Автоматизация торговли: как это было и что ждать в этом году

Роман Арифуллин
Роман Арифуллин

CEО и сооснователь облачного решения для онлайн-касс LiteBox

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Роман Арифуллин, CEО и сооснователь облачного решения для онлайн-касс LiteBox, рассказывает об основных тенденциях автоматизации торговли и дает прогноз о развитии этой сферы в 2018-м.

Онлайн-кассы сделали открытыми взаимодействия участников рынка

Маркетплейс и мессенджеры прочно вошли в жизнь практически каждого человека, и теперь эта волна распространяется  на еще недавно «далекий» от цифровых технологий сегмент бизнеса – малые и средние предприятия.

Развитие цифровых технологий и финансовая реформа призваны вывести рынок розницы на качественно новый виток развития и сделать сферу розничной торговли прозрачной и контролируемой.

С введением поправок в 54-ФЗ рынок розничного товарооборота становится прозрачным. Теперь все расчеты с населением  проводятся через онлайн-кассы, данные с которых передаются через интернет в налоговую инспекцию с помощью оператора фискальных данных (ОФД).  Взаимодействия участников рынка розничной торговли стали открытыми.

Тренды: что есть сейчас

Поправки в 54–ФЗ катализировали процесс автоматизации торговли

Автоматизация торговли для многих представителей ритейла стала вынужденной мерой – ответом на поставленные государством условия проводить все денежные операции с населением, используя онлайн-кассы.

В прошлом году продажи онлайн–касс начались в марте, то есть за 4 месяца до обозначенного государством  обязательного срока подключения – 1 июля 2017 года. При этом пик подключений пришелся на лето 2017 года.

Сложившийся диссонанс на рынке был вызван дефицитом кассового оборудования: клиенты были готовы купить технику в марте, но по факту она доставлялась позже.

Соответственно, динамика подключений выстраивалась относительно ситуации на рынке кассового оборудования – сначала наблюдался дефицит оборудования, а впоследствии все имели профицит.

Если характеризовать поведение клиентов касаемо выбора «железа» и программного обеспечения, то здесь опять же прослеживается зависимость от рыночных тенденций и, как правило, клиент выбирал то, что было доступно здесь и сейчас.

Сегменты бизнеса, которые подключали онлайн-кассы у нас:

  • Розничная торговля – 68%

  • Сервисные предприятия – 29%

  • Компании из сферы телекоммуникаций – 2%

  • Компании из сферы развлечений – 1%

Отметим, что ситуация у нас в целом отражает тенденции на рынке, учитывая то, что мы охватываем всю Россию. Конечно, наиболее активно автоматизацию осваивают регионы центральной России, а также Сибирь и южные области.

Пример. Владелец торговой сети, которая включает несколько магазинов по продаже кондитерской продукции фабрики «Акконд», кроме автоматизации кассовых операций по новым правилам, теперь использует дополнительные возможности программного обеспечения.

В удаленном доступе в режиме реального времени владельцы «заходят» в  каждую торговую точку и видят,  что покупают клиенты, как быстро их обслуживают, получают всю нужную информацию по товарообороту.  Это позволило за первые месяцы автоматизации бизнес-процессов  предприятия увеличить показатели скорости обслуживания покупателей и на 20% увеличить выручку магазинов.

Владелец компании может управлять бизнесом со смартфона

Цифровые технологии развиваются в сторону предложения удобных и простых решений для управления бизнесом. Сейчас владелец предприятия прямо из смартфона может посмотреть, как работает каждый его магазин в разрезе денежных операций, работы с поставщиками, персоналом, проанализировать динамику роста доходов по периодам, увидеть «тонкие» места бизнес-процессов.

Разработчики программного обеспечения для онлайн-касс движутся в сторону максимального упрощения, когда в «один клик» решаются основные запросы пользователей в системе управления товарооборотом предприятия.

Пример. На рынке софта для автоматизации торговли есть разные решения. IT-компания может предложить собственное – для этого достаточно скачать приложение на смартфон или установить на ПК с сайта разработчика. Таким образом это реализовано у нас.

Есть компании, которые изначально нацелены на то, чтобы быть платформой для других продуктов, а не развивать собственный функционал. «Эвотор», совместное предприятие Сбербанка и «Атола», делает решение для автоматизации бизнеса и открытый маркетплейс приложений в нем.

Бизнес выбирает облачные программные решения

«Коробочные» продукты с каждым годом уступают облачным сервисам: рынок облачных решений растет на 20% в год и в отличие от «коробочных» – это в пять раз быстрее. Бизнес выбирает «облака», поскольку это безопасно, нет посредников между разработчиком и конечным пользователем.

В ценовом отношении облачные сервисы доступны как крупному, так и мелкому бизнесу. Уже сейчас владелец небольшого магазина может:

  • Автоматически формировать заказ поставщику, если товар отсутствует на складе

  • Управлять программами лояльности для покупателей

  • Внедрять маркетинговые инструменты

  • Вести аналитические отчеты

  • Принимать эффективные управленческие решения в удаленном режиме

Сейчас об этом много пишут и говорят. Одна из основ эффективности бизнеса заключается в сборе массива информации по аналогичным видам бизнеса (структура чека, величина наценок на группы товаров, ассортимент в точках, скорость продаж, активность спроса и так далее).

Например, «Магнит» считается лидером в своей отрасли. У более 10 тысяч точек по всей России. С помощью своего специализированного ПО сеть собирает информацию.  Это позволяет им быть эффективными.

С облачными технологиями эти возможности открываются для малого и среднего бизнеса.  Владельцу нескольких предприятий удобно и эффективно управлять компанией, когда есть полный контроль над бизнес-процессами и аналитика продаж, закупок.  

Пример. Владелец новосибирского ООО «РЦТО ККТ» одновременно автоматизировал магазин детских товаров и канцелярии с номенклатурной базой более 10 000 позиций на витрине и запустил в работу более 9 магазинов с поддержкой  ЕГАИС по деревням и селам с установкой дополнительного GSM-оборудования для стабильного приема интернета и обмена с ЕГАИС.  

При этом владелец бизнеса  может полностью мониторить работу всех касс и видеть аналитику по каждому из предприятий. В работе с кассовыми аппаратами задействованы более 40 кассиров, которые могут меняться и переходить из магазина в магазин, не испытывая сложности работы с программой и базой товаров, поскольку действует единое управление системой.

2018 год:  прогнозы рынка

В программу автоматизации торговли включаются микропредприятия

Если в 2017 году онлайн-кассы в основном покупали торговые сети, магазины и торгово-сервисные предприятия, то в 2018 году реформа затронет малый бизнес, тех, кто раньше кассой не пользовался вообще.

Те сферы бизнеса, которые не имели представления об автоматизации торговли, с внедрением онлайн-касс невольно становятся участниками начавшихся технологических преобразований.

При оценке в долгосрочной перспективе внедрение цифровых технологий позволит владельцам малых предприятий автоматизировать рутинные производственные процессы и освободить время для развития и расширения бизнеса.

В этом отношении  для мелкого ритейла открываются равные конкурентные преимущества с крупными игроками рынка. Это то, к чему мы стремимся, разрабатывая софт, дающий возможности улучшения управления сотрудниками и увеличения прибыли за счет использования аналитики.

Вероятность возникновения дефицита касс

Если останавливаться на ближайших перспективах автоматизации, то в 2018 году продолжится массовое подключение онлайн-касс и решение вопросов, связанных с этим процессом.  

В полной мере онлайн-фискализация пройдет в 2018-2019 году – прогнозируется подключение  около 3,4 миллиона онлайн-касс, из них большую долю рынка занимает торгово-сервисный сектор.

В 2018 году дефицит оборудования маловероятен, поскольку производители и поставщики сделали свои выводы и проблемы с поставкой будут минимизированы. Хотя здесь сложно строить прогнозы.

У каждой компании своя политика, и как будет закупаться оборудование – вопрос индивидуальный.

Проблемой на этот раз может стать дефицит не самого оборудования, а сервисных услуг. Проведем простой расчет: в 2018 году планируется подключить порядка 3 миллионов касс, срок подключения – 1 июля 2018 года. Таким образом, в течение шести месяцев при равномерном подключении клиентов можно ожидать 500 000 подключений в месяц, ежедневно – 23 000.

Учитывая, что на сегодняшний день насчитывается порядка 1000 центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники (ЦТО), то на каждое из них придется 23 подключения в день. Если исходить из того, что в большинстве малых ЦТО работают 1-2 сервисных инженера, а в крупных до 100 инженеров, то, так или иначе, нагрузка будет колоссальной.

Учитывая, что обращения клиентов вряд ли будут пропорциональны, соответственно, динамика подключений будет неравномерной и зависеть от нагрузки каждого отдельного ЦТО.

Совет. В 2018 году есть большая степень вероятности возникновения нишевого дефицита оборудования. То есть потребность в какой-то конкретной модели кассы,  поэтому покупки лучше сделать заблаговременно. Это касается также и сервисного обслуживания – чтобы не оказаться «заложником» сложившейся ситуации на рынке, вопросы подключения лучше начать решать заранее.

Внедрение Big Data

Большой потенциал мы видим во внедрении в бизнес-процесс предприятия Big Data. В долгосрочной перспективе это одно из актуальных направлений в развитии IT-технологий для бизнеса.

Например, для управления ассортиментом магазина: изучение чеков всех торговых точек позволит получать аналитические отчеты, с помощью которых можно просто и эффективно оптимизировать ценообразование, грамотно выстроить ассортиментную политику.

Программа будет выдавать готовые рекомендации для увеличения прибыли, к примеру:

  • У данного товара цена выше рыночной в два раза – понизьте цену

  • Уберите из ассортиментной матрицы три вида сахара, которые пользуются низким спросом

  • С этими семью товарами в 90% случаях берут восьмой товар

Информация о клиентах, рыночной тенденции спроса и предложений позволят активно внедрять Upsell, Сrossell , что будет способствовать увеличению продаж предприятия.

Таким образом, процесс массовой автоматизации торговли запущен и хотя он отчасти вынужденный, нужно признать – это большой шаг вперед, и дальше нужно просто идти «в ногу» с цифровыми технологиями и потребностями покупателей.

Автоматизация торговли откроет новые возможности для бизнеса

Развитие цифровых технологий, социальных сетей, мессенджеров способствуют сбору большого объема данных о клиентах. Возможность анализировать собираемые данные и понимать, как их использовать – ключ к увеличению продуктивности и роста компании.

Владельцам предприятий пока сложно оценить в полной мере перспективы, но очевидно, что передовые цифровые технологии откроют новые возможности для ведения бизнеса. Буквально недавно автоматизация была доступна только крупным представителям ритейла, поскольку требовались немалые финансовые ресурсы для разработки индивидуальной IT-системы.

Появление облачных сервисов меняет ситуацию на рынке, и в ближайшем будущем возможности автоматизации смогут оценить и малый сегмент бизнеса.


Материалы по теме:

«В будущем оператор сможет при помощи ботов по одному клику мышки производить сто операций за пять секунд»

Как применять блокчейн в сфере торговли — пять реальных способов

10 необычных технологий в ритейле, которые выходят в мировой топ

Самые горячие инструменты торговли в XXI веке

Автоматизация приходит в офисную работу – но специалистам волноваться не стоит


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase