверку качества товара по критическим пунктам.
  4. Все операции лучше вести в юанях, а в связи с отключением некоторых российских банков от SWIFT стоит рассмотреть переход на CIPS.
  5. Подготовьте план Б на случай неожиданностей (например, задержка доставки из-за локдауна) и помните об особенностях менталитета.

Фото на обложке: zhanglianxun/Shutterstock 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Изоляция по-китайски: что делать бизнесу, чтобы решить проблемы логистического кризиса
  2. 2 Три азиатских тренда, которые могут использовать российские компании
  3. 3 Выпуск игры на китайском рынке: что нужно знать? Подводные камни и особенности работы с Поднебесной
  4. 4 Четыре правила межкультурной коммуникации
  5. 5 Разворот на Восток: есть ли шансы у российского киберспорта на азиатском рынке
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!