Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов

Никита Стаценко
Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Вероника Елкина

Компании все чаще пытаются заменить ботами разных сотрудников — в том числе и тех, кто занимается HR. Но действительно ли можно доверить найм людей программе? Вот что думают о плюсах и минусах HR-ботов представители нескольких крупных компаний.

author

Мнение Ольги Бодровой, HR-директора девелоперской корпорации «Баркли»

Для нашей компании я даже не рассматриваю такой возможности, по крайней мере, пока, поскольку у нас нет массовых должностей. У нас уникальные объекты, и под каждый из них требуется персонал с уникальными компетенциями.

Плюсы

Как минимум, при широком применении ботов может улучшиться скорость подбора и привлечения кандидатов — то есть ускорится поиск по резюме, базам данных и ключевым словам. Плюс бот может гораздо быстрее человека проводить различные виды тестирования и первичную проверку важных профессиональных параметров.

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Если кандидат ее прошел, дальше уже менеджер по подбору персонала может выступить в роли собеседника и оценить соответствие кандидата каким-то неформальным критериям, то есть его soft skills.

Минусы

Наши требования настолько специфические, что проведение собеседования даже на стандартную, на первый взгляд, должность нельзя доверить машине. К нам приходят кандидаты с узкоспециализированным опытом. Мы, наверное, испортили бы свой имидж работодателя, если бы на первом этапе позволили машине общаться со столь высокопрофессиональными людьми. Поэтому мы пока не доверяем ботам.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Я думаю, применимость ботов зависит от того, в какой отрасли работает компания. Использование ботов — это, как минимум, автоматизация, которая хороша для каких-то стандартных операций. На мой взгляд, современный уровень развития этих ботов таков, что они могут быть полезны при найме на однотипные, массовые вакансии — продавец, кассир, водитель, менеджер по работе с клиентами или менеджер по продажам.

author

Мнение Анастасии Антоненко, консультанта практики IT&Telecoms рекрутинговой компании Hays

Боты подойдут для компаний, у которых производится массовый найм персонала, не требующего высокой квалификации. К таким сферам можно отнести ритейл, FMCG, страхование, общественное питание. Плюсами ботов является устранение человеческого фактора при найме сотрудников на работу, а также автоматизация некоторых рутинных задач, которые не требуют умственного труда. К таким задачам могут относиться поиск контактов и первичные собеседования с кандидатами или ввод данных и оформление кадровых документов.

Еще боты могут помогать отвечать на часто возникающие вопросы соискателей, например, о графике, об уровне зарплаты и прочих условиях работы, делать рассылку с информированием о карьерной возможности или обратной связью по откликам.

Плюсы

Самый главный плюс ботов — они работают 24 часа в сутки, 365 дней в неделю и не требуют заработной платы. На основе определенных формальных критериев они могут произвести первичную обработку анкет и резюме соискателей, выбрать подходящих и отдать на следующий этап, который проводится уже человеком. Дополнительно боты могут проранжировать подходящие резюме по формальным признакам для удобства на дальнейших этапах рекрутмент-процесса. Кроме того, решается проблема механических ошибок, которые может сделать человек в процессе оформления кадровых документов (например, орфографических).

Минусы

Минусами HR-ботов является то, что они работают на основе алгоритмов, соответственно все возможные варианты событий запрограммировать нельзя. Решить некоторые задачи им просто не под силу. К примеру, они не смогут управлять беседой соискателя и его будущего руководителя на собеседовании, отвечать на нетиповые и неожиданные вопросы соискателя, соотнести привычки и/или ожидания человека с уже сформированной корпоративной культурой будущего работодателя, а также понять потребности и потенциал соискателя. Иными словами, бот никогда не поймет, подойдет ли человек команде и отдельному руководителю по темпераменту. Если исключить человеческий фактор, можно по ошибке взять компетентного сотрудника, который не вольется в коллектив и начнет потихоньку разрушать его изнутри.

Бот не сможет в полной мере проверить поведение кандидата в нестандартной ситуации, гибкость его мышления. Задачи, требующие нестандартного подхода, являются слабым местом ботов. К примеру, это работа с вакансиями в таких сферах, как продажи, маркетинг, PR и обслуживание клиентов, где вся работа связана с общением. Бот не в состоянии оценить, насколько кандидат обладает эмпатией, умеет искать подходы к собеседнику и идти на компромисс.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Такие помощники могут быть полезны при найме на вакансии, которые не требуют специальных знаний и большого опыта работы от соискателя. К примеру, боты подойдут для закрытия вакансий продавцов начального уровня. То есть боты будут эффективны для вакансий, требующих массового подбора.

author

Мнение Сергея Тихонова, руководителя пресс-службы компании «Связной»

Бот — это один из рабочих способов первичного подбора персонала. «Связной» запустил бота-рекрутера в Telegram в прошлом году. Мы предложили кандидатам с его помощью пройти начальное собеседование на одну из двух позиций — программиста или менеджера по продажам в розничной сети.

Важно понимать, что бот-рекрутер не может провести полноценное собеседование с кандидатом. Основная задача программы — первичная оценка знаний и навыков. Если человек подходит по уровню компетенций, то следующий этап — это уже общение с HR-специалистом. Подбор персонала — это не только оценка навыков и компетенций потенциального сотрудника, но и оценка того, насколько он впишется в коллектив, какими еще качествами обладает кандидат, разделяет ли он ценности компании.

Плюсы

Бот позволяет в онлайн-режиме определить базовый уровень профессиональных знаний и, в ряде случаев, их стрессоустойчивость. Еще одно преимущество бота — это возможность сэкономить время рекрутеров и заочно составить некое первичное представление о соискателе, его интересах и знаниях.

Минусы

Основной минус бота — это не персонализированное общение и невозможность дать всестороннюю оценку кандидату, посмотреть на человека «вживую». В некоторых сферах, как, например, в IT, этот минус может быть плюсом. Он позволяет проверить профессиональные навыки и знания удаленно. В сферах, связанных с коммуникациями (маркетинг, реклама и другие креативные направления), бот, на мой взгляд, не может служить единственным инструментом даже изначального подбора персонала.

Кроме того, перечень вакансий, на которые можно подбирать кандидатов с помощью HR-помощника, ограничен. Так, например, вопросы бота программистам связаны с работой JavaScript, экосистемой NodeJS и другими продуктами, с которыми им предстоит столкнуться в работе. Однако подобные тесты сложно сделать для представителей многих других профессий — прежде всего, связанных с коммуникациями, маркетингом и т. д.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Бот-рекрутер может быть полезен любой компании — все зависит от позиции, на которую ищут сотрудника. Возможность «общения» с ботом положительно влияет на имидж работодателя для молодежной аудитории, так как это один из современных способов взаимодействия с кандидатами. Для многих современных молодых соискателей, привыкших к общению в чатах и мессенджерах, общение с рекрутером (человеком или ботом) в Telegram/WhatsApp/Facebook Messenger — это естественный способ коммуникации.

author

Мнение Татьяны Белоусовой, HR-директора агентства интегрированных коммуникаций Cоmunica

Я бы доверила боту проведение собеседования на первом этапе отбора на любую линейную позицию. Мы пока не используем бота, но в процессе его разработки. Он позволит объединить в мессенджерах все внутренние кадровые процедуры. В каждом случае HR-боты способны взять на себя лишь часть работы. Человеческий фактор по-прежнему очень важен. Пока на российском рынке нет роботов или ботов, которые могут полноценно управлять комфортными коммуникациями, отвечать на нестандартные вопросы и чувствовать внутренний мир соискателя/ сотрудника.

Плюсы

Использование ботов — это снижение трудозатрат и, как следствие, повышение уровня производительности труда (экономия времени, уход от рутинной работы, сокращение количества ошибок, связанных с человеческим фактором, сохранение мотивации сотрудников). Но главный плюс в использовании HR-ботов в том, что исключаются факторы, определяющие состояние обоих участников собеседования, например, усталость, раздраженность, потеря мотивации и т. п. Таким образом, боты обеспечивают уход от субъективности при принятии решений.

Минусы

К минусам HR-ботов я бы отнесла излишний формализм системы, а также отсутствие доверия со стороны людей к ботам, что тормозит процессы. Боты могут обеспечить возможности для манипулирования со стороны соискателей.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Каким компаниям боты реально могут быть полезны? На мой взгляд, это компании, работающие во всех сферах бизнеса, где нужен массовый подбор и у которых большое количество штата.

author

Мнение Софии Куковякиной, HR-директора Konica Minolta Business Solutions Russia

Боты — отличное подспорье для подбора на массовые позиции, позиции начального уровня, там, где есть большое количество кандидатов и жесткие требования. Они экономят ресурсы — в том числе и время самих кандидатов. Боты могут проверить уровень знаний у кандидата, узнать ожидания по зарплате и соответствие другим жестким критериям. Они могут облегчить и сократить адаптационный период для новичков. В то же время, HR-специалисту расслабляться нельзя — необходимо просматривать логи и аналитику запросов. Иначе можно потерять контакт, упустить зарождающуюся тенденцию. Я доверила бы боту первоначальный отбор на начальные позиции или позиции специалистов в бэк-офисе.

Плюсы

Огромная польза от ботов в том, что они дают кандидату ответ. В подборе при помощи ботов отсутствует субъективность, соответственно, у кандидатов тоже не может быть претензий. Я приветствую автоматизацию процессов в HR, и ботов в том числе. Но если использование ботов в рекрутменте, хоть и эффективно с точки зрения бюджета, но не всегда оптимально, то в других сферах HR-менеджмента оно очень полезно. Например, бот может консультировать сотрудников по вопросам, с которыми они сталкиваются не каждый день и не хотят тратить время на поиск нужной информации: например, как оформить различные виды отпусков, получить корпоративную льготу, выбрать подходящий тренинг. На такие вопросы бот сможет немедленно дать ответ.

Минусы

Во-первых, кандидаты рано или поздно научатся «проходить» ботов. Во-вторых, сложно разработать алгоритм для единичных позиций. В рекрутменте в нашей компании боты неприменимы. Типовые позиции бывают крайне редко, в основном мы ищем высококвалифицированные кадры.

Прохождение первичного интервью даже с «живым» рекрутером это огромный стресс для кандидатов, и воспринимается как неизбежное зло, что уж говорить об искусственном интеллекте. Общение с кандидатом «вживую» — отличный способ следить за ситуацией на рынке, быть в курсе событий и представить свою компанию как работодателя. Мы часто принимаем решения «на ходу». Встречаясь с интересным кандидатом, который не совсем подходит, мы можем продолжить сотрудничество, например, в рамках позиции, которую откроем специально под этого человека. Упустить некоторых людей, которые успешно влились бы в нашу команду, из-за того, что они не прошли тест бота, я считаю непростительной ошибкой.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

Применение может найти любая компания. Целесообразность, соотношение стоимости внедрения/экономии зависит и от численности персонала, и от количества автоматизируемых операций. В рекрутменте очевидна польза для FMCG, ритейла, логистики.

author

Мнение Бориса Аникеева, HR-директора проекта «Совесть»

Сегодня HR-боты (в Telegram) — имиджевый инструмент. Несомненно, с их помощью компании привлекают новую аудиторию, доступ к которой с помощью традиционных каналов поиска (рекрутинговые агентства, сайты и сервисы) ограничен.

Плюсы

HR-бот — хороший повод заявить о технологичности и инновационности компании. СМИ охотно об этом пишут.

Минусы

Минусов все же больше. Из-за отсутствия комплексной оценки данные о соискателях, полученные с помощью бота, малоинформативны и нерелевантны. Общаясь с ботом, соискатель не ограничен по времени, а если нужно отвечать на вопросы, он может прибегать к сторонней помощи (родители, друзья, поисковики, Wikipedia). Другими словами, существующие HR-боты несовершенны и требуют вмешательства рекрутера.

В какой сфере могут пригодиться HR-боты

При дальнейшем развитии и правильном использовании HR-боты пригодятся всем. Благодаря игровой форме «общения», fun-элементу, они помогут привлечь на линейные позиции молодую продвинутую аудиторию и, прежде всего, IT-специалистов. Но полностью заменить рекрутера им все же не по зубам.


Материалы по теме:

10 Telegram-каналов с вакансиями

Я написал бота, который рассылал за меня тысячи резюме — и вот что из этого вышло

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

Эти профессии могут исчезнуть в будущем



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase