Как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно

Екатерина Кутюкова

Руководитель магазина фриланс-услуг Kwork.ru

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Екатерина Кутюкова

Как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно. Примерами и советами для двух самых распространенных профессий — дизайнеров и копирайтеров — делится руководитель магазина фриланс-услуг Kwork.ru Екатерина Кутюкова.

Десятки умерших бабушек, веерные отключения электричества во всем городе, температура под 40 уже неделю, грозы, ураганы, наводнения — военные репортеры слышат меньше ужасных историй, чем заказчик, который нанимает фрилансеров. О том, как этого избежать и без лишних заморочек определить, честно ли фрилансер сделал свою работу, мы сегодня и поговорим.



Как заранее отличить профи от халявщика

Давайте сразу определимся, кто подходит под категорию профессионалов, а кто просто зашел немного срубить денег на оплату интернета.


Профи

  • хорошо делает свою работу и имеет тому подтверждение в виде портфолио и отзывов клиентов,

  • не срывает сроки и соблюдает дедлайны,

  • вежлив в общении, говорит и пишет по делу.


Халявщик

  • с ходу обещает золотые горы и показывает красивые картинки, как правило, чужие,

  • соглашается на любые сроки и условия,

  • в общении быстро переходит на панибратство.


Коротко: профессионал — это про дело, халявщик — про разговоры.


Лайфхак: если вы размещаете заказ на фриланс-бирже, халявщика легко вычислить еще до перехода в портфолио и личного общения.


Разместите небольшое задание прямо в описании задачи. Это может быть что-то вроде: «В заявке укажите ссылку на ваш лучший текст по тематике заказа». Или: «Прикрепите пример вашего логотипа для промышленной компании». Подойдет даже универсальное: «Поставьте в заявке +1».


Халявщики не читают описания, а сразу подают заявки. Часто даже пользуются для этого специальными скриптами для автоматических ответов.


И таким нехитрым способом мы легко уже на этапе сбора заявок отсеиваем не самых внимательных, добросовестных и далеко не профессиональных исполнителей. Перебирать их в надежде найти потерянный бриллиант точно не стоит: его там попросту нет.



Как и что смотреть в портфолио

В ваш лонг-лист войдут исполнители, которые относительно внимательно прочли описание задачи и справились с первым тестом. Остается самое сложное — отобрать из них профессионала, которому можно спокойно доверить работу. А значит — пришло время смотреть портфолио.


1. Обратите внимание на специализацию

Если портфолио исполнителя включает все: начиная с постинга на форумах и рерайтинга и заканчивая разработкой сложных интернет-магазинов под ключ с промежуточной остановкой на всех видах интернет-маркетинга — скорее всего перед вами обычный посредник или представитель студии. Скорее всего, он сольет ваш заказ исполнителям подешевле сразу, как только вы подтвердите заявку.


mnogovsego.png

На фоне графических работ подбор доменного имени и создание сайта выглядят случайным вкраплением.

Виды предлагаемых работ должны быть из одной области. Иначе вы рискуете получить логотип от веб-мастера, который просто умеет ваять в Фотошопе. Конечно, встречаются исключения.


ukulele.png

Здесь видно, что исполнитель занимается в основном видеомонтажом, но еще — сюрприз — играет на укулеле. Это мило. Но не подозрительно.


Еще одна возможная ситуация — исполнитель с не соответствующим портфолио. Вы хотите заказать логотип, а в списке выполненных работ у исполнителя только инфографика. Вам нужен лендинг, а пришел рерайтер с соответствующим портфолио. Вам, конечно, скажут, что «уже много раз такое делал, только в портфолио не добавил» и «вот открываю для себя новое направление и нарабатываю портфолио — всегда качественно и в срок», но это ничего не значит.


Будем честны: вы снова нарветесь либо на посредника, либо на исполнителя, который понятия не имеет, как сделать работу.


student.png

Типичный студент, готовый к подвигам.


Коротко: отсеиваем многостаночников и залетных пташек.


2. Оцените уровень и качество проектов в портфолио

Список претендентов сократился после первого этапа, и пришло время субъективизма. Здесь все уникально и индивидуально: выбираете те работы и тех исполнителей, которые лично вам нравятся.


joomla.png

Например, подобное «звездное» предложение может сразу насторожить.


В зависимости от бюджета, индустрии и особенностей техзадания подходы к отбору будут отличаться. Где-то вам нужно будет отобрать лучший вариант из приемлемых для разового проекта, а где-то найти звезду для постоянного сотрудничества. Универсальную рекомендацию здесь можно дать только одну: выбирайте тех, с кем вы говорите на одном языке.


Коротко: обратите внимание, как исполнитель решает нужные вам задачи и подходит ли вам его подход к их решению.


3. Внимательно изучите отзывы клиентов

Удобно смотреть их в связке «пример работы — мнение клиента». Так вы сможете составить полную картину о компетенциях и способностях исполнителя.


otzyv.png

После такого отзыва надо пойти проверить портфолио на уникальность.

Тут же отсеиваются безадресные отзывы, которые так любят оставлять по просьбе фрилансера друзья, родственники и коллеги по работе. Поддельные отзывы — отдельная большая тема. Фрилансеры их нежно любят и всегда готовы подкрутить репутацию в нужную сторону.


ne-otzyvy.png

Анонимные отзывы без конкретики — повод задуматься.


Поэтому придерживайтесь простого правила: если отзыв невозможно проверить — этого отзыва нет. Вы удивитесь, насколько эффективно этот фильтр отсеивает поток похвальбы и благодарностей.


Коротко: внимательно и скептично читаем отзывы.



Тестовое задание, общение, общее впечатление

За несколько шагов легион кандидатов сократился до небольшого шорт-листа. Если у вас небольшой бюджет, есть вероятность, что и вовсе до нуля. Те, кто вам подходит, слишком дороги, а те, кто вписывается в бюджет, делают что-то не то и не так. В этом случае вам придется или искать другую биржу, или выбирать из того, что есть. Иногда так бывает, ничего не поделаешь. Но, допустим, что ваш шорт-лист все же не пуст.


Задача на этом этапе веселая — определить, насколько исполнитель адекватен и справится ли он с работой.


Если вы напишете сразу всем исполнителям, список претендентов еще сократится: часть фрилансеров по разным причинам и под разными предлогами от проекта откажется. Уговаривать их остаться точно не стоит.


1. Обсуждаем задачу

Профессионал задает вопросы по делу и уточняет информацию, которая может ему понадобиться при выполнении задачи. Уже по этому вы можете оценить, насколько хорошо претендент разбирается в работе и способен ли он выполнить работу на должном уровне.


Самый настораживающий признак — отсутствие вопросов. «Все понятно, вернусь к дедлайну» — вот сигнал, что вы все-таки проглядели и выбрали не того человека.


Правильный профессионал прописывает всё это на стадии продажи услуги. Вы сразу можете понять, с кем имеете дело, и дать всю нужную информацию в ТЗ.


kit.png

Этот исполнитель показывает товар лицом еще до того, как получил задание.

Еще один маркер: качество общения. Есть люди, разговаривать и переписываться с которыми просто неприятно — в силу специфической манеры общения. Есть те, разговор с кем просто не идет. Это нормально. Но если вам некомфортно общаться с потенциальным исполнителем — высока вероятность, что вы разойдетесь и в рабочих вопросах.


Профессионал всегда может подтвердить свои слова собственным опытом или опытом коллег. Общаться с профи интересно, потому что можно узнать много нового о методах и способах решения задач, идентичных вашей.


Коротко: «ваш» человек задает конкретные вопросы и адекватен в общении.


2. Даем и оцениваем тестовое задание

Лучше в качестве теста давать задание, которое не отнимет много времени и будет при этом напрямую связано с вашей задачей. Еще лучше — если это будет один короткий этап выполнения задачи. И слово «тест» не означает «бесплатно».


Помните: если тест занимает слишком много времени — многие от него откажутся. Если тест предполагает законченную работу — написать текст, к примеру — его тоже мало кто согласится сделать бесплатно. Все просто: вы для фрилансера только один из потенциальных клиентов, и сильно напрягаться ради вас нет смысла, особенно без гарантии получения заказа.


test.png

Ответ фрилансера, который высоко ценит свое время и деньги. Хотя объем в 500 знаков был выбран именно для таких случаев — это не полный текст.

Хороший вариант тестового задания: предложить концепцию логотипа, дизайна или разработать примерную структуру текста. Что-то, что можно сделать прямо сейчас и при этом по результату сделать вывод о том, насколько исполнитель соответствует вашим ожиданиям.


Если у вас есть бюджет на пробы, предложите оплачиваемую реальную задачу. Такую, где вовлеченность в проект не так высока, но результат вам точно пригодится. Можно разбить задачу на небольшие этапы и двигаться с исполнителем по шагам.


Коротко: даем задание, которое позволяет показать знание темы, но при этом делается быстро. Не требуем выполнения законченной задачи бесплатно.



Формулировка задачи

Предполагается, что профессионал вытянет из вас все нужные и важные подробности. Именно так и происходит, когда вы заполняете брифы и отвечаете на уточняющие вопросы.


Но всем будет проще, если вы изначально сделаете максимально полное и точное описание задачи и техническое задание.

  • Если вам нужен логотип в зеленых тонах и название компании гарнитурой Roboto — лучше сразу об этом написать. Идеальная ситуация — когда вы приложите к техзаданию примеры логотипов, которые вам нравятся, и коротко объясните, почему именно они.

  • С текстами та же история: прописывайте детали вплоть до подзаголовков, отступов между абзацами и других особенностей оформления. Дайте примеры работ, которые вам нравятся по стилистике и содержанию, чтобы исполнитель мог сразу сориентироваться, чего именно вы от него ждете.

  • Нужно допилить сайт на Вордпрессе или настроить триггерные рассылки — указывайте сразу детали. Версии плагинов, платформу для рассылок, ваши ожидания и конкретные проблемы.


Плюс такого подхода: на основе подробного техзадания вы можете подготовить полноценный чек-лист для проверки соответствия результата вашим объективно описанным ожиданиям.


Коротко: не ждите, пока исполнитель задаст вам уточняющие вопросы. Постарайтесь прописать в ТЗ достаточно информации, это упростит вам проверку результатов.



Сроки и условия сдачи работы

Фрилансер и жесткие сроки — почти несовместимые понятия. Почти — потому что можно использовать различные приемы, чтобы снизить риск срыва сроков.


Можно жестко привязать сдачу работы к оплате, и затягивать станет попросту невыгодно. Или хотя бы закладывайте с запасом сроки на выполнение работы. Фрилансеру про этот запас говорить не стоит.


Например, у вас задача на 4-6 часов работы. Вы понимаете, что исполнителю достаточно двух дней на то, чтобы ее сделать. Именно этот срок вы ему и называете. Но в своих планах отмечаете, что финальный вариант будет готов через 4 дня. Это как раз тот случай, когда выгодно быть пессимистом: если исполнитель сделает все идеально в срок — вы будете приятно удивлены, а если что-то нужно будет переделать — не расстроитесь из-за сорванного дедлайна.


Условия приемки и оплаты работы нужно оговорить заранее. Это поможет избежать конфликтных ситуаций в процессе обсуждения результата. Например, вы можете четко обозначить, что текст будет принят и оплачен только при выполнении всех пунктов чек-листа.


Если исполнитель соглашается, то в случае некачественного выполнения работы он уже не сможет давить на жалость и пытаться манипулировать фразами вроде «ну я же потратил время на работу», «у меня сложная ситуация», «заказ выполнен, вы просто кидала и не хотите платить» и дальше по списку.


Видели глазки, что руки брали: или дорабатывайте по чек-листу, или нет оплаты. В уме держим, что у нас еще есть время в запасе на доработки или замену исполнителя. При большом объеме работ разбейте и работу, и оплату на этапы. Это снизит риски для вас и повысит лояльность фрилансера.


Коротко: о порядке оплаты нужно договариваться «на берегу», до начала работы.



Проверка результатов

А теперь — немного деталей, которые помогут вам оценить качество работы копирайтеров и дизайнеров.


Мы выбрали эти направления по нескольким причинам:

  1. Это самые распространенные и многочисленные категории фрилансеров.

  2. Это творческие специалисты, работу которых невозможно измерить штангенциркулем, сверить с чертежом или оценить в штуках.

  3. Часто копирайтинг и дизайн оцениваются исключительно субъективно, мы же попытались вывести относительно универсальные объективные критерии.


Как проверить уникальность и качество текста

Для проверки уникальности текста, написанного на русском языке, можно использовать эти два сервиса.

  1. Text.ru — хорошо определяет не только скопированные фрагменты, но и рерайтинг. Одновременно с проверкой уникальности текст проверяется на ошибки и SEO-параметры: заспамленность, вода, количество вхождений слов. Проверка осуществляется онлайн. Единичные проверки бесплатны, при пакетном анализе сразу нескольких текстов нужно платить.

  2. Etxt Антиплагиат. Также хорош для определения уникальности. Главное отличие от Text.ru — определение схожести внутри документа. Это значит, что у исполнителя не получится скопировать или переписать один и тот же кусок текста, чтобы добить до нужного объема. Функция очень полезна при проверке массива однородных текстов — например, когда нужно сделать описание одной и той же услуги, но под разные города — когда нужно, чтобы тексты были уникальны между собой. Существует в виде онлайн-сервиса — ограниченное количество бесплатных проверок, и оффлайн программы — неограниченное количество проверок.


Уникальность текста должна составлять не менее 90%. Оптимальный показатель, конечно, 100%, но его иногда невозможно добиться по объективным причинам: если в тексте используются сложные составные термины, к примеру. При оценке уникальности также не учитываются легальные заимствования и цитаты.


Важно: заранее сообщите, каким сервисом вы будете проверять уникальность и какие параметры вас устроят. Например, текст про услуги бухгалтера никогда не будет уникальным даже на 80% — просто потому что его нельзя написать без специальных терминов.


Критерии качества текста у каждого свои, но можно выделить несколько основных признаков, по которым можно определить, насколько результат подходит под критерий хорошей работы.

  1. Текст релевантен запросам аудитории и раскрывает заявленную тему.

  2. В тексте нет ошибок: ни грамматических, ни пунктуационных, ни орфографических, ни синтаксических, ни речевых — никаких.

  3. Текст хорошо структурирован, структура помогает пользователю найти ответы на свои вопросы. Это подзаголовки, списки, выделения, цитаты, верстка.

  4. Текст написан живым интересным языком. Без воды, неуместных лирических отступлений, стоп-слов и канцелярита.


Проверить текст на стоп-слова и неудачные синтаксические конструкции проще всего через Главред — сервис, который помогает найти пустые по своему смысловому содержанию слова и фразы. Хорошим считается показатель выше 7 баллов из 10 возможных.


Если вы последовали нашему совету по составлению ТЗ, то дополнительная проверка текста на соответствие вашим требованиям и ожиданиям проводится по чек-листу.


Коротко: текст должен решать поставленную задачу. Четко отвечать на вопрос читателя и давать ту информацию, которую вы посчитали нужным донести.



Как проверить уникальность логотипа и инфографики

С графикой все немного сложнее. Но все же уникальность логотипа можно проверить через сервисы поиска изображений от Google, Яндекса или Tineye. Алгоритм действий прост: нужно отрезать текст — название компании, слоган — и загрузить полученную картинку в эти сервисы.


Если логотип уникальный — совпадений не будет. Если неуникальный или перекрашенный — вы это сразу увидите по количеству совпадений. Но нужно учитывать, что при распознавании картинок сервис выдаст вам все похожие варианты: возможно, чтобы найти совпадения, вам будет нужно просмотреть несколько страниц выдачи.


Лайфхак: проверку уникальности можно делать еще на этапе отсева исполнителей. Выберите самые заметные картинки из портфолио и проверьте их. Если найдете их еще где-то под другой фамилией — исполнитель вылетает из вашего списка.


Для России также возможна проверка уникальности логотипа по базе Роспатента. Такая услуга предоставляется юридическими фирмами, которые специализируются на защите авторских прав. Услуга недорогая, некоторые компании предлагают ее бесплатно. Недостаток — не учитывается, что логотип может использоваться в других странах. Плюс — вы сразу получаете информацию о том, можно ли регистрировать право на товарный знак в Российской Федерации.


Для проверки инфографики используются те же методы. Но к поиску по картинкам можно добавить еще одно простое исследование, которое также помогает искать копии.


Способ простой и незамысловатый, но эффективный: попробуйте поискать присланную работу по запросу «название + инфографика» и то же самое на английском языке. Некоторые недобросовестные исполнители или копируют уже опубликованную работу, или просто переводят ее с английского, если такой вариант можно найти. Это гораздо проще, чем делать с нуля. Но теперь вы знаете, как это определить.


tineye.png

Вот слишком изысканный логотип для рядового портфолио. Поиск на Tineye тут же определил автора (другого).


Признаки хорошего графического дизайна

Вне зависимости от особенностей задачи, качество дизайна можно оценить по нескольким признакам.

  1. Соответствие техническому заданию, брифам и чек-листу. От этого зависит, насколько работа соответствует тем задачам, которые она должна решать, и вашим персональным ожиданиям.

  2. Продуманная структура. Соблюдение баланса между пространством и объектами, работа с акцентами и управление вниманием, модульная сетка. Идеальная структура позволяет с первого взгляда выделить главное.

  3. Типографика и верстка. Правильные сочетания шрифтов, проработка деталей, выдержанность в одном стиле — все это важно в представлении информации.

  4. Гармоничные сочетания цветов и контрасты. Создают ощущение цельности. На дизайн приятно взглянуть, в нем нет кричащих пятен и аляповатости.


logotype.png

Вот изящные дизайнерские решения, опирающиеся на один шрифт.

При хорошей проработке техзадания и профессиональном исполнении вы получите дизайн, который помогает пользователю в решении его задач, акцентирует внимание на важном и дает возможность с одного взгляда составить впечатление о вашей компании или продукте. И да — здесь большой вес имеет именно субъективное восприятие.



Признаки плохого графического дизайна

  • Прямое несоответствие вашему техническому заданию. Вы хотели минималистичный знак и рукописный слоган — получили аляповатую картинку из клипартов и слоган, написанный Comic Sans.

inkom.png

В «логотип» собраны колосок, символ высоких технологий и обычный рубленый шрифт.

  • «Мусорный» несбалансированный дизайн. Неправильные акценты, части картинки «спорят» за внимание, логотип визуально разваливается на части. Характерный признак — отсутствие модульной сетки. Элементы не выровнены между собой, неоправданно вылезают за пределы общего пространства или склеиваются слишком тесно.

budda.png

С Буддой тут что-то не так — надпись свисает набок, вертикаль рисунка не выровнена по центру круга. Вы можете этого не заметить, но ощущение дискомфорта ощутите.

  • Технологический брак. Если вы хотите, чтобы изображение использовалось везде, а не только в шапке сайта, убедитесь, что картинку можно воспроизвести на визитке, нанести на сувенирную ручку или напечатать в 2 цвета на бланке. Градиенты, тени, тончайшие линии, радужные заливки — признаки плохой работы.

alexander.jpg

Тот случай, когда и градиент, и шрифт неуместны и не обоснованы ничем.

  • Игра шрифтов. В логотипе должен использоваться 1 шрифт, максимум — два, для основной надписи и слогана. И это не должны быть Times, Arial, Comic Sans. Плохой признак — смешение в логотипе шрифтов с засечками и рубленых (Times и Arial).

clipart.png

Скорее всего, дизайнер сошлется на пожелания клиента. И все же — сочетать типовой рисунок из клипарта и обычный шрифт в логотипе не стоит. Даже по желанию клиента.


Если все хорошо, но что-то пошло не так

Мы много рассказали о том, как правильно организовать отбор исполнителей, сформулировать задачу и оценить результат. Но это не гарантирует, что все пройдет идеально. Потому что формально все условия могут быть соблюдены, но чем-то все же работа вас устраивать не будет.


На этот случай последняя рекомендация.


Если вам что-то не нравится, но формально все условия выполнены и работа по всем критериям подходит по ТЗ — обратитесь за оценкой к профессионалам. Вы всегда можете попросить о помощи хорошего интернет-редактора или арт-директора дизайн-студии: это будет стоить относительно недорого, но вы получите профессиональный отзыв о работе и сможете либо подтвердить, либо развеять свои сомнения.


Можно также вынести работу на суд экспертов в соцсетях — в тематической группе, но в этом случае вам придется отсеивать адекватные оценки и высказывания любителей поговорить ни о чем. Удачи!


Материалы по теме:

Я запустил российский бизнес, находясь в Таиланде, и возвращаться пока не планирую

Мы узнали, как работодатели следят за сотрудниками. От такого способа никому не скрыться

Офисный планктон вымирает – 5 горячих HR-трендов

10 лучших городов для «цифровых кочевников»: рейтинг

Можно ли найти хорошего дизайнера на фриланс-сайтах: личный опыт



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase