Что нужно знать, чтобы организовать идеальный хакатон

Роман Никишев
Роман Никишев

Руководитель проектного офиса компании «Актум»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Понятие «хакатон» = «хакер» + «марафон». Но тут нет ни тени криминала, один позитив. Участники таких технологических соревнований могут «прокачать» себя, обрести новые знания, найти новую работу. Для заказчиков это недорогой и быстрый способ решить технологическую проблему, найти перспективных сотрудников. Объем прошлогоднего российского рынка хакатонов оценивают в миллиард рублей, ожидания текущего года — рост в 1,5 раза. Как провести хакатон, рассказывает Роман Никишев, руководитель проектного офиса компании «Актум».

Этап первый. Решение

Первый важный шаг к хакатону — понять, для чего он нужен. Все больше компаний осознают, что это действительно эффективный способ решить задачу: вывести новый продукт на рынок или опробовать новую технологию, скажем, блокчейн или искусственный интеллект.

Традиционный путь — использовать ресурс своего персонала. Можно нанять консалтинговую компанию, но это, во-первых, обойдется недешево, а во-вторых, займет много времени. И количество полученных идей будет ограниченным.

А хакатон проходит в очень сжатые сроки (обычно это уикенд с вечера пятницы до вечера воскресенья), в этом соревновании может участвовать сотня и более амбициозных специалистов, способных представить не менее двух десятков оригинальных идей и разработок.

И все это уложится в посильный, особенно для крупной компании, бюджет: проведение хакатона в Москве, по нашим данным, стоит 2–3 миллиона рублей, в регионах — около миллиона. За эти деньги заказчик может получить действительные свежие решения для своего развития, а также привлечь уже проверенные в деле молодые талантливые кадры.


Этап второй. Тема и участники

Если решение принято, нужно четко и емко сформулировать тему. Например: «Как применить технологии виртуальной реальности (VR) там-то и там-то». Скажем, не так давно мы провели хакатон совместно с международным производителем компьютерных игр VRTech, в ходе которого участники предлагали прототип игры с использованием виртуальной реальности. Или в Томском политехническом университете у нас довольно успешно прошло соревнование, где компания «Газпром нефть» сделала задание разработки электронно-торговой площадки с использованием технологии блокчейн. А компания «Мегафон» недавно с нашей помощью устроила хакатон, где перед участниками была поставлена задача создать роботизированный сервис, который с использованием технологий искусственного интеллекта мог бы генерировать тексты для клиентов с учетом их индивидуальных особенностей.

После того как тема выбрана можно приступать к непосредственной организации мероприятия. Один из способов — довериться опытному подрядчику, который профессионально специализируется на хакатонах. Можно попробовать и самому, но тогда при подготовке нужно учесть несколько важных моментов.

Например, по нашему опыту, оптимальное число участников такого мероприятия — около 100 человек. В регионах может быть и поменьше — человек 70, не всегда получается найти большое количество специалистов. Самый эффективный способ поиска участников — использовать ресурсы различных сообществ.

Например, у специалистов по определенным типам программирования есть свои группы в социальных сетях, мессенджерах. Мы договариваемся с администраторами этих ресурсов, и они, как правило, охотно размещают информацию о проведении наших соревнований. Ведь участвовать в хакатонах специалисту очень интересно: он узнает что-то новое, «прокачает» свои профессиональные навыки — в команде ему приходится в напряженном режиме решать порой довольно сложную проблему.

Не стоит забывать и про материальную заинтересованность. Сейчас призовой фонд одного хакатона в Москве в среднем составляет 600 тысяч рублей, в регионах — 300 тысяч. За первое место команда в среднем из 4 человек может получить, соответственно, 300 и 150 тысяч рублей — неплохой заработок за уикенд. Бывают хакатоны многоступенчатые, с отборочными этапами, где в итоге призовой фонд может быть более внушительным.

Фото предоставлено пресс-службой компании

Например, этим летом мы совместно с компанией «Атлас» (ИТ-технологии) проводим серию хакатонов в Северо-Кавказском федеральном округе, которая состоит из 7 отборочных этапов в разных городах. А финал пройдет в Грозном, и призовой фонд этого соревнования составит миллион рублей.

Важный момент: по результатам соревнований их участники могут получить перспективную работу. Часто после хакатона нанимают всю победившую команду целиком. Скажем, это произошло в упомянутом выше случае с компанией VRTech, когда разработанный в результате хакатона прототип VR-игры был взят компанией в дальнейшее производство, и к дальнейшей работе над ней были привлечены участники хакатона.


Этап третий. Место

Оно также должно быть выбрано правильно. Например, мы стараемся подбирать помещения с круглосуточным доступом, так как участники могут приходить и уходить в любое время дня и ночи. Место должно быть удобным: нужны столы, переговорные комнаты, а также диванчики и пуфики, ведь участники соревнований могут задержаться и обсуждать проблему всю ночь напролет.

Наша компания любит использовать для хакатонов коворкинги, а пуфики и другую недостающую мебель мы можем привезти дополнительно. Также во время хакатона нужно обеспечить базовое питание — бутерброды, печенье, плюшки, чай, кофе. Для этого разумнее всего обратиться к проверенной кейтеринговой компании.


Этап четвертый. Эксперты

Это важный элемент хакатона. Речь идет о независимых специалистах (маркетологах, бизнес-аналитиках, разработчиках и прочих), которые могли бы консультировать команды в ходе соревнований, помогать им.

Фото предоставлено пресс-службой компании

Таких людей также нужно искать в профессиональной среде, им интересно прийти на хакатон, чтобы познакомиться с новыми людьми, идеями, повращаться в своей профессиональной среде. Так что при определенном навыке найти таких специалистов несложно.


Этап пятый. Процедура, проведение, награждение

Хакатон начинается. Звучит приветственное слово заказчика, участники задают ему вопросы, подробно выясняют, какую задачу он хочет решить. Начинается работа: команды лихорадочно ищут решение, у кого-то не получается, кто-то стесняется поделиться своими сомнениями. Подходят эксперты, помогают, подбадривают. Мы советуем командам не закрываться, общаться друг с другом, ведь это может натолкнуть на интересные идеи.

Есть смысл устраивать так называемые чек-поинты, промежуточные контрольные точки: обычно утром и вечером эксперты оценивают, на какой стадии находится работа команд-участников. Также по ходу хакатона мы обычно проводим краткие интерактивные мероприятия: людям тяжело часами заниматься одним и тем же, и мы разряжаем обстановку играми, направленными, например, на то, чтобы участники лучше узнали друг друга.

Последний день обычно самый напряженный. Все бегают в суматохе, все горит, многое надо срочно доделывать. Кто-то в ночи понимает, что делал все не так, и пересобирает решение. Кто-то в отчаянии, падает духом… Тут важно участников поддержать, направить.

Например, помню, как команда «Креатив» во время соревнования в Санкт-Петербурге по заказу «Мегафона» буквально в последний момент сумела представить идею мобильного финансового сервиса, направленного на желающих приобрести или продать криптовалюту. Поначалу у команды дела шли не очень, и если бы ее не подбадривали эксперты, то вполне возможно, что ребята не добились бы победы.

Но вот звучит сигнал об окончании. Собираются команды, представляют заказчику свои решения. Бывает, выявить победителя сложно: сразу несколько работ оказываются очень хорошими. Тогда в виде исключения можно присудить победу сразу двум или трем командам, разделив призовые. В хакатоне очень важно, чтобы у участников не было обиды, чувства, что их недооценили.

Вообще зорко следить за тем, чтобы люди остались довольны, организаторам надо по ходу всего мероприятия. Пожалуй, главный секрет проведения качественного хакатона — на нем должна царить приятная домашняя атмосфера, а все его участники, помимо новых знаний, возможных наград и предложений о работе, должны получить позитивные эмоции и сохранить приятные воспоминания. Ну, а компания-заказчик правильно организованного хакатона получит импульс для развития, свежие, оригинальные идеи и качественные кадры.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase