Составление грамотного технического задания — боль для каждого заказчика. Проблемой это может выйти и для исполнителя, который, получив ТЗ, не правильно поймет цели и задачи своего клиента.
Полина Галинская, контент-маркетолог биржи фриланса FL.ru, рассказывает, как правильно составить техническое задание, и делится кейсами сложных задач, комментируя, как можно было бы упростить их для исполнителя.
Распространенная ошибка многих заказчиков на бирже: разместить проект и получить результат от исполнителей, который вовсе не оправдывает ожидания. И в этом случае проблема даже не во фрилансере, а в неверном описании задачи.
На первый взгляд кажется, что исполнитель должен сам понять, как оставить клиента счастливым. «И пусть сам крутится, ведь он профессионал, я ему деньги плачу, все решит без меня».
Такой подход не гарантирует вам качественный результат. Наоборот, вы вынуждаете исполнителя домысливать задачи, цели и форматы использования его работы.
А на выходе получаете неприятный осадок от зря потраченных денег.
Чтобы этого избежать, используйте следующие рекомендации по составлению ТЗ.
1. В вашем техническом задании должны содержаться максимально конкретные цели
Например, «освежить» интерфейс сайта, потому что нынешний выглядит архаично и не помогает решить задачи пользователя — получить услугу или купить товар. Такое описание покажет вас более заинтересованным и восприимчивым к изменениям.
2. Не скупитесь на слова
Описание техзадания должно быть максимально подробное, полное, по возможности с указанием программ / сервисов / форматов. Так, если вы хотите заказать логотип сайта, опишите свою идею, какими характеристиками, смыслами и ценностями нужно наполнить бренд. Исходя из этого, дизайнер поможет подобрать правильную цветовую палитру и паттерны. Опишите, в какой программе хотите получить результат. Если не знаете — фрилансер всегда подскажет.
Приведу пример из заказа по копирайтингу:
Так не надо | Так хорошо |
Нужен продающий текст о компании. Должен передавать наш статус и профессионализм. | Хотим рассказать о компании: о нашем производстве — оборудовании, заботе об экологии. |
Сделайте мне логотип, чтобы вау-эффект и luxury. | Нужен простой двухмерный логотип для протеинового батончика. Нельзя использовать красный цвет. Пример — VP Lab. |
3. Дайте примеры
Покажите исполнителю варианты вашей мечты и самые ужасные идеи, которые вам кажутся чудовищными. Это могут быть готовые решения от конкурентов, сногсшибательные варианты из международных практик — главное, задать фокус исполнителю «как надо / как не надо делать». И исходя из ваших возможностей и желаний это позволит продумать подходящий вариант. Помните о реализме — не приводите в пример тексты Nike или сервисы Google, если у вас скромный бюджет и совсем другие цели. Ваша задача — найти «золотую середину» между качеством и ценой.
4. Не игнорируйте исполнителя — отвечайте
Даже если вы составите суперпонятное техзадание, фрилансер может вас не так понять. Например, вы хотели передать в оформлении упаковки товара «брутальность и мужество» и для вас это — черный цвет, а у исполнителя — коричневый. Без обсуждения понять детали невозможно. Поэтому отвечайте на вопросы заказчика, проговаривайте нюансы и восприятие каждой детали. Лучше голосом, а не только по переписке.
Иногда фрилансеры не задают вопросы — боятся, что их посчитают глупыми или некомпетентными. Поэтому, даже если вопросов нет, обязательно уточните у исполнителя, все ли он понял. Это в ваших же интересах — найти лучшего исполнителя, получить отличную работу. И, возможно, оставить его с вами надолго.
Несколько примеров сложных и узкопрофильных заданий, которые очень часто размещают на биржах
Существуют сложные технические задания под конкретные профили. Например, вам нужно настроить SEO-оптимизацию сайта, чтобы улучшить рейтинг в поисковых запросах. Хороший опытный фрилансер в этой нише — еще тот педант: не возьмет работу, если не увидит правильно сформулированную задачу. То, как поставлена задача на этой картинке говорит о том, что заказчик поверхностно к ней относится.
Поэтому вам важно помнить следующее: постарайтесь встать на один уровень с исполнителем. Не надо знать деталей, важно понимать типовые задачи, а именно:
- Сформировать семантическое ядро по высокочастотным и низкочастотным запросам, то есть использовать не самые распространенные слова, по которым могут гуглить ваш магазин, а чуть уже. Например, если у вас онлайн-магазин по продаже одежды, то по слову «одежда» или «платье» ваш запрос будет тяжелее продвинуть. Вернее, ваш магазин, конечно, найдется на десятой странице, но тратить время — себя не уважать. А вот по запросу «красное платье в горох» ваш запрос окажется выше. Подобные фразы или слова фрилансеры формируют самостоятельно.
- Подготовить карту сайта для поискового робота.
- Прописать robots.txt для индексации в Google и «Яндекс».
- Сделать перелинк сайта, то есть связать страницы сайта или из других источников гиперссылками.
- Прописать метатеги для каждой страницы.
- Подготовить список рекомендаций по улучшению сайта.
Итак, SEO-шник вам помог настроить сайт под поисковую выдачу. Осталось проверить, почему пользователи «слетают» и не доходят до корзины. Для этого можно разместить задание на проведение юзабилити-аудита, то есть провести исследование, которое поможет определить, насколько пользователю удобно перемещение по сайту, что можно изменить в интерфейсе и тому подобное.
Ниже — не лучший пример ТЗ:
В задании должны обязательно отражаться следующие требования:
- улучшить показатели конверсии пользователей в покупатели;
- найти ошибки, недоработки и баги на сайте;
- проанализировать элементы структуры: работу ссылок, фильтров, удобство перемещения по сайту;
- проанализировать контент-наполнение сайта на логичность;
- протестировать конверсионные пути;
- проверить скорость загрузки сайта, адаптивность.
Эти моменты стоит обязательно отразить в ТЗ, потому что хороший фрилансер не отреагирует просто на «переделайте сайт, чтобы сразу в душу запал».
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter