Почему хакатоны (почти) никогда не приносят компаниям новые идеи?

Антон Бут
Антон Бут

Продакт-менеджер в Rambler&Co

Расскажите друзьям
Полина Константинова

К сожалению, команды, участвующие в хакатонах, не всегда могут предложить компаниям действительно хорошие бизнес-идеи. Антон Бут, продакт-менеджер в Rambler&Co, рассуждает о том, почему так происходит и можно ли это изменить.

Написать эту колонку меня побудило недавнее участие в качестве жюри в хакатоне Hack.Moscow. Если точнее — низкий или вообще никакой бизнес-потенциал большинства идей: тех, что мне удалось оценить. Я задался вопросом: почему так? И можно ли что-то сделать для организации, чтобы качество идей было кратно выше?

Собственно, про «почему» и «что изменить» и будет моя колонка. Но сначала немного о том, как это было. В пятницу вечером, 26 октября, на территории одного из офисов 1С собрались 84 команды, которые боролись за призы в девяти состязаниях и трех номинациях от организаторов и партнеров хакатона.

Hack.Moscow. Фото из архива автора

В воскресенье утром команды закончили работу, и жюри пошло по столам команд оценивать идеи проектов, чтобы выбрать шорт-лист для публичного питча на главной сцене. Я был одним из судей, и так получилось, что мы вместе с экспертами и Борисом Нуралиевым, основателем 1С, пошли оценивать все проекты, завязавшиеся в их трек. Результат нас разочаровал. 


Почему?

1С предложила участникам придумать идеи новых продуктов в сфере ритейла. Приз получила команда, которая предложила прототип решения, дающего возможность с помощью скана штрих-кода посмотреть, где такой же товар и по какой цене продают поблизости.

Назвать это идеей, которая для 1С может вырасти в отдельное продуктовое направление, скажем прямо, ну очень сложно. Кроме того, команда не предложила никаких разумных идей о том, как собрать необходимые для реализации продукта данные о товарах. А это является главной проблемой для создания такого продукта.

А стояли ли у 1С задачи поиска новых идей? Да, стояли. Я поговорил в перерыве с Борисом Нуралиевым, и он действительно рассматривал участие в хакатоне как потенциальный источник идей для новых продуктов. Очевидно, что данный Hack.Moscow с этой задачей для 1С не справился. Оговорюсь, что это вовсе не означает, что команда 1С была разочарована в участии, просто ценности в виде идей новых продуктов компания не получила.

Hacking Man. Фото из архива автора

Я вспомнил свой опыт в качестве жюри и ведущего трека по Big Data на хакатоне Hacking Man компании «Эвотор» (hack.evotor.ru), а также опыт жюри в двух хакатонах, где организатором выступал Сбербанк. Но ни одно из этих соревнований, к сожалению, не стало источником новых идей для компаний-организаторов.

В «Эвоторе» я отвечал за создание продуктов на основе данных, которые есть у компании. Одно из продуктовых направлений, которое я изучал, — это сервисы для предпринимателей на основе Big Data. Я персонально рассчитывал на получение новых идей от участников хакатона и постарался сделать все, что может, по моему мнению, максимизировать шансы на появление таких идей. Но несмотря на относительно большое количество предложений, лишь одна идея из всего моего трека была достойна дальнейшего развития.  

О причинах

Сегодня благодаря моему опыту работы в качестве менеджера и директора по продуктам в различных проектах, я понимаю, в чем причины такого результата.

  • Во-первых, участники хакатона не обладают навыками поиска идей продуктов. Дело в том, что создание любого нового продукта или новой функциональности в упрощенном виде состоит из двух больших этапов — Product Discovery и Product Delivery. На этапе Product Discovery менеджер по продукту чаще всего сам, иногда при поддержке аналитиков и дизайнера, определяет идеи, стоящие того, чтобы отдать их в разработку. Product Discovery — это большой и достаточно комплексный процесс, который включает в себя определение целевой аудитории, выявление ее ключевых проблем, поиск идей, валидацию их состоятельности, оценку бизнес-потенциала, оценку конкурентного окружения, проверку идей на соответствие стратегии компании и многое другое.

  • Во-вторых, нет времени заниматься поиском и оценкой идей. Добавление к команде менеджера по продукту не решит кардинально эту проблему, так как Product Discovery — это процесс, предшествующий разработке прототипа, а за 36 часов, которые в среднем есть у команд после приветственного слова и до питча своего решения жюри, практически невозможно как проработать поиск идей, так и реализовать прототип.

  • В-третьих, у участников хакатона нет возможности и времени погрузиться в контекст и специфику отрасли. И это серьезная проблема, потому что все действительно стоящие идеи появляются только после погружения в особенности работы отрасли. И в большинстве случаев все идеи без погружения будут при лучшем раскладе банальными, а при худшем — вообще не применимыми в реальной жизни. 

  • Ну и в-четвертых, что самое главное, программисты участвуют в хакатонах ради фана, а не для того, чтобы помочь компаниям с их проблемами. Участники очень редко ставят себе задачу найти лучшее или хотя бы стоящее решение для бизнеса. Чаще всего у них есть желание попробовать определенную технологию.

Например, на Hack.Moscow была команда, которой очевидно было интересно сделать платежи криптовалютой, поиграться с hardware на базе процессоров Raspberry Pi и геолокацией. В качестве идеи на хакатоне они реализовали прототип системы, которая автоматически пропускает на парковку при оплате с криптокошелька.

Как это должно работать? Вы подъезжаете к шлагбауму, открываете специальное мобильное приложение с кошельком, мобильное приложение находит по GPS-координатам счет на оплату проезда на парковку, при получении оплаты шлагбаум автоматически открывается. Бизнес-ценности в этой идее нет, но ребята получили фан, создавая систему из приложения для оплаты, эмуляции системы приема денег и собранного из подручных материалов миниатюрного шлагбаума.

Что же делать, если вы все-таки ждете от хакатона новых идей?

Вам нужно максимально облегчить участникам поиск релевантных для вашей компании идей! Иными словами, проделать за них всю подготовительную работу по Product Discovery.

А теперь к конкретике:

  1. Кратко расскажите про специфику отрасли и вашей компании. Кто ваши клиенты, из каких сегментов состоит организация. Не надо делать часовой доклад, буквально за 10-15 минут дайте базовый ликбез.

  2. Расскажите про ваши ожидания от предложенных идей. Если участники будут знать, что именно вы от них ждете, вы с большей вероятностью получите ценные для вас идеи.

  3. Расскажите про типичные задачи и проблемы, которые стоят перед вашими клиентами. Это самый главный рассказ — все успешные продукты построены на том, что они решают действительно существующую боль значимой по объему аудитории. Помогите участникам, расскажите им, какие проблемы есть у ваших клиентов, иначе они сами выдумают их, и вы получите результат, про который я уже писал выше.

  4. Расскажите, как эти проблемы и задачи клиенты решают сейчас. Эта информация поможет участникам с их глубоким знанием технологий понять, как задачи можно решить эффективнее.

Эти четыре очень простых совета радикально увеличат шансы на получение стоящих идей от участников хакатона. Они применимы для любой компании, любой отрасли и не зависят от того, в какой стране вы проводите хакатон.

Но будем честны, скорее всего, вы столкнетесь с определенными трудностями, готовя информацию о проблемах клиентов, о том, как они с ними справляются. В большинстве компаний эти знания, даже если и есть, не собраны в одном месте. Чтобы подготовить эту информацию вам нужно будет провести подготовительную работу.

Лучший способ получить нужную информацию — провести Customer Development-интервью с 10-20 клиентами. И на основе их ответов собрать карту Customer Journey Map и «карту боли» клиентов. Для этого можно собрать как команду внутри компании, так и привлечь внешних консультантов. Лично я бы рекомендовал формировать команду из компании и брать внешнего человека, который правильно построит процесс подготовки, проведения и интерпретации Customer Development-интервью.

Что самое важное, данное упражнение поможет не только с увеличением качества идей участников хакатона, но и с развитием текущих и новых продуктов в вашей компании.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase