Колонки

Интуитивный менеджмент: что это и как он помогает развивать бизнес?

Колонки
Наталия Селезнева
Наталия Селезнева

Генеральный директор креативного агентства New Day Agency

Софья Федосеева

Интуиция – это озарение, внезапная вспышка, что-то, что нельзя просчитать и проанализировать. Как совместить ее с бизнесом?

Генеральный директор креативного агентства New Day Agency Наталия Селезнева рассказывает о том, почему стоит внедрить интуитивный менеджмент в управление компанией.

Интуитивный менеджмент: что это и как он помогает развивать бизнес?

Что такое интуитивный менеджмент? 

Замечали ли вы когда-нибудь, что на деловой встрече с первого взгляда на собеседника понимаете, сработаетесь или нет? Эта мысль не поддается логическому объяснению, длится ровно секунду, а затем мозг начинает накручивать идеи и искать оправдания: «Почему я так решила?» или «Ну, сначала нужно попробовать». 

Но вот вы начинаете работать, и процесс идет тяжело, а иногда и сам проект прерывается. Получается, что первая мысль, озвученная интуицией, была справедлива. Важно уметь ловить и использовать эти моменты. 

Для самоопределения себя как последователя теории интуитивного менеджмента нужно научиться слушать то, что говорит интуиция, и понять, как правильно ей пользоваться. 


Интуиция есть у каждого человека. Некоторым она помогает с самого рождения, а кому-то нужно развивать ее своими силами. 

К примеру, почти у всех руководителей очень высоко развит навык распознавания внутренних сигналов сознания. Они ловят мысль, цепляются за нее и не ведутся на логические цепочки оправданий восприятия, которые выстраивает в голове наш мозг. 

Рассматривая менеджмент как систему экономических отношений, мы понимаем, что, в отличие от интуиции, он работает по определенным законам и правилам. Его можно структурировать и не выходить за привычные рамки процесса управления. 



В собственном подходе я объединила понятия «интуиция» и «менеджмент» и теперь следую правилам теории, названной «интуитивным менеджментом». 

Интуитивный менеджмент – это умение управленца принимать важные решения, опираясь не только на опыт и здравый смысл, но и на интуитивное распознавание сигналов сознания.

Здесь есть основной принцип, на который стоит полагаться, — вера в собственную интуицию. Формула этой модели управления работает по правилу 60 на 40, где 60 – это сбалансированная аналитика и продуманная стратегия, а 40 – интуиция. 


Разница между стандартными подходами и интуитивным менеджментом

Подход основан на интуиции и эмоциях, которые ориентируются на знания и опыт. Поэтому нельзя сказать, что использовать этот метод – значит слепо эмоционировать, принимая необдуманные решения и нарушая устоявшиеся алгоритмы. Интуитивный менеджмент учит чувствовать ситуации, понимать рынок и бизнес, помогает находить и применять нужные инструменты для принятия единственного верного решения. 


Главная особенность интуитивного менеджмента – его гибкость. Отказ от четких инструкций и устоявшихся решений. Умение на время забыть учебники и пойти своим путем. 

В теории многие стратегии и бизнес-модели успешно и эффективно работают. Однако на практике одни и те же подходы ведут себя в разных компаниях совершенно по-разному. Интуитивный менеджмент – это об осмыслении и своевременном подборе вариантов решения задачи. 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Что повлияло на формирование интуитивного менеджмента? 

Имея за плечами большой портфель бизнес-кейсов и навыки управления, наверное, почти каждый руководитель подсознательно выбирает свой стиль и тактику ведения компании. Я – не исключение. 

В какой-то момент ты понимаешь, что в идентичных ситуациях следует поступать по-разному, ведь перед тобой стоят совершенно разные задачи, люди и бренды. Иногда решение зависит даже от дня недели или настроения собеседника. Нужно чувствовать пространство и уметь подстраиваться.

Когда слушаешь интуицию, при этом проводишь анализ ситуации и выстраиваешь прогноз, результат превосходит ожидания. На формирование теории интуитивного менеджмента повлияли особенности конкретных людей и компаний, их характеры и эмоции, психология.


В каких сферах работает этот подход? 

Применять такой подход может позволить себе далеко не каждый руководитель. Интуитивный менеджмент дает хорошие результаты там, где происходит коммуникация «человек-человек», например, в сфере рекламы и креатива. 

А вот технические отрасли с четкими постулатами и инструкциями не смогут применить и проверить теорию в полной мере. Однако ничто не мешает им внедрить некоторые элементы этого подхода. 


Коммуникация как основа

Общение – это основа интуитивного подхода. Он строится на чутком восприятии психологии коммуникаций как внутри компании, так и вне ее: с клиентами, партнерами или подрядчиками. 


Умение слушать, адаптироваться, слышать желание клиента, чувствовать, как построить разговор и расставить акценты – вот магический залог успеха.

Интуитивный подход влияет на всю коммуникацию нашего агентства. Внутри компании основой является поддержка и доверие сотрудников, вера в их успех. Внешнее коммуницирование становится клиентоориентированным, приносит успех заказчику не в ущерб агентству. 


Внутренняя коммуникация

Сотрудники – это отражение владельца компании. Интуитивный менеджмент помогает «почувствовать» их, придать им уверенности, понять, как именно нужно разговаривать с человеком, чтобы он поверил в собственные силы и стал приносить ощутимую пользу.



Даже при первичном собеседовании я не смотрю на сотрудников только через призму навыков и опыта. Поэтому каждый из нас отражает и дополняет друг друга. Добиться подобной культуры отношений можно только благодаря интуитивному менеджменту. Из него вытекают такие понятия, как доверие и здоровая атмосфера внутри команды. 


Человека можно научить профессиональным навыкам, но умение понимать и помогать воспитывается в детстве. Заметить это можно чуть ли не мгновенно, если руководствуешься не только логикой, но и ощущениями. 

Мы поддерживаем друг друга, практикуем эмпатию. А эмоции – это двигатель менеджмента такого характера. 


Возможно ли предусмотреть все риски? 

Теория интуитивного менеджмента не рассказывает о том, как избежать рисков. Но она доказывает, что собственная интуиция всегда подскажет правильный выбор. 

Принимаемые решения базируются не на теории сотен книг, словах бизнес-тренеров или методах, которыми пользуются конкуренты. Умение понимать ситуацию, анализировать ее по собственным критериям – вот что важно. 


Если будет провал? 

У всех случаются провалы – ситуации, в которых мы принимали неверное решение. Как итог – дополнительные затраты, негативные эмоции и судорожный поиск альтернативы. 

Когда совершаешь ошибку, то винишь не книгу, структуру или коллегу, а себя – так проще проанализировать ситуацию и исключить подобное в будущем.  



Яркий пример интуитивного доверия: однажды мы искали подрядчиков для постройки стенда. Выбор пал на специалиста со схожим подходом и мыслями, хоть он и не обладал тем опытом, который был у других. Ты доверяешь своей интуиции, идешь с человеком, которого не знаешь, и получаешь удивительный результат.


Внешняя коммуникация

Что предложить клиенту, чтобы попасть в самую точку? Мы проводим полный маркетинговый анализ, смотрим на конкурентов, даем оценку каждому бизнес-процессу. Это фундамент, но его недостаточно. 

Главное – уметь слушать своего клиента: понять, чего он хочет, и перенести это на результат работы. Чтобы получить полную картинку, нужно отбросить остальные мысли из головы и понять его настроение.

Наша основная задача – найти концепцию и сформулировать бренд, чтобы получилась правильная и работающая система. Иногда клиент думает, что четко знает, чего хочет, и даже не задумывается о других возможностях и вариантах, но ты находишь решение, которое позволяет ему изменить взгляд на этот вопрос. Важно не бояться думать и предлагать.


Интуитивный менеджмент на встречах и презентациях

К каждой встрече нужно готовиться: собрать материалы, создать презентацию и настроиться на максимальную продуктивность. Но мы никогда не знаем наверняка, как пройдет обсуждение. Зачастую импровизация – это все что остается. Поэтому нужно уметь разговаривать в ритме и на языке клиента, основываясь на его и своих ощущениях.



Когда опираешься и на эмпирическую, и на интуитивную составляющую, то минимизируешь риски оказаться ни с чем. Поэтому я готова к любому исходу.


Советы от других руководителей бизнеса

У меня широкий круг общения, и я контактирую со многими крупными бизнесменами. Я внимательно слушаю, что они мне говорят и советуют. Новые знания и информация лишь добавляют вес аргументов в ту или в другую сторону. Но нужно чувствовать, когда действительно стоит прислушаться, а когда – поступить по-своему. 



К разработке собственного видения вещей нужно прийти самостоятельно. Слепо следуя за общепризнанными методиками, добиться результата крайне сложно. Значительно важнее понять, как автор той или иной бизнес-модели дошел до нее, чем то, что сама модель из себя представляет.

Это – самый верный способ когда-нибудь создать собственный метод и делиться опытом с людьми.


Материалы по теме:

Вам понадобятся знания в менеджменте, психологии и умение работать с людьми. Скрам-мастер — о своей работе

Успеть все: мануал по планированию от топ-менеджера Skyeng

Не знаете, как справиться с задачами? Пора искать систему управления проектами

Мы много раз экспериментировали в управлении командами. Эти правила помогут вам избежать ошибок

Как эмоции стали ключом к большому бизнесу


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Пустились по морю в грозу» — стоит ли начинать свое дело в кризис
  2. 2 Как стать гуру онлайн-мероприятий? 4 главных навыка event-менеджера
  3. 3 В поисках инвестора: как продать долю в стартапе крупному игроку
  4. 4 «Заплыв на неизвестную территорию»: как перевести яхтенную школу в онлайн
  5. 5 Игры, бонусные баллы и open source проекты: как закон о запрете криптовалют может «запретить» и другие отрасли
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти