Top.Mail.Ru
Колонки

История Oriense: как создать работающий социальный стартап

Колонки
Сергей Фрадков
Сергей Фрадков

Управляющий партнер фонда и стартап-акселератора iDealMachine

Сергей Фрадков

Проект петербургских стартаперов Oriense - это система ориентации и навигации для невидящих людей, которая помогает им перемещаться в окружающем пространстве при помощи аудиоподсказок. Эксперты пророчили начинающему стартапу тяжелый процесс роста в условиях российской экономики и скептически рассматривали его трансформацию в успешный бизнес. Однако время показало, что проект отлично жизнеспособен, несмотря на наличие конкурентов на рынке.

История Oriense: как создать работающий социальный стартап

Навигатор Oriense представляет собой устройство, в комплект которого входят специальный 3D-сенсор и носимый блок, снабженный GPS-навигатором. Небольшой гаджет сканирует окружающее пространство и голосом предупреждает о препятствиях на пути.

Используя объемное компьютерное зрение и сведения, получаемые с датчиков, гаджет рассказывает своему владельцу, как избежать препятствия, может сообщить нужный адрес, а также проложить пеший маршрут или маршрут с использованием доступного общественного транспорта. Навигатор помогает слабовидящему или слепому человеку узнавать о всех деталях его пути - неровностях на дороге, ступеньках, цвете сигнала светофора, номере маршрута прибывающего транспорта.

Первоначально идея проекта родилась в 2006 году, после этого развитие стартапа шло в несколько этапов. Основная разработка проводилась в Санкт-Петербурге инициативной командой из двух человек. Сегодня работа проходит на базе ЦНИИ Роботехники и Технической Кибернетики. Часть команды проекта, которая теперь насчитывает 8 человек, располагается в акселераторе iDealMachine. Напомним, что iDealMachine - это венчурный фонд и акселератор проектов в области ИТ-индустрии. Команда Oriense работает с iDealMachine c ноября 2012. В ноябре того же года молодые предприниматели смогли получить инвестиции от венчурного фонда iDealMachine. Это время можно считать запуском проекта. На деньги, полученные от iDealMachine, участники стартапа смогли создать работающий прототип прибора и протестировать его в петербургском Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.

За время сотрудничества команды проекта с акселератором iDealMachine удалось скорректировать и грамотно поставить в Oriense процесс разработки продукта. Создатели устройства непосредственно общались с незрячими и слабовидящими людьми, задавали им конкретные вопросы. Это помогло сформулировать главные задачи, которые должен был решать прибор, и определить его необходимый функционал. Сегодня iDealMachine продолжает помогать развитию стартапа: предоставляет помещение и ресурсы, активно участвует в развитии компании, привлекает к участию специалистов для проведения специализированных мастер-классов и воркшопов.

Схема работы устройства Oriense следующая: прибор сканирует окружающую среду, а затем создает так называемую «карту глубины». Далее  система анализирует такую карту и разрабатывает оптимальный маршрут, по которому лучше всего достигнуть цели, минуя все препятствия. Затем она озвучивает пользователю словесное описание пути через беспроводные наушники. Слабовидящий или слепой человек не будет знать, что перед ним конкретно, но сможет почувствовать положения и габариты препятствий в окружающем пространстве.

В июне прошлого года для создания новой версии гаджета инициаторы стартапа выиграли грант на 1 миллион рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий. В августе 2014 Oriense получил наивысший индекс инвестиционной привлекательности ААА  Russian Startup Raiting.

По предварительным подсчетам примерная розничная цена устройства составит 800 долларов. С учетом нынешнего роста курса доллара такая стоимость становится практически неподъемной для незрячих людей. Однако команде удалось сделать многое, чтобы понизить стоимость гаджета. Разработана модульная структура устройства. Можно отдельно приобрести только основной блок, он же навигатор. Если хочется получить дополнительный функционал системы, то в таком случае вы можете докупить к нему очки с 3D-камерой.

Зарубежные аналоги проекта или на порядок дороже или требуют длительного обучения. Продавать навигаторы молодые бизнесмены планируют через уже существующие  специализированные сети дистрибьюторов, занимающихся продажей медицинского оборудования, и через интернет-магазины товаров для незрячих. Кроме того, в закупках прибора будут участвовать благотворительные фонды и различные госпрограммы, с которыми компания ведет сейчас активные переговоры. Продажи устройств Oriense команда будет осуществлять и в собственном интернет-магазине. 

По сути Oriense - это уникальный проект неимеющий прямых конкурентов. Это позволяет инициаторам проекта строить оптимистические планы по развитию своего бизнеса даже в условиях настоящего кризиса.

Конечно, сегодня есть множество различных проектов, которые помогают слабовидящим ориентироваться на улице, но их функционирование основано на других принципах. Самым близким конкурентом Oriense  является израильский стартап OrCam. Пользователи OrCam - это слабовидящие люди, которые могут различать контуры объектов. Это устройство, как и отечественное, может распознать цвет светофора, но для этого незрячий должен указать гаджету на сам светофор. Полностью слепые люди не могут сделать этого. Сооснователь и СЕО проекта Виталий Китаев о преимуществах Oriense:

«Если сравнивать нас с конкурентами то никто не использует все возможности компьютерного зрения, в частности 3D компьютерного зрения. К тому же мы сочетаем его с GPS навигацией и информацией с других датчиков, что из конкурентов не делает в принципе никто. Кроме того, у нас создана специальная система вывода информации, а в планах и создание дополнительного интерфейса для слепоглухих. Все это позволяет дать полную информацию пользователю о том, где он и что находится рядом с ним. Огромным плюсом является и то, что наше устройство работает для всех: тотально незрячих, слабовидящих и слепоглухих».

Одной из сильных сторон проекта является привлечение к работе командой стартапа опытных специалистов - преподавателей в реабилитационных центрах по ориентации и навигации, которые сами являются незрячими и могут дать полную объективную оценку и полезные советы. Сейчас Oriense активно сотрудничает с центром медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге. В команде стартапа работают незрячие программисты и тестировщики. Факт участия в разработке продукта тех же людей, которые сами будут его первыми пользователями, вызывает максимальное доверие у аудитории потенциальных пользователей навигатора.

В перспективе стартап планирует продавать навигатор в сегменте b2g, например, через госкомпании, которые предоставляют работу незрячим, благотворительные и общественные организации, которые способны обеспечить большое количество оптовых закупок.

В планах компании — выход на европейский и американский рынки. К настоящему времени ребята доделали и отправили первую версию навигатора клиенту в Ростов. Также сейчас вносятся небольшие коррективы на основе тестирований прибора и подготавливается запуск мелкосерийного производства навигаторов. Ближайшая партия по плану уже должна быть запущена в феврале этого года.

Сегодня уже поступила в продажу стереокамера, разработанная командой Oriense. Написана первая версия SDK, которая постепенно улучшается и  формируется библиотека готовых решений.

Параллельно ребята собирают предзаказы на навигатор и стереокамеру. Команда начала работу по привлечению следующего раунда инвестиций. Стартапу необходимо 500 000$  для доработки прибора под производство, промышленный дизайн, для запуска серии устройств в продажу и последующего выхода на зарубежные рынки.

Разработка команды может быть использована не только для помощи слабовидящим и слепым людям. Так стереокамера, умеющая создавать карты пространственной глубины, может быть применена в области робототехники. Поэтому в перспективе инициаторы стартапа планируют освоить и этот сегмент рынка.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Да, мы не единорог и им никогда не будем» — создатель Oriense о рынке товаров для людей с нарушениями зрения, инвесторах и «волшебном пинке»
  2. 2 Выходите в Бразилию? Пусть директор по продажам готовится к жаркой командировке
  3. 3 Как запустить венчурный фонд
  4. 4 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  5. 5 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта