«Навык бегать с протянутой рукой у меня есть. Мы реально прошли по краешку» – основатель «Мосигры» о взлетах и падениях бизнеса

Дмитрий Кибкало
Дмитрий Кибкало

Основатель «Мосигры»

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

500 тыс. рублей стартового капитала, нереализованный запас настольных игр, два друга с амбициями и самодельный логотип. С этого в 2008 году начиналась компания «Мосигра». Сейчас у нее 70 магазинов в 30 городах России, более 500 сотрудников и годовой оборот 600 млн рублей.

Основатель «Мосигры» Дмитрий Кибкало говорит, что учится делать бизнес до сих пор. На встрече «От идеи до миллиона» в «Лектории BBDO» он рассказал, чем хорош метод проб и ошибок, как компания выбралась из недавнего кризиса и почему строит планы экспансии.

Хорошая идея может подвернуться случайно. Нужно быть готовым рискнуть

Я в детстве увлекался всеми видами игр — от футбола до домино. Занимался серьезно математикой и программированием и, честно говоря, думал, что буду делать именно компьютерные игры. Но получилось по-другому.

В общежитии МГУ, где я учился на мехмате, мы на кухне по ночам играли в «Шакала» — эту игру про пиратов, о которой я узнал от своего отца, можно было изготовить из подручных материалов.

И тогда я решил: не дело, что такой продукт пропадает. Я хотел сделать компьютерную версию и даже начал ее писать, но до конца не довел. Зато в голове сидела мысль, что я что-то должен с ней сделать.

Дмитрий Кибкало

Про работу после универа

После университета я чем только ни занимался: работал в пресс-службе футбольного клуба «Спартак», рекламной группе ИМА, продюсерском центре «Колизей»... 2008 год был очень хорошим для ивент-индустрии, мы очень прилично заработали за весну и лето, а осенью все заглохло. К тому моменту у меня в квартире в углу стояли коробки с игрой «Шакал». Я делал ее в подарок отцу, когда с деньгами не было проблем.

Получилось так, что нужных компонентов в Китае проще было заказать на 100 экземпляров. Подарил отцу, подарил еще кому-то — осталось 90.

Жена спрашивала, что я собираюсь делать с этим добром. И тогда я с другом детства Димой Борисовым — он еще в феврале остался без работы и помогал мне собирать «Шакала» — решил, что лучшей возможности сделать что-то вместе нам не подвернется.

Про то, как появился интернет-магазин

Борисов стал бегать по магазинам, но никто игру не брал. Она была потрясающего качества, но стоила «конских денег» — 7 тыс. рублей. Тогда мы посовещались и решили, что надо «запилить» интернет-магазин.

Мы отобрали на свое усмотрение 20 настольных игр и до кучи воткнули туда нашего «Шакала». Так и появилась «Мосигра». Конечно, так бизнес никто не делает, но у нас получилось. Шанс был один на миллион, и нам повезло.

Мы оказались в нужное время в нужном месте, и у нас был драйв! И мы, как говорится, словили бога за бороду. А производственное направление в итоге выросло до такого масштаба, что в 2010 году мы создали отдельный бизнес-юнит.

Не надо бояться пробовать и ошибаться. Опыт — платное обучение

Когда мы сделали сайт и увидели, что никто туда не заходит, то купили рекламу в «Директе». Ни одного звонка. Тогда мы переформатировали объявление так, как никто не делал: под каждую игру отдельное описание. Сработало! Но мы были абсолютно не готовы к этому.

Развозили игры с 6 утра до 11 ночи по всей Москве — это был просто ужас! И потрясающий опыт — мы поняли, что людям нужно, как они реагируют. В том числе выяснили, что им важно пощупать товар перед покупкой.

Мы сняли комнатушку на Белорусской под самовывоз. Продажи выросли сразу! Мы поднакопили деньги, открыли вторую точку на Таганке — и как понеслось… Это было что-то невероятное! На Новый год мы прямо с фуры продавали. Очередь стояла такая, что никто не хотел ждать, пока мы все это разложим.

Когда денег — ноль

Много раз за всю историю «Мосигры» мы влетали в кассовый разрыв, оказывались с «баранкой» на счету. Например, в прошлом году в мае оказались в минусах, когда мы старый кредит закрыли, а новый нам не дали. Пришлось вертеться.

Навык бегать с протянутой рукой у меня теперь тоже есть. Было тяжело и больно, и мы реально прошли по краешку. Провалили сезон, поскольку не смогли накопить товара.

Зато поменяли всю работу с финансами, работаем теперь с несколькими банками, освоили кредитование у частников — столько всего сделали нового! Сейчас та история уже не выглядит проблемой, потому что я знаю — на рынке денег много, нужно просто пошевелиться, чтобы их найти.

Дмитрий Кибкало в магазине «Мосигра»

Этот опыт стоил мне полгода беготни и ощутимого убытка. Как говорится, все, что не убивает — делает нас сильнее. Опыт — это платное обучение.

Если есть, у кого спросить — лучше посоветоваться

Наша компания росла намного быстрее, чем мы могли себе представить. Она росла в совершенно неожиданных местах, и ко всему не удавалось подготовиться.

От многих ошибок нас спасали и книжные знания, и участие в ритейловых конференциях, и опыт товарищей по бизнесу.

Вообще, я где-то в позапрошлом году пришел к мысли, которая, на самом деле, лежит на поверхности. Вот у меня в компании, например, некий кризис, который можно как-то охарактеризовать. А есть сотни людей, которые находятся уже на следующей ступеньке: они только что этот кризис прошли, знают, как его преодолеть, знают причины его проявления, знают последствия. Надо просто подойти к ним и спросить: «Как вы это сделали?». Они рассказывают, а потом оказывается, что это решение применимо к твоей проблеме.

Деньги — важный, но не самый главный мотиватор для сотрудников

Когда мы бурно росли, то думали, что будем нанимать лучших людей, и они будут делать лучшую работу. Это неправда: деньгами люди не мотивируются!

Зарплату платят не просто так, а за хорошо сделанную работу, поэтому нужно расставаться с иллюзией, которая звучит так: «Я не доделываю свою работу, потому что мне мало платят». Если ты не доделываешь свою работу, то будешь уволен! И только если ты делаешь свою работу очень хорошо, может быть, тебе когда-то зарплату повысят.

Такой денежной мотивации хватает на два месяца. После этого человек привыкает к более высокой зарплате. А денег, как известно, не хватает всегда, сколько бы ни платили.

Поэтому мотивация должна быть построена по-другому. Есть куча методик, об этом везде пишут — это и вовлечение в результаты труда, и ощущение причастности к чему-то большому, светлому, приятному.

Терпение, только терпение. Корона никому на голову не падает

При регистрации логотипа «Мосигра» нам три раза давали отказ. На четвертый все получилось. Я люблю выигрывать и найду способ добиться свой цели. Хотя, конечно, сейчас я могу говорить, что пошел бы и в пятый раз, и в шестой, но на самом деле не знаю, как бы все повернулось. Но мы пробовали и добились успеха.

Региональная экспансия у нас не сразу сложилась. Мы свой рынок вырастили в Москве и думали, что таким же методом сможем вырастить в регионах. Думали, что раз в Москве получилось — сейчас бахнем в Питере, Уфе, Оренбурге… Сразу кучу денег вложили, и оказалось, что все не так работает совершенно.

Если в Москве средняя выручка магазина в месяц — 1,5-2 млн рублей, то в Оренбурге — удача, если будет 500 тыс. рублей. Мы просто переоценили силы собственного маркетинга. Ничего, разобрались.

Теперь у нас есть планы зарубежной экспансии — Германия, Штаты. Мы начали с продажи прав на игры, а сейчас уже продвигаем готовый продукт. Сидя в Москве, кажется, что конкурентов у нас там практически нет. Но как будет на практике — сказать трудно. Нюхнем пороху, посмотрим.

Все, наверное, читали о таком правиле — для того, чтобы стать профессионалом, нужно посвятить делу 10 000 часов. И это так. Корона никому на голову не падает.

Надо реально потерпеть, помучиться и тогда в какой-то момент все начинает возвращаться. Идеи сами по себе ничего не стоят. Вообще. Если вы не готовы свою идею вымучивать и взращивать – все будет бесполезно.


Материалы по теме:

«Я оставил науку, чтобы зарабатывать на грязных кроссовках»

«В 44 я бросил работу, оставил дочке квартиру и уехал делать бизнес своей мечты»

10 лет в банке, поездка в США, вложенные $500 тысяч и два года без дивидендов — вот что значит «свой бизнес»

«Майнинг настолько прибылен, что я мог бы продать все свои бизнесы» – история пяти миллионов, которые за год принесли в 10 раз больше

Личный опыт: Как за один год пройти путь от фотомодели до программиста


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

  • Ioki Ivanov
    Ioki Ivanov 13:10, 14.11.2017
    0
    Этот человек написал " потрясающую" книгу, бизнес как игра которая подойдет возрасту от 0-3 лет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase