Колонки

Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов

Колонки
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Вероника Елкина

Компании все чаще пытаются заменить ботами разных сотрудников — в том числе и тех, кто занимается HR. Но действительно ли можно доверить найм людей программе? Вот что думают о плюсах и минусах HR-ботов представители нескольких крупных компаний.

Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов

author

Мнение Ольги Бодровой, HR-директора девелоперской корпорации «Баркли»

Для нашей компании я даже не рассматриваю такой возможности, по крайней мере, пока, поскольку у нас нет массовых должностей. У нас уникальные объекты, и под каждый из них требуется персонал с уникальными компетенциями.

Плюсы

Как минимум, при широком применении ботов может улучшиться скорость подбора и привлечения кандидатов — то есть ускорится поиск по резюме, базам данных и ключевым словам. Плюс бот может гораздо быстрее человека проводить различные виды тестирования и первичную проверку важных профессиональных параметров.

Если кандидат ее прошел, дальше уже менеджер по подбору персонала может выступить в роли собеседника и оценить соответствие кандидата каким-то неформальным критериям, то есть его soft skills.

Минусы

Наши требования настолько специфические, что проведение собеседования даже на стандартную, на первый взгляд, должность нельзя доверить машине. К нам приходят кандидаты с узкоспециализированным опытом. Мы, наверное, испортили бы свой имидж работодателя, если бы на первом этапе позволили машине общаться со столь высокопрофессиональными людьми. Поэтому мы пока не доверяем ботам.

Заставь искусственный интеллект самообучаться и совершенствоваться – выбирай онлайн-курсы в каталоге курсов по машинному обучению.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Я думаю, применимость ботов зависит от того, в какой отрасли работает компания. Использование ботов — это, как минимум, автоматизация, которая хороша для каких-то стандартных операций. На мой взгляд, современный уровень развития этих ботов таков, что они могут быть полезны при найме на однотипные, массовые вакансии — продавец, кассир, водитель, менеджер по работе с клиентами или менеджер по продажам.

author

Мнение Анастасии Антоненко, консультанта практики IT&Telecoms рекрутинговой компании Hays

Боты подойдут для компаний, у которых производится массовый найм персонала, не требующего высокой квалификации. К таким сферам можно отнести ритейл, FMCG, страхование, общественное питание. Плюсами ботов является устранение человеческого фактора при найме сотрудников на работу, а также автоматизация некоторых рутинных задач, которые не требуют умственного труда. К таким задачам могут относиться поиск контактов и первичные собеседования с кандидатами или ввод данных и оформление кадровых документов.

Еще боты могут помогать отвечать на часто возникающие вопросы соискателей, например, о графике, об уровне зарплаты и прочих условиях работы, делать рассылку с информированием о карьерной возможности или обратной связью по откликам.

Плюсы

Самый главный плюс ботов — они работают 24 часа в сутки, 365 дней в неделю и не требуют заработной платы. На основе определенных формальных критериев они могут произвести первичную обработку анкет и резюме соискателей, выбрать подходящих и отдать на следующий этап, который проводится уже человеком. Дополнительно боты могут проранжировать подходящие резюме по формальным признакам для удобства на дальнейших этапах рекрутмент-процесса. Кроме того, решается проблема механических ошибок, которые может сделать человек в процессе оформления кадровых документов (например, орфографических).

Минусы

Минусами HR-ботов является то, что они работают на основе алгоритмов, соответственно все возможные варианты событий запрограммировать нельзя. Решить некоторые задачи им просто не под силу. К примеру, они не смогут управлять беседой соискателя и его будущего руководителя на собеседовании, отвечать на нетиповые и неожиданные вопросы соискателя, соотнести привычки и/или ожидания человека с уже сформированной корпоративной культурой будущего работодателя, а также понять потребности и потенциал соискателя. Иными словами, бот никогда не поймет, подойдет ли человек команде и отдельному руководителю по темпераменту. Если исключить человеческий фактор, можно по ошибке взять компетентного сотрудника, который не вольется в коллектив и начнет потихоньку разрушать его изнутри.

Бот не сможет в полной мере проверить поведение кандидата в нестандартной ситуации, гибкость его мышления. Задачи, требующие нестандартного подхода, являются слабым местом ботов. К примеру, это работа с вакансиями в таких сферах, как продажи, маркетинг, PR и обслуживание клиентов, где вся работа связана с общением. Бот не в состоянии оценить, насколько кандидат обладает эмпатией, умеет искать подходы к собеседнику и идти на компромисс.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Такие помощники могут быть полезны при найме на вакансии, которые не требуют специальных знаний и большого опыта работы от соискателя. К примеру, боты подойдут для закрытия вакансий продавцов начального уровня. То есть боты будут эффективны для вакансий, требующих массового подбора.

author

Мнение Сергея Тихонова, руководителя пресс-службы компании «Связной»

Бот — это один из рабочих способов первичного подбора персонала. «Связной» запустил бота-рекрутера в Telegram в прошлом году. Мы предложили кандидатам с его помощью пройти начальное собеседование на одну из двух позиций — программиста или менеджера по продажам в розничной сети.

Важно понимать, что бот-рекрутер не может провести полноценное собеседование с кандидатом. Основная задача программы — первичная оценка знаний и навыков. Если человек подходит по уровню компетенций, то следующий этап — это уже общение с HR-специалистом. Подбор персонала — это не только оценка навыков и компетенций потенциального сотрудника, но и оценка того, насколько он впишется в коллектив, какими еще качествами обладает кандидат, разделяет ли он ценности компании.

Плюсы

Бот позволяет в онлайн-режиме определить базовый уровень профессиональных знаний и, в ряде случаев, их стрессоустойчивость. Еще одно преимущество бота — это возможность сэкономить время рекрутеров и заочно составить некое первичное представление о соискателе, его интересах и знаниях.

Минусы

Основной минус бота — это не персонализированное общение и невозможность дать всестороннюю оценку кандидату, посмотреть на человека «вживую». В некоторых сферах, как, например, в IT, этот минус может быть плюсом. Он позволяет проверить профессиональные навыки и знания удаленно. В сферах, связанных с коммуникациями (маркетинг, реклама и другие креативные направления), бот, на мой взгляд, не может служить единственным инструментом даже изначального подбора персонала.

Кроме того, перечень вакансий, на которые можно подбирать кандидатов с помощью HR-помощника, ограничен. Так, например, вопросы бота программистам связаны с работой JavaScript, экосистемой NodeJS и другими продуктами, с которыми им предстоит столкнуться в работе. Однако подобные тесты сложно сделать для представителей многих других профессий — прежде всего, связанных с коммуникациями, маркетингом и т. д.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Бот-рекрутер может быть полезен любой компании — все зависит от позиции, на которую ищут сотрудника. Возможность «общения» с ботом положительно влияет на имидж работодателя для молодежной аудитории, так как это один из современных способов взаимодействия с кандидатами. Для многих современных молодых соискателей, привыкших к общению в чатах и мессенджерах, общение с рекрутером (человеком или ботом) в Telegram/WhatsApp/Facebook Messenger — это естественный способ коммуникации.

author

Мнение Татьяны Белоусовой, HR-директора агентства интегрированных коммуникаций Cоmunica

Я бы доверила боту проведение собеседования на первом этапе отбора на любую линейную позицию. Мы пока не используем бота, но в процессе его разработки. Он позволит объединить в мессенджерах все внутренние кадровые процедуры. В каждом случае HR-боты способны взять на себя лишь часть работы. Человеческий фактор по-прежнему очень важен. Пока на российском рынке нет роботов или ботов, которые могут полноценно управлять комфортными коммуникациями, отвечать на нестандартные вопросы и чувствовать внутренний мир соискателя/ сотрудника.

Плюсы

Использование ботов — это снижение трудозатрат и, как следствие, повышение уровня производительности труда (экономия времени, уход от рутинной работы, сокращение количества ошибок, связанных с человеческим фактором, сохранение мотивации сотрудников). Но главный плюс в использовании HR-ботов в том, что исключаются факторы, определяющие состояние обоих участников собеседования, например, усталость, раздраженность, потеря мотивации и т. п. Таким образом, боты обеспечивают уход от субъективности при принятии решений.

Минусы

К минусам HR-ботов я бы отнесла излишний формализм системы, а также отсутствие доверия со стороны людей к ботам, что тормозит процессы. Боты могут обеспечить возможности для манипулирования со стороны соискателей.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Каким компаниям боты реально могут быть полезны? На мой взгляд, это компании, работающие во всех сферах бизнеса, где нужен массовый подбор и у которых большое количество штата.

author

Мнение Софии Куковякиной, HR-директора Konica Minolta Business Solutions Russia

Боты — отличное подспорье для подбора на массовые позиции, позиции начального уровня, там, где есть большое количество кандидатов и жесткие требования. Они экономят ресурсы — в том числе и время самих кандидатов. Боты могут проверить уровень знаний у кандидата, узнать ожидания по зарплате и соответствие другим жестким критериям. Они могут облегчить и сократить адаптационный период для новичков. В то же время, HR-специалисту расслабляться нельзя — необходимо просматривать логи и аналитику запросов. Иначе можно потерять контакт, упустить зарождающуюся тенденцию. Я доверила бы боту первоначальный отбор на начальные позиции или позиции специалистов в бэк-офисе.

Плюсы

Огромная польза от ботов в том, что они дают кандидату ответ. В подборе при помощи ботов отсутствует субъективность, соответственно, у кандидатов тоже не может быть претензий. Я приветствую автоматизацию процессов в HR, и ботов в том числе. Но если использование ботов в рекрутменте, хоть и эффективно с точки зрения бюджета, но не всегда оптимально, то в других сферах HR-менеджмента оно очень полезно. Например, бот может консультировать сотрудников по вопросам, с которыми они сталкиваются не каждый день и не хотят тратить время на поиск нужной информации: например, как оформить различные виды отпусков, получить корпоративную льготу, выбрать подходящий тренинг. На такие вопросы бот сможет немедленно дать ответ.

Минусы

Во-первых, кандидаты рано или поздно научатся «проходить» ботов. Во-вторых, сложно разработать алгоритм для единичных позиций. В рекрутменте в нашей компании боты неприменимы. Типовые позиции бывают крайне редко, в основном мы ищем высококвалифицированные кадры.

Прохождение первичного интервью даже с «живым» рекрутером это огромный стресс для кандидатов, и воспринимается как неизбежное зло, что уж говорить об искусственном интеллекте. Общение с кандидатом «вживую» — отличный способ следить за ситуацией на рынке, быть в курсе событий и представить свою компанию как работодателя. Мы часто принимаем решения «на ходу». Встречаясь с интересным кандидатом, который не совсем подходит, мы можем продолжить сотрудничество, например, в рамках позиции, которую откроем специально под этого человека. Упустить некоторых людей, которые успешно влились бы в нашу команду, из-за того, что они не прошли тест бота, я считаю непростительной ошибкой.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Применение может найти любая компания. Целесообразность, соотношение стоимости внедрения/экономии зависит и от численности персонала, и от количества автоматизируемых операций. В рекрутменте очевидна польза для FMCG, ритейла, логистики.

author

Мнение Бориса Аникеева, HR-директора проекта «Совесть»

Сегодня HR-боты (в Telegram) — имиджевый инструмент. Несомненно, с их помощью компании привлекают новую аудиторию, доступ к которой с помощью традиционных каналов поиска (рекрутинговые агентства, сайты и сервисы) ограничен.

Плюсы

HR-бот — хороший повод заявить о технологичности и инновационности компании. СМИ охотно об этом пишут.

Минусы

Минусов все же больше. Из-за отсутствия комплексной оценки данные о соискателях, полученные с помощью бота, малоинформативны и нерелевантны. Общаясь с ботом, соискатель не ограничен по времени, а если нужно отвечать на вопросы, он может прибегать к сторонней помощи (родители, друзья, поисковики, Wikipedia). Другими словами, существующие HR-боты несовершенны и требуют вмешательства рекрутера.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

При дальнейшем развитии и правильном использовании HR-боты пригодятся всем. Благодаря игровой форме «общения», fun-элементу, они помогут привлечь на линейные позиции молодую продвинутую аудиторию и, прежде всего, IT-специалистов. Но полностью заменить рекрутера им все же не по зубам.


Материалы по теме:

10 Telegram-каналов с вакансиями

Я написал бота, который рассылал за меня тысячи резюме — и вот что из этого вышло

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

Эти профессии могут исчезнуть в будущем

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как перестать совещаться ни о чем, но быть в курсе всего
  2. 2 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  3. 3 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
  4. 4 Десятки умерших бабушек и температура под 40 — как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно
  5. 5 Пять доказательств того, что клиент не всегда прав