Как понять, что франшиза — фейк

Олег Юдин

Директор по развитию франчайзинга Domino’s Pizza

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Олег Юдин

Ситуация на российском рынке франшиз плачевна, у нас очень много мошенников. Директор по развитию франчайзинга Domino’s Pizza Олег Юдин объясняет, как распознать, что франшиза — фейк. 

По данным Российской Ассоциации Франчайзинга, сейчас в России две с половиной тысячи франшиз. Опрошенные нами эксперты рынка оценивают примерно половину этих франшиз как поддельные.

Такая ситуация объясняется отсутствием надлежащего законодательства. Деятельность франчайзи и франчазеров контролируется только частично, а именно 54-й главой Гражданского кодекса РФ, содержащей информацию о договоре коммерческой концессии, которая только частично связана с франчайзингом.


Если искать в мире ситуацию, аналогичную нашей, то можно вспомнить Америку 60–70-х годов прошлого века — количество мошенников и фейковых франшиз было примерно таким же.


Однако все кардинально изменилось с появлением законов, строго контролирующих правовые отношения в данной сфере. Что же касается Европы, то у стран, которые когда-то вышли из социалистического лагеря, ситуация с франчайзингом примерно такая же, как и в России, — у них он находится только на этапе своего становления и развития.

На данный момент российскому франчайзингу не хватает своего «Центробанка», который имел бы полномочия закрывать недееспособные проекты и оберегать тем самым людей. Попробуйте обманывать своих вкладчиков в банковском секторе или проводить махинации, у вас довольно быстро отнимут лицензию. Именно такого контроля, к сожалению, пока что и нет в отечественном франчайзинге.

Несмотря на непростую ситуацию, фейковую франшизу достаточно легко распознать, если знать, на что именно необходимо обращать внимание.


Как распознать франшизу-фейк


1. Открывайте вы, а мы посмотрим!

Одним из первых моментов, вызывающих подозрение, является тот факт, что сеть перестала открывать собственные заведения и полностью сконцентрировалась на продаже франшизы — особенно характерно для кризисного времени. Это означает, что эта модель бизнеса не является эффективной, так как франчайзер зарабатывает исключительно на паушальных платежах и роялти, а о дальнейшей судьбе проекта никому нет и дела.

Отличным примером успешного ведения бизнеса является сеть Макдоналдс, которая традиционно открывает как собственные, так и франчайзинговые рестораны.


2. Нам не до деталей, но деньги перечисляйте...

Счет вы получаете раньше, чем определились с местом открытия. Такого быть не должно, так как сначала вы обговариваете все детали с франчайзером, а уже затем как итог заключаете договор и оплачиваете.

К примеру, в нашей компании согласование места делится на несколько этапов, которые, в свою очередь, имеют свою аналитику. Как правило, само согласование длится не менее месяца и включает в себя выезд специалистов в город для оценки выбранной территории.


3. Рентабельность считайте сами

На ваше желание купить франшизу говорят «без проблем», не просчитав рентабельность открытия.

Первый шаг — всегда необходимо показывать потенциальным франчайзи типовую бизнес-модель, которая иллюстрирует собой развитие событий на ближайшие 3-5 лет, прогнозы доходов и расходов (БДР или Profit and Loses).

Довольно часто предоставляют типовую идеальную модель, где указаны факты, не соответствующие действительности, — рентабельность 25%, срок возврата инвестиций — полтора–два года. Если управляющая компания продает франшизу, то она должна делать прогноз финансовой модели под уже выбранное помещение и район.

Это значит, что в модели указывается конкретная сумма аренды, к примеру, 200 тыс. рублей, фактический фонд оплаты труда, фактический прогноз выручки, исходя из специфики территории и так далее. Если все эти условия соблюдаются, то это говорит о профессионализме управляющей компании, если же нет, то у вас появляется большой повод задуматься.


4. Наша франшиза — ваши проблемы

Нет поддержки франчайзи ни на момент открытия, ни после него, или же она минимальна и не профессиональна. Одним из важнейших условий качественной франшизы является постоянная консультация и «ведение» бизнеса.

В отличие, к примеру, от США, это действительно бич российского франчайзингового бизнеса.

Зачастую у компании нет отдельного департамента по франчайзингу, нет выверенных людей. Также отсутствует руководство, которое включает в себя все документы по маркетингу, операционной деятельности, HR и IT, — фактически это настольная книга франчайзи, в которой расписано, как открыть и управлять этой бизнес-моделью.

После открытия ресторана должен быть отдельный сотрудник — консультант по поддержке франчайзи как по телефону, так и по электронной почте. Один раз в несколько месяцев должна быть организована выездная проверка ресторана центральным франчайзером. Как правило, довольно часто этого нет.


5. Вы все умеете, учиться не надо!

Нет обучения персонала заведения. Всегда необходимо проводить тренинги для сотрудников партнерского ресторана после открытия.

Здесь мы достаточно часто сталкиваемся с рядом ошибок.

  1. Первая — обучение до открытия ресторана проводят «на коленке», не считая это важным процессом.
  2. Вторая — обучают не персональные тренеры, а кто придется, что играет большую роль, так как страдает непосредственно качество обучения.
  3. Третья — нет комплекта методических пособий для обучения. Четвертая — нет серьезной сдачи экзаменов.

6. Обещаем: денег будет много, даже очень

Завышенные финансовые обещания. К примеру, некоторые франчайзеры заявляют нереальные условия: рентабельность 40%, срок возврата инвестиций — полгода или 12 месяцев при вложении 10-15 млн рублей — этому верить категорически нельзя.



Если мы говорим об инвестициях от 10 до 20 млн рублей, то, как правило, окупаемости меньше двух лет не бывает, а рентабельность — максимум 25%.


Я всегда рекомендую найти действующего франчайзи компании, бизнес-модель которой вы собираетесь приобрести. При этом лучше обращаться к помощи франчайзи, который не только что приобрел франшизу, а уже проработал в ней год, а лучше даже два. Зачастую во время этой коммуникации оказывается, что компания говорит откровенную неправду.


7. Новичкам везет. Или нет?

Если компания начала свою деятельность всего год или два назад и сразу же запустила продажу франшизы, это говорит только о том, что бизнес-модель находится в сыром состоянии и не функционирует как должна.

Если мы говорим о ресторанном бизнесе, то за 12 месяцев бизнес-модель отполировать невозможно. Также требуется минимум год, чтобы построить сильную франчайзинговую систему. Минимально через года два у компании будет хорошая бизнес-модель и хорошая франчайзинговая система.


Что делать, если вы уже попались?

Если же вы все-таки приобрели франшизу, которая оказалась фейком, то, скорее всего, дороги назад нет и, скорее всего, уже не будет.



В лучшем случае вам удастся возместить деньги за купленное оборудование и то 1/4 от первоначальной цены, а это ничтожная часть всех вложенных средств.


При отсутствии законодательства, судиться с такими фейковыми франшизами выйдет себе же дороже. Подобных судебных кейсов в моей многолетней практике было много. Ничем хорошим они, как правило, не заканчивались.


Прогноз

Франчайзинг в ресторанном секторе со временем меняется в лучшую сторону. Безусловно, большую роль в этом играют специалисты из Российской Ассоциации Франчайзинга, которая занимается продвижением и развитием франчайзига.

Однако стоит помнить, что это не надзорный орган, а общественная организация, которая не имеет контролирующих функций. Без законодательных изменений ситуация вряд ли изменится глобально. К примеру, некоторые компании мирового уровня, приходя в Россию, понимают, что здесь дозволено многое, из-за чего они начинают играть не по правилам классического франчайзинга.

В кризис франчайзинг действительно развивается достаточно активно и является одним из ключевых векторов российского бизнеса. Люди хотят перестраховаться и защитить свой бизнес от банкротства — именно поэтому на ближайшее будущее можно дать прогноз, что это направление будет пользоваться стабильным спросом.


Материалы по теме:

Как построить франчайзинговую сеть за рубежом: 5 принципов

Чек-лист: выбираем франчайзингового консультанта

Бизнес на квестах: входить или выходить?

Вот что мы делаем для «кризисного» продвижения

Как письмо миллиардеру спасло от суда владельца закусочной за МКАДом

Что мы поняли, когда решили запустить франшизу


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Юрий Богомолов
    Юрий Богомолов 11:14, 23.04.2018
    0
    В договоре обязательно указывается: Срок действия соглашения. Обязанности обеих сторон. Подробное описание ответственности сторон. Обозначаются действия, которые являются нарушением условия договора. Размеры и порядок выплат вознаграждений. Обе стороны должны четок следовать условиям договора. Перед подписанием документ необходимо тщательно изучить, пригласив для консультации опытного юриста. Причиной расторжения договора может стать и нарушение условий одной из сторон, и отсутствие в документе определенных пунктов или неправильные формулировки. Источник: http://businessmens.ru/franchise
  • Егор Гришанин
    Егор Гришанин 06:10, 30.08.2018
    0
    франшиза CarCash это очередной мошеннический проект Евгения Сафронова. У него есть еще автоломбард FinLine, весьма успешный у него проект, где он покидал почти всех франчайзи (вытащил со всех деньги и трубку не берет, теряется). А до этого была франшиза FinCity тоже куча отзывов о том что кинул Евгений Сафронов
  • Лебединская Ирина
    Лебединская Ирина 20:51, 3.09.2018
    0
    Здравствуйте! Егор среди наших клиентов Вас нет. Компания CarCash не является проектом Евгения Сафронова и никаким образом с ним не аффилирована. Это можно проверить - изучив учредительные документы компании (ОГРН представлен на сайте) и пообщавшись с собственниками бизнеса. Компании CarCash и FinLine никак не связаны между собой, Вы можете убедиться в этом лично, приехав в офис CarCash на переговоры с руководством, или позвонив по бесплатному номеру 8-800-551-40-14. В соответствии со 135 ФЗ и 152 ст. ГК РФ просьба не вводить людей в заблуждение, спасибо.
  • Вадим Фомин 14:28, 8.09.2018
    0
    Рассматривал покупку франшизы Carcash на Екатеринбург, общался с менеджером Ириной, запросил адреса их филиалов, получил контакт в г. Москва, сообщил что на днях хочу проехать по их отделениям, Ирина начала путается, сообщает офис расположен в Москве, потом она перепутала в Подмосковье, а потом вообще перестала брать трубки, нашел в сети сайт ломбарда Carcash в Севастополе, позвонил по номеру филиала, взяла трубку менеджер Ирина, такое ощущение что в этой компании она работает одна, не на один вопрос касаемо деятельности автоломбарда не получил не одного экспертного ответа, на мой взгляд франшиза пустышка, делайте выводы.
  • Майя Герасимова
    Майя Герасимова 10:37, 13.09.2018
    0
    Не знали, что есть такая франшиза под названием «ellis ремонт»у которой десятки офисов по всей россии и "она супер успешная" –атракцион, у любого, кто на нем прокатится, есть прекрасная возможность потерять все свои деньги. Впрочем, и улетают они красиво. Но обо всем по порядку. В свое время несколько лет проработала в стройфирме, поэтому не понаслышке знаком со всей кухней данного бизнеса. Когда на моем счете накопилась приличная сумма денег, я решилась с мужем на открытие своегодела. К слову, многие мои знакомые – опытные предприниматели, и они тогда отговаривали меня от такого бизнеса, ибо сейчас кризис и продажи идут тяжело, особенно на ремонтах страются экономить. Я их не послушала и все равно купила франшизу. Итак, после того, как я начала работать, мне пришлось столкнуться с разными проблемами, начиная от подбора персонала и заканчивая организацией рабочего места. вся проблема здесь в низкой прибыли и продажах. Около полумиллиона рублей вложили и что? До сих отбиваю деньги. Чувствую, месяца через четыре снова понадобятся вложения, так как этот бизнес мне не приносит ничего, кроме лишних трат. А мне это тоже не надо. Я уже намучилась с этой франшизой вдоволь. Сил особо работать нет, да и желания в общем-то… А все так хорошо начиналось.. но главное у ellis ремонт это цель собрать с вас деньги, а не помочь. есть школа у них, которая не помогает совсем в реальном бизнесе, скорее это ширма. чтобы продать франшизу подороже
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase