Колонки

Что такое дизайн-спринт и как он может помочь вашей команде

Колонки
Дмитрий Капаев
Дмитрий Капаев

Сооснователь сервис-дизайн агентства Useful

Полина Константинова

Дмитрий Капаев, сооснователь сервис-дизайн агентства Useful, рассказывает, как дизайн-спринт может улучшить коммуникацию внутри команды и помочь быстрее принимать решения.

Что такое дизайн-спринт и как он может помочь вашей команде
Присоединиться

Дизайн-спринт – это пятидневная рабочая сессия, которая помогает команде уточнить видение продукта или фичи, создать прототип и протестировать его с настоящими пользователями. Ключевые участники продуктовой команды и фасилитатор собираются вместе на пять дней и планомерно работают над продуктом. Уточняют цели и видение, описывают бизнес-процесс, придумывают идеи фич, рисуют вайерфреймы, прописывают коммуникацию и, наконец, собирают кликабельный прототип и тестируют его вместе с реальными пользователями в последний день спринта.

После тестов команда делает выводы – стоит ли продолжать работу над идеей. Методологию придумали в Google Ventures несколько лет назад, а теперь используют технологические компании по всему миру.

Мы часто проводим дизайн-спринты с клиентами, и каждый раз это дает хороший прирост к производительности команды и скорости запуска продукта. Про один из таких случаев хотим рассказать.

К нам обратилась команда Kaspersky Lab. Задача – улучшить мобильный антивирус Kaspersky Internet Security для Android (KISA). Перед спринтом мы провели исследование по Jobs-to-be-Done, чтобы выявить проблемы пользователей и создать основу для генерации новых фичей. Сам дизайн-спринт занял пять рабочих дней, которые мы вместе с продуктовой командой потратили на генерацию идей, создание прототипа, обсуждения и принятие решений, генерацию и проверку гипотез с пользователями. В итоге нашли новые направления развития для продукта, придумали много фич и сделали прототип одной из них.

Методология дизайн-спринта описана на сайте Google Ventures, наш пятидневный опыт — в этой статье.

Подготовка к дизайн-спринту

  • Напишите бриф с направлениями и задачами
  • Найдите тихую просторную комнату на пять дней
  • Подготовьте канцелярию
  • Соберите команду. Объясните правила спринта, обсудите с каждым формат его участия
  • Найдите респондентов для тестирования прототипа. Используйте сервисы youdo.rucraigslist.su или usertesting.com.
  • Запаситесь едой

Подготовка к спринту KISA

Процесс подготовки курировал UX-эксперт – Дмитрий Филинский. Он организовал продуктовую команду, синхронизировал календари и забронировал переговорку.

Нужно было собрать коллег из нескольких департаментов – продуктового маркетинга, продаж, разработки, дизайна и продуктового менеджмента. Будьте честны с коллегами, объясните им плюсы (новый опыт, возможность локального прорыва) и минусы (время, минимум гарантий). С коллегами мне повезло, они быстро приняли идею «быть неделю в запертой комнате».
Дмитрий Филинский UX-эксперт KISA

Мы выбрали формат 3+2 дня: растянули спринт на две недели. В первую разобрались с задачами, стратегией и идеями, во вторую сделали прототип и протестировали его.

День 1: Понимание

Задачи:

  • сформулировать цели продукта и задачи спринта;
  • описать путь пользователя (сделать карту), отметить проблемы взаимодействия;
  • выбрать проблемы, с которыми будем работать.

KISA – День 1

Мы сформулировали цели продукта и обозначили вопросы для поиска решений (см. Рис.1).

Рис.1

На ходу доработали спринт (возникла непредвиденная ситуация – было видение нескольких фич, но не было конкретных концепций).  Далее проработали две «карты» пути пользователей. Первая описывала опыт пользователя, который пытается купить товар в онлайн-магазине, но нарывается на мошенников. Вторая – ситуацию, где пользователь переводит деньги другому человеку (например, покупает БУ-резину для машины), а продавец оказывается мошенником. Затем выбрали «сочные» проблемы и наложили на «карты» выводы из исследования. Привлеченный эксперт по антивирусу детализировал возможные угрозы, с которыми пользователи могут столкнуться.

Наша карта пользователя по ссылке. Чтобы найти решение проблем, устроили молчаливый брейншторм. Участники самостоятельно придумывали идеи в тишине. За час создали около 50 идей, отфильтровали их по системе «HOW, NOW, WOW». Система оценивает привлекательность фичи по двум параметрам: ее «классность» и сложность реализации (см. картинку N). Здесь помог тимлид Евгений Мацюк: он оценил идеи с точки зрения технологий и сопоставил с наработками компании. Таким образом, мы выбрали те, что можно быстро реализовать.

Мы определились, что будем решать проблемы с онлайн-шопингом. Мишенью стали два момента:

  • пользователь попадает на сайт мошенников;
  • пользователь вводит данные карты на чекауте.

За идею взяли виджет, автоматически оценивающий безопасность интернет-магазина. 

День 2: Проработка решения

 Задачи:

  • придумать концепции продукта или фичи, проработать идеи интерфейса;
  • выбрать лучшие решения для создания фичи.

KISA – День 2

День начался с поиска «вдохновения» – каждый участник спринта презентовал классные дизайн-решения. Фасилитатор фиксировал предложения на маркерной доске: мы смотрели на них во время принятия рабочих решений. Затем приступили к генерации идей и рисованию скетчей – серии из четырех упражнений для поиска решений интерфейса и его детализации. Мы использовали классические упражнения из книги про дизайн-спринт, они хорошо работают.

В итоге каждый создал концепцию фичи, которую показал на нескольких скетчах экранов. Команда выбрала лучшие идеи, которые вошли в основу прототипа.

День 3: Создание бумажного прототипа

Задачи:

  • создать сториборд – основу прототипа. 

KISA – День 3

Мы сделали сториборд с двумя сценариями:

  • пользователь попадает на сайт мошенников и пытается сделать покупку. Виджет оценивает угрозу и предупреждает пользователя на стадии check-out;
  • пользователь попадает на нормальный сайт и виджет сообщает, что сайт проверен и ему можно доверять.

Таким образом мы хотели проверить: будут ли пользователи доверять предупреждениям о недобросовестности сайта и будет ли раздражать его позитивная оценка. По нашей гипотезе, они должны понять, что антивирус работает.  

Сториборд рисовали вместе: каждый на своем экране рисовал свою часть. Далее части объединяли и обсуждали проект. После каждой итерации вырисовывались недостающие состояния интерфейса, для которых мы придумывали новые идеи. После 3-4 итераций получили детальный бумажный прототип.

День 4: Создание прототипа

Задачи:

  • создать кликабельный прототип;
  • написать скрипт-тесты прототипа для следующего дня. 

Для создания кликабельного прототипа подойдут любые инструменты. Мы выбрали Balsamiq для создания интерфейса и Invision для «сшивания» в кликабельный прототип. Роли распределили, исходя из навыков: экранами занимались дизайнеры Дима Филинский, Настя Зоренко и продакт Леша Милехин. Тексты и коммуникацию на себя взяли маркетолог Юля Могилевец и Mobile Sales Group Manager Андрей Клюев. Параллельно с ребятами маркетолог Вера Егорова с Димой и Артемом из Useful прописали скрипт интервью и вопросы к респондентам.

При работе использовали принцип конвейера: участники выбрали определенную роль, и каждый решал свою задачу. Это ускорило процесс.

Особенность Balsamiq в том, что работать в нем могут без обучения все сотрудники: это позволяет сделать прототип быстрее, а членам команды почувствовать себя дизайнерами и вникнуть в суть получающегося продукта. На выходе получились грубые прототипы — на них удалось проверить заинтересованность функцией в целом, но не удобство и заметность UI. В будущем освободим команду от проектирования, так как проектировщиком в Sketch все делается не намного дольше, зато качество близкое к реальности.
Дмитрий Филинский UX-эксперт KISA

 

Роли участников команды на четвертый день:

  • мейкеры – собирают отдельные экраны прототипа;
  • стичер – собирает экраны в один юзер-флоу. Контролирует единообразие и наличие всех состояний интерфейса. Тестирует прототип по мере сборки, ставит задачи на доработку;
  • копирайтер – пишет тексты, вычитывает и корректирует;
  • серчер – ищет материалы;
  • фасилитатор – отвечает за коммуникацию участников и передачу задач.

Количество участников в каждой роли зависит от конкретной ситуации.

KISA – День 4 

Прототип делали итерациями. Нашли много состояний, которые не продумали в третий день. Пришлось взять прототип на дом, чтобы доработать.

День 5: Тестирование прототипа

Задача: проверить гипотезы в ходе теста с пользователями.

Во время первых тестов нашли несколько опровержений наших гипотез. Поправили баги, заметки об этом выгрузили в Realtimeboard: собрали плюсы, минусы и идеи для отдельных решений. Доработки сгруппировали по отдельным фичам и группам фич. Решение не раздражало и работало там, где нужно. Мы поняли, что надо изменить внешний вид виджета и переместить его, поработать над вордингом.

Выводы

С помощью дизайн-спринта мы решили поставленные задачи, улучшили коммуникацию внутри команды и научились быстро принимать решения.

Мы с ребятами проделали большой объем работы, получилась готовая фича, остались небольшие доработки. Круто, что за короткий срок закрыли все вопросы и возражения по фиче и в продуктовой команде, и между отделами. Даже спустя несколько месяцев есть импакт от дизайн-спринта – стали лучше принимать решения, используем отдельные упражнения для генерации идей. Было сложно выкроить время в корпоративной среде на целый спринт, плюс сам процесс стрессовый — высасывает энергию, накапливается груз недоделанных вещей и долгов.
Алексей Милехин Продукт-менеджер KISA

Раньше я не воспринимал дизайн-спринт как что-то, относящееся к поиску и проработке идей продукта. То есть UX-проектировщик должен быть инициатором начала спринта, как было у нас. На спринт выходили с большим количеством инсайтов после JTBD-исследования. Ребята показали хорошие методики, например, брейншторм вслепую для сокращения времени обсуждений. Мы имеем достаточно методик для проектирования интерфейсов. Мое мнение: на последние дни с созданием прототипа и тестированием не так важно привлекать всю команду – лучше делать в рабочем порядке. Так качество будет выше.
Дмитрий Филинский UX-эксперт KISA

Нам понравилось работать с командой KISA. Ребята крутые, внимательные, восприимчивые к идеям друг друга. Надеемся, они будут использовать дизайн-спринт или его элементы, чтобы улучшать процессы принятия решений.

На примере KISA мы еще раз убедились, что продуктовым командам нужно регулярно практиковать дизайн-спринты. Ребят постоянно пытались увести на встречи коллеги, несмотря на занятость. Это серьезная проблема больших компаний. Продуктовая команда вынуждена тратить больше времени на коммуникацию, чем на генерацию и проверку гипотез. Надеемся, со временем команды осознают это и встроят дизайн-спринт в процессы. Это ускорит развитие продуктов в несколько раз.


Материалы по теме:

«Чтобы работать в США, нужно жить на этом рынке». Основатель Wachanga – о том, как вывести продукт в мировые лидеры

«С правильной тактикой можно выиграть у любого соперника»: создаем успешную бизнес-команду

10 полезных сервисов, которые экономят время и деньги начинающему бизнесу

Как я переучился из юриста на тестировщика в 30 лет

Как внедрить Agile в крупной компании: опыт М.Видео и Альфа-Страхования

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  2. 2 Как провести инвентаризацию в организации
  3. 3 Как написать коммерческое предложение
  4. 4 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  5. 5 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти