Колонки

Я была обычным рекрутером, но решила бросить себе вызов – и основала стартап. Посмотрите, чего мне удалось добиться

Колонки
Анастасия Юхтмахер
Анастасия Юхтмахер

Основатель платформы Up&Out

Софья Федосеева

Сфера HR идет в ногу с технологиями, и, конечно же, становится более гибкой. Так, появляются новые сервисы, предоставляющие пользователям те услуги, которых не могут дать крупные участники этого рынка, например, конфиденциальность и возможность меняться «ролями».

Анастасия Юхтмахер, основатель платформы Up&Out, рассказывает о своем проекте: как возникла идея, какие «боли» решаются, почему это – новое слово в HR, и причем тут Tinder.

Я была обычным рекрутером, но решила бросить себе вызов – и основала стартап. Посмотрите, чего мне удалось добиться

С чего все начиналось

Больше десяти лет я проработала в рекрутинге крупнейших банков и топовых международных консалтинговых компаний, в том числе около пяти лет в BCG. Могу сказать, что консалтинг – это особый мир, где у тебя меняется мышление на 360 градусов. 

Работая в BCG, я поняла, что мне сложно искать подходящих кандидатов, ведь на рынке не существует карьерных сайтов, где размещают свои резюме люди из консалтинга и стартапов, которые пока еще не находятся в активном поиске работы. 

Моя предпринимательская жилка не давала покоя, хотелось создать нечто новое, не меняя профессиональный круг общения и не теряя экспертизу в рекрутинге. 

Моим вдохновением и поддержкой был муж. Каждый вечер я забрасывала его разными идеями, а он предлагал мне новые челленджи и подбадривал: «Ни дня без нового клиента», – а так все и было. 

На первом этапе создания платформы я еще работала в BCG, но позже мне пришлось уйти, чтобы лучше сосредоточиться на своем проекте и комфортно себя чувствовать без конфликта интересов. Чтобы минимизировать финансовые и профессиональные риски, я перешла работать в один из топовых банков страны. 

Совмещая работу в корпорации и свой стартап, я объективно нуждалась в помощи и нашла ассистента Дашу, которая в то время еще была студенткой. Потом ко мне на собеседование пришла Настя Сенчило, и я почти сразу сделала ей бизнес-предложение – даже два, – предложив работать рекрутером в корпорации или стать коллегой в моем проекте. 

Удивительно, но несмотря на финансовые преимущества и стабильность, она отказалась от корпорации и решила работать за идею. Сейчас сложно поверить, что на самом старте проекта нас было всего три человека, полных вдохновения и энтузиазма. 

Примерно в это время я узнала, что жду второго ребенка. Моя беременность пролетела буквально за один день: была основная работа, наш стартап и семья. Помню, как в день родов в 15:00 я отправляла ребятам письма по работе, в 17:00 прислала фотографию малыша, а уже через четыре дня мы с Настей презентовали слайды в офисе «Авито». 

Впоследствии малыш побывал во многих бизнес-центрах, а мои коллеги исполняли роль няни, пока у нас проходили встречи с клиентами. Кажется, что это было вчера, а прошло уже два года. Все это время я нахожусь в официальном декрете у моего текущего работодателя, кому я до сих пор помогаю, отправляя заинтересованных кандидатов.


Как мы нашли IT-партнеров

Наша история могла бы пойти по совершенно другому сценарию, если бы не Его Величество Tinder. 

Два года назад моя коллега и теперь уже партнер – Настя Сенчило – пошла на «свидание вслепую» с Павлом Ершовым, основателем платформы Directual. Эта компания занимается созданием цифровых продуктов с помощью графического интерфейса, а не традиционного программирования. 

Романтическая встреча не увенчалась успехом, но ребята решили, что могут быть полезными друг другу в деловых вопросах. В тот момент Паше были нужны квалифицированные сотрудники, а Настя, как и я, давно и успешно работала в рекрутинге. Мы быстро «закрыли» три позиции для Directual, и это стало отправной точкой и бизнес-общения, и нашей дружбы. 

За одним из совместных завтраков в формате клуба «анонимных стартаперов» мы обсуждали судьбу традиционных HR-агентств, я жаловалась на плачевную ситуацию на рынке, мечтала о каком-то принципиально новом механизме поиска сотрудников, который бы подошел «белым воротничкам» и стартаперам. 

Хотелось сделать что-то out of the box, посмотреть на ситуацию принципиально по-иному и наложить все процессы на технологии. 

Выслушав меня, Паша молча набросал такой механизм на салфетке! За пять минут мы нарисовали модель, где нет деления на соискателей и работодателей и люди могут меняться ролями, когда захотят. Можно сказать, именно так и «родилась» наша платформа.

 

Первый офис, клиент и ошибки

Мы запустили свой проект, когда у нас не было даже офиса. Мы просто собирались у меня дома, в кофейнях, писали письма всем нашим знакомым контактам среди экс-консультантов и предлагали поискать сотрудников для их бизнеса. 

Первым нашим клиентом стала металлургическая компания. Закрыв этот договор, мы получили около 600 тысяч рублей. На первые деньги сняли маленький восьмиметровый офис на Патриках. 

Дела быстро пошли в гору – вакансии закрывались очень быстро. Но тут мы совершили одну большую ошибку, свойственную многим стартапам. В тот момент показалось, что мы вышли на новый уровень и уже можем себе позволить большое, красивое помещение на Патриках, где было бы столько метров, что можно было заниматься йогой. 

Конечно, мы его быстро нашли, но стоил он неприлично много. Не думая про финансовые последствия, мы согласились и переехали в самый неудачный момент. 

Может, это просто была карма офиса или наказание за необдуманное решение, но с того момента предложения для клиентов перестали закрываться. 


Мы пытались понять, что идет не так в бизнес-процессах и переговорах, коллеги даже приносили святую воду, вербу и прочие штуки, но спас нас переезд в более скромный вариант. Удивительно, но бизнес снова взлетел, как только мы переехали. 

Второй проблемой стала технологическая сторона проекта. Как наложить нашу идею на технологические процессы? Ведь никто из нас раньше не создавал цифровые продукты, мы не понимали, что такое low-code, программирование, графические интерфейсы. Решить проблему помогли коллеги из команды Directual.


Новая эпоха в HR

Три года назад мы начинали с формата нишевого рекрутингового агентства, работающего в премиальном сегменте, подбирая кандидатов из стратегического консалтинга и индустриальных экспертов – преимущественно из digital, финансов, маркетинга и стартапов.

Мы знаем, что на определенном этапе развития многие стартапы для продвижения проекта привлекают маркетинг, рекламу или другие инструменты. Но мы выбрали другой путь и используем традиционный канал продвижения – это сарафанное радио, репутация «рекрутингового сервиса нового поколения», большая alumni-сеть и, конечно, мои личные связи, накопившиеся за десять лет работы в рекрутинге крупнейших банков и международных консалтинговых компаний. 

Как опытные HR-специалисты мы хорошо знаем рынок рекрутинга. Это помогает понять его запросы и потребности, тренды, особенно в премиальном сегменте «белых воротничков» и в стартапах, и привлекать к нашему сервису новых клиентов. 

Опираясь на этот опыт, скажу, что время карьерных сайтов, где регистрируются люди всевозможных профессий, прошло, потому что все устали от огромного числа нерелевантных откликов. 

Кроме того, многие кандидаты боятся, что если их резюме будут висеть на карьерном сайте и об этом кто-то узнает, их тут же уволят. В вопросе трудоустройства и смены работы очень важна конфиденциальность. 

В этом смысле мы обладаем серьезным отличием: наши участники не создают резюме, у нас нет деления на работодателей и соискателей. Плюс мы модерируем всех участников и вакансии, что дает нам возможность отсечь нерелевантных людей. Сосредоточив наше внимание именно на стартапах, представителях консалтинга и индустриальных экспертах, мы понимали, что за этими людьми – будущее. Именно они придумывают новые технологии, не стоят на месте, заряжают других людей, в том числе и меня! 


Команда молодых и амбициозных 

У нас нет ограничений, и мы ни от кого не зависим. Со мной работают только молодые ребята, которым 22-28 лет. В основной команде семь человек: они занимаются рекрутингом, модерацией платформы, SMM, развитием бизнеса, плюс, конечно, администрированием и финансами. 

При подборе персонала мы, прежде всего, смотрим на ценности людей – открыты ли они новому. И зачастую отдаем предпочтение миллениалам. Это поколение, которому не столько важно материальное вознаграждение, сколько идея и причастность к созданию чего-то социально важного, например, возможность находиться у истоков нового сервиса, полезного для общества. 

Каждый сотрудник четко понимает, что и зачем он делает, – мы все объединены общей идеей и миссией. Это позволяет во время переговоров быть настолько убедительными, что некоторые представители большого бизнеса просят дать советы. 

Другая важная часть – наши IT-партнеры, те самые Directual. Ребята во главе с Пашей Ершовым поддерживают нашу платформу со стороны технологий. Мы ничего не понимали в коде, не могли контролировать создание технической части продукта, а команда Directual взяла этот вопрос на себя. И мы им доверяем. 


Наши принципы

Мы не делим пользователей на работодателей и соискателей. Каждый может в любой момент сменить роль и искать работу как себе, так и в свою команду. 

Кроме того, у нас userfriendly-интерфейс, который очень напоминает социальные сети, а лента и вовсе выглядит как Instagram. В целом все очень просто. 

Что нужно сделать, чтобы начать использовать сервис: 

  • зарегистрироваться на платформе, 
  • прислать описание вакансии в формате ссылки или текста. 

Остальное сервис сделает сам. Если что-то идет не так, всегда можно обратиться за помощью в собственный чатик поддержки в What’sApp или Telegram. 


Важнейший момент, который мы ставим во главу угла: не строить монетизацию на людях и бесплатно размещать профили и вакансии. Мы создаем единое пространство людей, которые могут нести большую ценность друг для друга. Это наша философия. 

Мы видим преимущества нашего подхода и для крупного бизнеса. Прежде всего, с точки зрения денег и лояльности гораздо выгоднее платить бонус своему сотруднику за рекомендацию кандидата, которого он сам может найти, а не огромные гонорары внешним рекрутинговым агентствам. 

Это может быть хорошим элементом развития бренда работодателя, ведь любой человек может задать вопрос про атмосферу в компании, культуру и возможность построения карьеры.


Достижения и планы

В платформу не инвестировал никто, кроме нас самих, и до сих пор мы наивно верим, что сейчас сторонние вложения нам не нужны. Мы создаем проект только на собственные деньги, которые получаем от своей же рекрутинговой функции. 

У нас есть большая поддержка со стороны партнеров, да и рынка в целом. С момента запуска прошло всего несколько недель, но мы получили уже более пяти тысяч заявок и отобрали полторы тысячи лучших и релевантных. 

Сервис активно развивается, и уже сейчас здесь можно найти вакансии от известных стартапов, топовых банков, телеком-, IT- и консалтинговых компаний. А в планах – запуск приложения, проект которого мы уже начали прорабатывать.


Итог

Раньше я жила с мыслью, что стартапы запускают люди, у которых есть большой опыт. Они прекрасно разбираются в бизнесе, у них есть стопочка дипломов МВА из Columbia, Chicago, INSEAD, и вся эта история не про меня – ведь я закончила педагогический институт и всегда была обычным рекрутером. Но я решила бросить вызов самой себе и посмотреть, что будет, если сделать первый шаг в этот сложный мир. 

Сейчас, пообщавшись с огромным количеством предпринимателей, могу сказать точно: если ты собираешься открыть стартап, то неважно, где ты работал и учился, главное – упорство и желание сделать что-то для людей. 

Советы начинающим

Начинающим стартаперам, молодым и амбициозным, я бы дала несколько советов:

  • не ставьте первоочередной целью заработать деньги, тогда люди к вам потянутся, а это обязательно принесет свои плоды; 
  • живите своим проектом и заряжайте им других – всех членов семьи, друзей, чтобы разговоры даже о самых маленьких успехах тебя поддерживали, а ты чувствовал, что они тоже часть твоей команды;
  • слушайте свою интуицию и не бойтесь набивать шишки, лично я – за «слабоумие и отвагу». 

Фото предоставлены автором

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Такой подход к HR работает и приносит деньги в бизнес. Что вы упускаете, не сотрудничая со студентами?
  2. 2 ­­Можно ли собрать классную команду и не стать HR-акулой на региональном digital-рынке?
  3. 3 Руководство по найму первого HR-менеджера. Что нужно знать основателю стартапа?
  4. 4 Три тренда в HR, которые нельзя игнорировать рекрутерам
  5. 5 Ложь, презрительное отношение и хамство: что вам нужно сделать, чтобы провалить собеседование