Top.Mail.Ru
Колонки

11 советов для тех, кто выходит на зарубежный рынок

Колонки
Мария Лапук
Мария Лапук

Cооснователь Vinci Agency

Мария Лапук

Мария Лапук, руководитель пресс-службы Фонда развития интернет-инициатив, написала, о чем нельзя забывать при выходе на зарубежные рынки, почему важна локализация и на какие тонкости стоит обратить особенное внимание.

11 советов для тех, кто выходит на зарубежный рынок
  1. Колонки

По сути, зарубежными рынками можно считать все рынки, кроме России. Нам часто кажется, что если в Белоруссии или Казахстане люди в большинстве своем говорят на русском, то можно ничего не менять в продукте и коммуникациях. На практике оказывается, что все совсем не так.

Мой опыт в этой сфере основан на проекте локализации социальной сети «Одноклассники» в странах СНГ и на помощи стартапам, которые выходили на зарубежные рынки. И я хочу поделиться советами для тех, кто только собирается запускаться за рубежом.

Итак, о чем стоит подумать прежде, чем выйти за пределы своей страны?

1. Всегда ищите носителя языка и тестируйтесь на нем

Нам кажется, что все страны СНГ говорят на русском языке, а весь остальной мир знает английский. Это гипотеза, которая не подтверждается никак. В каждой стране люди говорят на своем родном языке и, в большинстве своем, не очень хорошо знают иностранные языки. Все ваши коммуникации должны быть переведены на хороший разговорный язык той страны, в которую вы собрались. Переводчики в Москве вам мало пригодятся, потому что тексты получаются очень формальными и излишне правильными.

2. Во многие страны почти нереально выйти без местных представителей

Осообенно эта тенденция усиливается в Азии. С вами просто не будут встречаться клиенты и партнеры. Изучите особенности ведения бизнеса в стране прежде, чем решите, что будете продавать в ней продукт из России. Во многих странах вообще не принято подписывать контракты удаленно, нужно обязательно приходить в офис, пить вместе чай или кофе, разговаривать.

3. В каждой стране существует свой информационный контекст

Если в России очень популярна сейчас тема стартапов, технологического предпринимательства и прочего, то в Бразилии, например, пишут про образование, а вот читать про предпринимательство  людям будет не очень интересно. В Азербайджане стартапы скорее попадут в раздел digital. В связи с этим сильно меняются посылы, которые стоит закладывать в выход компании на рынок.


По теме: Как делать PR на новом рынке – опыт Preply


4. Обязательно перед выходом слетайте в страну назначения

И сделайте хотя бы 5-6 встреч с компаниями, которые работают на рынке. Лучше всего встречаться с рекламными или PR-агентствами, юристами, исследователями, журналистами, конкурентами, потенциальными клиентами. Узнаете много интересного и полезного для бизнеса. Люди вообще всегда относятся к вам лучше, если знакомы с вами в реальной жизни. Используйте это.

5. Изучите культуру страны, в которую собираетесь выходить

В каждой стране есть острые темы, которые вызваны историческими или культурными особенностями. Этих тем лучше не касаться. Самое неприятное в этом вопросе то, что часто даже не можешь представить, какая тема вызовет негативную реакцию. Например, один из основных политических споров в Молдове – это название языка – молдавский он или румынский.

6. Локализация – это не только перевод на другой язык

Нужно учитывать многие другие особенности страны. Может быть, клиентам будет непривычно покупать что-то в один клик, или там не принято платить картами, нет электронных денег, или населению нравится только «своя» музыка, на родном языке, «свои» праздники, «свои» красивые числа – все, что только можно представить.

7. В каждой стране свои представления о красоте и удобстве

Что красиво в России, совсем не является красивым в Монголии. Поэтому сразу скажите «нет» стандартным лендингам. Где-то нужно будет менять логотип, где-то – фирменный цвет, где-то – добавлять слонов. Даже фотографии основателей должны соответствовать особенностям страны.


По теме: Уроки бесплатного пиара. Как получить публикации в VentureBeat и The Next Web


8. Поведение партнеров во всех странах будет разным

И вам придется смириться с этим. Есть забавная шутка про то, что если в Казахстане человек пришел на встречу в тот же час, то это не считается опозданием. И это правда! И такие «традиции» есть в каждой стране.

9. Тщательно выбирайте, на какой рынок выходить

Чаще всего предприниматели хотят выйти в США или Европу. Мне кажется, что это в корне неверное решение. Выбирать страну нужно исходя из анализа конкурентного рынка, объема рынка твоих услуг в этой стране, культурных особенностей.

10. Не бойтесь конкурировать

Часто проекты не идут в ту страну, куда уже вышел конкурент. Иногда правда лучше быть первым, чем лучшим. Но в целом нельзя считать, что рынок «потерян». Идти вторым всегда легче – рынок уже раскачан, люди понимают, что вы делаете. Если ваш продукт откровенно лучше, чем у конкурентов, а они уже вышли на этот рынок – смело идите по их следам.

11. Всегда перепроверяйте информацию

Для меня это было одним из самых важных уроков, вынесенных из выхода в другие страны. Всегда проверяйте данные, которые вы получили. Это сэкономит много сил и денег.

Фото: Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме