После пяти лет в найме и мотивирующих разговоров с мужем-предпринимателем я решилась и открыла собственный медицинский центр. Два года и больше миллиона евро ушло на то, чтобы отшлифовать бизнес-план и воплотить его в жизнь.
За это время я нашла инвестора и бизнес-партнера, пришла к идее открыть клинику репродукции и потратила несколько сотен тысяч долларов на оборудование, которым так и не удалось воспользоваться.
О том, что нужно учесть на этапе подготовки, как собрать команду врачей и привлечь пациентов, рассказывает врач акушер-гинеколог Анастасия Семененко, главный врач и основатель центра персонального здоровья и репродукции «Генезис».Клиники репродукции в России: актуальность вопроса
Медицинский сектор показывает рост, а один из трендов — высокая активность в области женского репродуктивного здоровья и ведения беременности. Полностью довольна своим репродуктивным здоровьем только треть россиян. При этом 46% женщин-участниц опроса «Индекс женского здоровья» обращались с этой проблемой к профильным врачам в течение 2024 года. Численность акушерско-гинекологических приемов в стране увеличилась со 140,7 млн. до 142 млн.
В частные медицинские центры приходят за гарантированным приемом у узкого специалиста в удобное время, современным оборудованием, «вторым мнением» эксперта высокого уровня и индивидуальным подходом, который сложно осуществим в условиях жестких рамок государственных больниц.
Бизнес-план: что нужно учесть
Около двух лет занял процесс открытия медицинского центра «Генезис» с момента зарождения идеи до ее реализации.
В его бизнес-плане были описаны:
- Конкретные медицинские услуги, которые будут предоставляться. Для определения их перечня стоит изучить тематические исследования и опыт конкурентов, оценить, какие услуги представлены в недостаточном объеме, прикинуть емкость рынка и не бояться привлечь для помощи стороннего эксперта.
- Перечень нужного оборудования с расчетом затрат на его закупку. Исключить лишние расходы и ошибки с выбором помогут консультанты с опытом в выбранном медицинском профиле. Они помогут составить список медицинской техники, необходимой для старта, а также проверят ее соответствие действующим в России требованиям к изделиям медицинского назначения.
- Штат сотрудников. Зависит от того, какой профиль выбрать для будущего медицинского центра. Будет ли это большая многопрофильная клиника или небольшой центр с узкой специализацией. В штатное расписание включают информацию о количестве и специализации врачей, среднем и младшем медицинском персонале, вспомогательных работниках. На основе этих данных рассчитывают фонд оплаты труда.
- Финансовый план с расчетом затрат на старте и планом окупаемости. Чем больше деталей в нем будет учтено, тем более устойчивым окажется предприятие. Кроме затрат на покупку или аренду помещения, его ремонт, закупку оборудования и фонд оплаты труда, в финансовый план вносят затраты на маркетинг.
Учесть все тонкости самостоятельно может быть сложно. Стоит привлечь консультантов для отдельных этапов или поручить разработку бизнес-плана эксперту. Так, после консультации со специалистом вместо простой клиники, где будут работать урологи и гинекологи, я решила открыть клинику вспомогательных репродуктивных технологий. В 2009 году в Санкт-Петербурге подобных клиник было не так много. Ситуация на рынке показалась мне перспективной. Этот же эксперт помог мне с полезными контактами: познакомил с проектировщиками, которые работают с медицинскими учреждениями.
Юридические тонкости: как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения
Большая часть медицинских центров регистрируется как общество с ограниченной ответственностью. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя тоже можно, но только на тот вид деятельности, по которому у предпринимателя есть подтвержденное медицинское образование. Самозанятость не подойдет, на эту форму нельзя получить лицензию для медицинской деятельности.
После учреждения ООО нужно подать в налоговую инспекцию пакет документов и определиться с системой налогообложения.
Для медицинского центра могут применяться две:
- Общая (ОСНО). Освобождает медицинский центр от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и имеет нулевую ставку налога на прибыль. Но нужно, чтобы доходы от медицинской деятельности составляли не менее 90% от общих доходов, а в штате было более 15 сотрудников с необходимой квалификацией.
- Упрощенная. Медцентр платит налог в размере 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. Этот вариант подходит для небольших медицинских учреждений, которые не соответствуют строгим критериям ОСНО.
Моя клиника зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. С момента запуска мы применяем традиционную систему налогообложения и не платим налог на прибыль, так как выполняем нужные требования по объему выручки от оказания медицинских услуг и количеству медицинского персонала в штате: доля дохода от медицинских услуг, которые оказывает клиника, составляет более 90%. Также у нас в штате числится пять репродуктологов, три акушера-гинеколога, гематолог, онколог, маммолог, терапевт, генетик и другие специалисты с медицинскими сертификатами.
Выбор помещения: аренда или покупка
Следующий этап — подбор подходящего помещения. Лицензирование будущей клиники невозможно без наличия пространства с выполненным в нем ремонтом и установленным оборудованием. Выбирать подходящее стоит с подрядчиком, который займется проектированием медицинского центра. Он уже в курсе требований и норм СанПин и обратит внимание, например, на этаж и высоту потолков. А иногда и подскажет, в каком здании соответствующее требованиям помещение выставлено на продажу. Обязательно оцените:
- Площадь
- Место
- Планы на развитие района
- Соответствие требованиям лицензирующих органов
- Форма собственности
Ремонт: выбираем бригаду и материалы
Привести помещения будущей клиники в соответствие с требованиями госорганов поможет компания, которая специализируется на ремонте медицинских помещений. У нее есть опыт подбора и работы с материалами для отделки, которые допускаются для использования в мед учреждениях. Вот несколько важных:
- Помещения, где работники клиники и ее пациенты пребывают постоянно, должны иметь естественное освещение. Проще говоря, в кабинетах врачей нужны окна.
- Отделка стен должна выдерживать регулярную гигиеническую обработку и не накапливать грязь.
- Покрытие пола — не скользить и быть устойчивым к механическому воздействию. Также не допускается использование легковоспламеняющихся, потенциально аллергенных и ряда других материалов.
- Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
- Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.
Помимо этого мы заботились о том, чтобы ремонт был эстетически приятным: установили диффузоры с ненавязчивым ароматом, оборудовали детский уголок и зону ожидания, где можно, например, выпить кофе.
Со временем устаревает даже медицинский ремонт. За 11 лет работы моего медицинского центра помещения несколько раз перекрашивали и однажды выполнили глобальный ремонт, включающий замену напольных покрытий и дверей.
Оборудование: как не потратить лишнее
Аппарат, установленный в медицинском центре, должен пройти сертификацию в России, поэтому выбрать любой, соответствующий внутренним требованиям клиники, и купить его за границей, не получится.
У Минздрава есть порядок оказания медицинской помощи для 60 медпрофилей и рекомендации по оборудованию для оснащения медицинской организаций, в которых перечислен минимальный набор необходимого по каждой специализации. Лицензию без этого набора получить не выйдет.
Медицинское оборудование стоит дорого, поэтому покупку нужно согласовать в том числе и с врачами, которые будут на нем работать. Продать невостребованную технику будет сложно. Так получилось у нас. Часть оборудования закупалась без экспертной оценки врачей. В результате эмбриологи им не пользовались, и нам пришлось буквально раздавать бесплатно невостребованные аппараты. Мы фактически потеряли несколько десятков тысяч евро. Сменить пришлось и практически всю мебель. Выбирать ее лучше под конкретного врача, у которого есть свои пожелания и требования.
В любом случае бюджет клиники должен предполагать периодическое обновление медицинских аппаратов. Технологии развиваются и меняются. Например, мы меняли микроскопы, антивибрационный стол, закупали современные планшеты-инкубаторы.
Если одномоментная закупка оборудования выходит за рамки бюджета на открытие, его можно приобрести в кредит или медицинский лизинг, аренду с последующим выкупом.
Штатное расписание: команда для клиники или клиника для команды
До получения лицензии в штате медицинского центра должен числиться хотя бы один врач для каждого профиля. Например, для клиники репродуктологии таким специалистом станет акушер-гинеколог. Так как наша клиника специализируется на репродуктологии, уже на первом этапе у нас работал врач с экспертизой в репродуктивной медицине. Он же стал ее соучредителем и принял участие в запуске: привлек первых пациентов как востребованный врач, пригласил на работу своих учениц. Остальных мы растили в процессе. Необходимое обучение прошли врач-гинеколог и врач ультразвуковой диагностики.
В медицинском центре могут работать только сотрудники с медицинским образованием: высшим у врачей и средне-специальным у медсестер. К уборщикам, администраторам и другому персоналу обязательных требований нет.
Ключевой персонал я искала по рекомендациям знакомых, отправляла персональные приглашения желанным специалистам, отсматривала резюме на платформах онлайн-рекрутинга. Там же можно и разместить вакансии. Например, часть репродуктологов пришли вместе с моим бизнес-партнером. У меня не было сложностей с оценкой компетенций потенциальных докторов в команде, так как я сама врач и могу оценивать их уровень и знания.
Хорошо, если помимо профессиональных критериев врачам клиники будут близки ее ценности. Понять, какие люди нужны в команде стоит до открытия и после искать тех, кто соответствует сформированным представлениям.
Позже я делегировала процесс подбора персонала руководителям подразделений. Они точнее представляют, какие личностные качества должны быть у будущего сотрудника, чтобы коллектив усилился. Помогут и постоянные тренинги и обучения.
Лицензия: как избежать проблем
Лицензирование и открытие клиники проходит практически одномоментно, потому что получить лицензию может только медицинская организация, которая уже выбрала и привела в соответствие с нормами помещение, пригласила к работе врачей с нужными специальностями и закупила оборудование. Для этого нужно разобраться в требованиях Роспотребнадзора и Росздравнадзора.
Конкретный перечень документов, которые нужно подать на лицензирование, изложен в Положении о лицензировании медицинской деятельности.
Лицензирование также можно делегировать частному специалисту или компании. Они разберутся в юридических и бюрократических тонкостях, соберут необходимый пакет документов и подадут его в государственные органы.
Центр открыт: а где взять клиентов
Когда вопрос лицензий и документов закрыт, стоит заняться привлечением клиентов и налаживанием коммуникаций с ними.
Если в команду удалось пригласить популярных врачей с именем, часть пациентов придет с ними. Сарафанное радио тоже сделает свое дело, но эти способы не всегда способны привлечь поток, нужный для выхода на самоокупаемость.
Мы использовали дополнительную рекламу: разместили статьи экспертов в популярных изданиях, разработали сайт, создали странички клиники в социальных сетях и заложили бюджет на их продвижение. Помогают быть на слуху и консультации на популярных интернет-ресурсах. Например, после открытия клиники наши врачи отвечали на вопросы потенциальных пациентов на посещаемом форуме. Часть из них позже приходила на прием.
Также нужно проверить, насколько удобно пациентам записаться на прием в клинику и получить консультацию врача. В нашей клинике для этого мы используем практически все мессенджеры и сервисы для видеоконференций. По данным исследования сервиса Callibry клиенты предпочитают звонить, чтобы записаться и получить гарантированную консультацию. Второй по популярности способ взаимодействия — общение в WhatsApp.
Систематизировать информацию о клиентах удобно в CRM-системе. В ней хранится вся информация о пациентах, даты и время приемов, о которых администратор сможет вовремя напомнить, и другие данные.
Но в любом случае главное — не технологии, а люди, которые стоят за ними.
Чтобы открыть медицинский центр и превратить его в успешный и окупаемый проект, внимательно подходите к выбору партнеров. Следите за тем, чтобы ваши взгляды на жизнь, бизнес и отношение к деньгам совпадали. Делегируйте отдельные этапы проверенным подрядчикам, но будьте готовы буквально жить своим проектом первые несколько лет и вникать во все тонкости и нюансы.
Фото на обложке: Drazen Zigic / Getty Images
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter