Top.Mail.Ru
Колонки

Как открыть частный медицинский центр с нуля: пошаговая инструкция

Колонки
Анастасия Семененко
Анастасия Семененко

Главный врач и основатель центра персонального здоровья и репродукции «Генезис», врач акушер-гинеколог.

Александр Сенников

После пяти лет в найме и мотивирующих разговоров с мужем-предпринимателем я решилась и открыла собственный медицинский центр. Два года и больше миллиона евро ушло на то, чтобы отшлифовать бизнес-план и воплотить его в жизнь.

За это время я нашла инвестора и бизнес-партнера, пришла к идее открыть клинику репродукции и потратила несколько сотен тысяч долларов на оборудование, которым так и не удалось воспользоваться.

О том, что нужно учесть на этапе подготовки, как собрать команду врачей и привлечь пациентов, рассказывает врач акушер-гинеколог Анастасия Семененко, главный врач и основатель центра персонального здоровья и репродукции «Генезис».
Как открыть частный медицинский центр с нуля: пошаговая инструкция
  1. Колонки

Клиники репродукции в России: актуальность вопроса

Медицинский сектор показывает рост, а один из трендов — высокая активность в области женского репродуктивного здоровья и ведения беременности. Полностью довольна своим репродуктивным здоровьем только треть россиян. При этом 46% женщин-участниц опроса «Индекс женского здоровья» обращались с этой проблемой к профильным врачам в течение 2024 года. Численность акушерско-гинекологических приемов в стране увеличилась со 140,7 млн. до 142 млн.

В частные медицинские центры приходят за гарантированным приемом у узкого специалиста в удобное время, современным оборудованием, «вторым мнением» эксперта высокого уровня и индивидуальным подходом, который сложно осуществим в условиях жестких рамок государственных больниц.

 

Бизнес-план: что нужно учесть

Около двух лет занял процесс открытия медицинского центра «Генезис» с момента зарождения идеи до ее реализации. 

В его бизнес-плане были описаны: 

  1. Конкретные медицинские услуги, которые будут предоставляться. Для определения их перечня стоит изучить тематические исследования и  опыт конкурентов, оценить, какие услуги представлены в недостаточном объеме, прикинуть емкость рынка и не бояться привлечь для помощи стороннего эксперта. 
  2. Перечень нужного оборудования с расчетом затрат на его закупку. Исключить лишние расходы и ошибки с выбором помогут консультанты с опытом в выбранном медицинском профиле. Они помогут составить список медицинской техники, необходимой для старта, а также проверят ее соответствие действующим в России требованиям к изделиям медицинского назначения.  
  3. Штат сотрудников. Зависит от того, какой профиль выбрать для будущего медицинского центра. Будет ли это большая многопрофильная клиника или небольшой центр с узкой специализацией. В штатное расписание включают информацию о количестве и специализации врачей, среднем и младшем медицинском персонале, вспомогательных работниках. На основе этих данных рассчитывают фонд оплаты труда.
  4. Финансовый план с расчетом затрат на старте и планом окупаемости. Чем больше деталей в нем будет учтено, тем более устойчивым окажется предприятие. Кроме затрат на покупку или аренду помещения, его ремонт, закупку оборудования и фонд оплаты труда, в финансовый план вносят затраты на маркетинг. 

 

Учесть все тонкости самостоятельно может быть сложно. Стоит привлечь консультантов для отдельных этапов или поручить разработку бизнес-плана эксперту. Так, после консультации со специалистом вместо простой клиники, где будут работать урологи и гинекологи, я решила открыть клинику вспомогательных репродуктивных технологий. В 2009 году в Санкт-Петербурге подобных клиник было не так много. Ситуация на рынке показалась мне перспективной. Этот же эксперт помог мне с полезными контактами: познакомил с проектировщиками, которые работают с медицинскими учреждениями. 

 

Юридические тонкости: как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения

Большая часть медицинских центров регистрируется как общество с ограниченной ответственностью. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя тоже можно, но только на тот вид деятельности, по которому у предпринимателя есть подтвержденное медицинское образование. Самозанятость не подойдет, на эту форму нельзя получить лицензию для медицинской деятельности.

После учреждения ООО нужно подать в налоговую инспекцию пакет документов и определиться с системой налогообложения.  

Для медицинского центра могут применяться две: 

  • Общая (ОСНО). Освобождает медицинский центр от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и имеет нулевую ставку налога на прибыль. Но нужно, чтобы доходы от медицинской деятельности составляли не менее 90% от общих доходов, а в штате было более 15 сотрудников с необходимой квалификацией.
  • Упрощенная. Медцентр платит налог в размере 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. Этот вариант подходит для небольших медицинских учреждений, которые не соответствуют строгим критериям ОСНО.

 

Моя клиника зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. С момента запуска мы применяем традиционную систему налогообложения и не платим налог на прибыль, так как выполняем нужные требования по объему выручки от оказания медицинских услуг и количеству медицинского персонала в штате: доля дохода от медицинских услуг, которые оказывает клиника, составляет более 90%. Также у нас в штате числится пять репродуктологов, три акушера-гинеколога, гематолог, онколог, маммолог, терапевт, генетик и другие специалисты с медицинскими сертификатами.

 

Выбор помещения: аренда или покупка

Следующий этап — подбор подходящего помещения. Лицензирование будущей клиники невозможно без наличия пространства с выполненным в нем ремонтом и установленным оборудованием. Выбирать подходящее стоит с подрядчиком, который займется проектированием медицинского центра. Он уже в курсе требований и норм СанПин и обратит внимание, например, на этаж и высоту потолков. А иногда и подскажет, в каком здании соответствующее требованиям помещение выставлено на продажу.  Обязательно оцените:

  • Площадь
Зависит от количества врачей, ведущих прием, и услуг, которые предоставляет клиника. 
  • Место
При его выборе стоит учесть, удобно ли туда добираться пациентам: есть ли рядом остановки общественного транспорта, много ли его маршрутов пролегает рядом, насколько велики пробки в час пик и вне его, есть ли поблизости комфортная парковка.
  • Планы на развитие района
Например, помещение, в котором работает центр «Генезис», первоначально располагалось в месте без развитой инфраструктуры. Но в течение последних десяти лет поблизости построили целый деловой квартал со множеством бизнес-центров. 
  • Соответствие требованиям лицензирующих органов
Так, СанПин 2.1 3678-20 нормирует высоту потолков, отделку стен, полов и потолков, освещенность разных типов помещений и другие нюансы. 
  • Форма собственности
Развивать клинику можно в собственном помещении, арендуемом или сочетать то и другое. Если помещение выкуплено, его можно обустроить под свои потребности и не согласовывать каждое изменение с арендатором. Также не придется нести затраты на арендные платежи. Работа в арендованном помещении позволяет оперативно расшириться, быстро переехать в другое место. Именно это мы и сделали, когда поняли, что собственное помещение стало мало. 

 

Ремонт: выбираем бригаду и материалы

Привести помещения будущей клиники в соответствие с требованиями госорганов поможет компания, которая специализируется на ремонте медицинских помещений. У нее есть опыт подбора  и работы с материалами для отделки, которые допускаются для использования в мед учреждениях. Вот несколько важных: 

  • Помещения, где работники клиники и ее пациенты пребывают постоянно, должны иметь естественное освещение. Проще говоря, в кабинетах врачей нужны окна. 
  • Отделка стен должна выдерживать регулярную гигиеническую обработку и не накапливать грязь. 
  • Покрытие пола — не скользить и быть устойчивым к механическому воздействию. Также не допускается использование легковоспламеняющихся, потенциально аллергенных и ряда других материалов.
  • Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
  • Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.

 

Помимо этого мы заботились о том, чтобы ремонт был эстетически приятным: установили диффузоры с ненавязчивым ароматом, оборудовали детский уголок и зону ожидания, где можно, например, выпить кофе. 

Со временем устаревает даже медицинский ремонт. За 11 лет работы моего медицинского центра помещения несколько раз перекрашивали и однажды выполнили глобальный ремонт, включающий замену напольных покрытий и дверей. 

 

Оборудование: как не потратить лишнее

Аппарат, установленный в медицинском центре, должен пройти сертификацию в России, поэтому выбрать любой, соответствующий внутренним требованиям клиники, и купить его за границей, не получится.

 

У Минздрава есть порядок оказания медицинской помощи для 60 медпрофилей и рекомендации по оборудованию для оснащения медицинской организаций, в которых перечислен минимальный набор необходимого по каждой специализации. Лицензию без этого набора получить не выйдет.

 

Медицинское оборудование стоит дорого, поэтому покупку нужно согласовать в том числе и с врачами, которые будут на нем работать. Продать невостребованную технику будет сложно. Так получилось у нас. Часть оборудования закупалась без экспертной оценки врачей. В результате эмбриологи им не пользовались, и нам пришлось  буквально раздавать бесплатно невостребованные аппараты. Мы фактически потеряли несколько десятков тысяч евро. Сменить пришлось и практически всю мебель. Выбирать ее лучше под конкретного врача, у которого есть свои пожелания и требования. 

В любом случае бюджет клиники должен предполагать периодическое обновление медицинских аппаратов. Технологии развиваются и меняются. Например, мы меняли микроскопы, антивибрационный стол, закупали  современные планшеты-инкубаторы. 

Если одномоментная закупка оборудования выходит за рамки бюджета на открытие, его можно приобрести в кредит или медицинский лизинг, аренду с последующим выкупом. 

 

Штатное расписание: команда для клиники или клиника для команды

До получения лицензии в штате медицинского центра должен числиться хотя бы один врач для каждого профиля. Например, для клиники репродуктологии таким специалистом станет акушер-гинеколог. Так как наша клиника специализируется на репродуктологии, уже на первом этапе у нас работал врач с экспертизой в репродуктивной медицине. Он же стал ее соучредителем и принял участие в запуске: привлек первых пациентов как востребованный врач, пригласил на работу своих учениц. Остальных мы растили в процессе. Необходимое обучение прошли врач-гинеколог и врач ультразвуковой диагностики. 

 

В медицинском центре могут работать только сотрудники с медицинским образованием: высшим у врачей и средне-специальным у медсестер. К уборщикам, администраторам и другому персоналу обязательных требований нет. 

 

Ключевой персонал я искала по рекомендациям знакомых, отправляла персональные приглашения желанным специалистам, отсматривала резюме на платформах онлайн-рекрутинга. Там же можно и разместить вакансии. Например, часть репродуктологов пришли вместе с моим бизнес-партнером. У меня не было сложностей  с оценкой компетенций потенциальных докторов в команде, так как я сама врач и могу оценивать их уровень и знания. 

Хорошо, если помимо профессиональных критериев врачам клиники будут близки ее ценности. Понять, какие люди нужны в команде стоит до открытия и после искать тех, кто соответствует сформированным представлениям. 

Позже я делегировала процесс подбора персонала руководителям подразделений. Они точнее представляют, какие личностные качества должны быть у будущего сотрудника, чтобы коллектив усилился. Помогут и постоянные тренинги и обучения. 

 

Лицензия: как избежать проблем 

Лицензирование и открытие клиники проходит практически одномоментно, потому что получить лицензию может только медицинская организация, которая уже выбрала и привела в соответствие с нормами помещение, пригласила к работе врачей с нужными специальностями и закупила оборудование. Для этого нужно разобраться в требованиях Роспотребнадзора и Росздравнадзора.

Конкретный перечень документов, которые нужно подать на лицензирование, изложен в Положении о лицензировании медицинской деятельности

Лицензирование также можно делегировать частному специалисту или компании. Они разберутся в юридических и бюрократических тонкостях, соберут необходимый пакет документов и подадут его в государственные органы.

 

Центр открыт: а где взять клиентов

Когда вопрос лицензий и документов закрыт, стоит заняться привлечением клиентов и налаживанием коммуникаций с ними. 

Если в команду удалось пригласить популярных врачей с именем, часть пациентов придет с ними. Сарафанное радио тоже сделает свое дело, но эти способы не всегда способны привлечь поток, нужный для выхода на самоокупаемость. 

Мы использовали дополнительную рекламу: разместили статьи экспертов в популярных изданиях, разработали сайт, создали странички клиники в социальных сетях и заложили бюджет на их продвижение. Помогают быть на слуху и консультации на популярных интернет-ресурсах. Например, после открытия клиники наши врачи отвечали на вопросы потенциальных пациентов на посещаемом форуме. Часть из них позже приходила на прием.  

Также нужно проверить, насколько удобно пациентам записаться на прием в клинику и получить консультацию врача. В нашей клинике для этого мы используем практически все мессенджеры и сервисы для видеоконференций. По данным исследования сервиса Callibry клиенты предпочитают звонить, чтобы записаться и получить гарантированную консультацию. Второй по популярности способ взаимодействия — общение в WhatsApp. 

Систематизировать информацию о клиентах удобно в CRM-системе. В ней хранится вся информация о пациентах, даты и время приемов, о которых администратор сможет вовремя напомнить, и другие данные.

 

Но в любом случае главное — не технологии, а люди, которые стоят за ними. 

 

Чтобы открыть медицинский центр и превратить его в успешный и окупаемый проект, внимательно подходите к выбору партнеров. Следите за тем, чтобы ваши взгляды на жизнь, бизнес и отношение к деньгам совпадали. Делегируйте отдельные этапы проверенным подрядчикам, но будьте готовы буквально жить своим проектом первые несколько лет и вникать во все тонкости и нюансы. 

Фото на обложке: Drazen Zigic / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти