Колонки

Как правильно составлять бюджет на маркетинг?

Колонки
Олег Доброштан
Олег Доброштан

Руководитель отдела по спецпроектам компании 101ХР

Олег Доброштан

Олег Доброштан, руководитель отдела по спецпроектам компании 101ХР (в прошлом – маркетинг-директор «Рен-ТВ» и руководитель внеэфирного маркетинга Disney), делится советами, как правильно формировать маркетинговый бюджет.

Как правильно составлять бюджет на маркетинг?
Присоединиться

Можно ли прожить без бюджета на маркетинг? Прожить можно. Но недолго, если вы небольшая компания, и чуть дольше, если компания крупная. 

Для чего нужен этот бюджет? Чтобы понимать, сколько денег вы тратите на привлечение и удержание клиента, во сколько вам обходится контакт с одним клиентом, какую прибыль приносит этот клиент и какова разница между затратами и доходами.

В идеале все это описывает маркетинговый бюджет. Да, не все маркетинговые и рекламные расходы объясняются с точки зрения эффективности затрат на привлечение клиента. Но то, что все происходящее подчиняется этой цели – вне тени сомнения. 

Итак, вы – человек, составляющий бюджет маркетинга. 

Будет ошибкой думать, что при подготовке вы отвечаете за него непосредственно перед СЕО компании. Да, порой так и есть. Но если копнуть глубже, то в дело вступает совет директоров, этого CEO нанявший. Помните об этом при верстке бюджета. 

Кроме того, понятия прибыльности маркетинговых инструментов часто размыты, еще чаще – вообще малопонятны тем, кто не углублялся в сферу маркетинга. Не забывайте: вашему CEO предстоит защищать план расходов перед советом директоров, поэтому логика формирования бюджета должна быть максимально прозрачной.


Правило 1. О дружбе с финансистами

Обязательно подружитесь с финансовым директором. Старшим финансовым менеджером. Ведущим финансистом. Неважно, как его называют в вашей команде и какая у него номинальная позиция. Главное, чтобы это был человек, знающий принципы формирования бюджета в компании и за них отвечающий.

Мне не хочется объяснять фундаментальные вещи, описанные в учебниках для «нефинансовых менеджеров». Псевдонаучность и теоретизирование при верстке бюджета меня, например. повергают в состояние легкого шока: я сам стараюсь все максимально упрощать. Опыт показал, что простота изложения и четкая логика формирования бюджетного документа очень важны.


Правило 2. О логике бюджета

В одной из компаний, где я работал, бюджет на текущий год просто отсутствовал. Он согласовывался в высших инстанциях, и срока утверждения не было. Все платежи проходили по принципу «давайте проект – посмотрим, есть ли на него средства». Мне пришлось срочно наладить взаимодействие с финансовым директором и бюджетным контролером. Поскольку финальное понимание общего состояния бюджета было у финдиректора, а знание о наличии денег – у бюджетного контролера, удалось без лишних потерь получать информацию о средствах и запускать маркетинговые проекты вовремя.

Логика бюджета должна:

– Быть

– И быть крайне прозрачной

– Быть понятной человеку, далекому от маркетинга


Правило 3. Об истинных целях компании

При составлении бюджета важно придерживаться истинных целей компании, даже если они не прописаны в стратегии. Мало того, самой стратегии может просто не быть. Такое случается очень часто.

Поговорите со всеми, кто отвечал за подготовку стратегии. Уточните, каких показателей компания планирует достичь на самом деле. На это может понадобиться не один месяц. К сожалению, в больших организациях к «внутренней кухне» даже новых топов допускают не сразу.

Вообще, если вы новичок, и вам нужно верстать годовой бюджет – срочно бросайте статью и идите знакомиться. Возможно, повезет.

Это и есть правило номер три: точно знать цели компании (особенно – если они не задекларированы или сильно отличаются от внесенных в стратегию). И нужно познакомиться с человеком, который сможет их внятно объяснить.


Правило 4. О клиентах

И вот, вооружившись реальными целями и заручившись поддержкой знатоков, вы садитесь верстать бюджет. С чего начать?

Лучше всего – с портрета клиента. Определите пол, возраст, специфику поведения и сферу обитания. Изучите медиа, релевантные вашей аудитории. Помните, кто ваши настоящие клиенты. Не стройте b2b историю там, где нужна история b2c. И не забывайте о том, кто оценивает качество ваших расходов. 

Это – правило номер четыре. Изучите клиента и определите его любимые медиа.

Во время работы в «Евросети» мы делали маркетинговую кампанию, связанную с запуском в продажу телефона стандарта DECT. Наши телефоны были дороже конкурентных моделей. Но они имели и свои преимущества, например, собирались в Германии. Клиенты, по данным аналитического департамента, готовы были платить за качество – а доверие к собранным в Европе устройствам в то время кампании было достаточно высоким. Исходя из этого, мы сосредоточились не на стоимости, а на качестве и географии сборки, о чем напрямую сообщили в рекламе. На момент проведения кампании лучше всего работала наружная реклама непосредственно возле точек сбыта. Мы подготовили такие кампании для регионов старта продаж, в итоге мы окупили стоимость рекламы и получили прибыль.


Правило 5. О каналах медиа

Изучите сами медиа и стоимость контакта потенциального клиента с каждым конкретным медиа. Если смотреть в целом по стране, невзирая на конкретную аудиторию – то в топе у нас ТВ и digital. По данным АКАР (сравнение 1 квартала 2014 и 2015 годов), из всех видов рекламы выросла не-баннерная составляющая часть рынка digital. Остальные медиа снизили темпы и ушли в минус. Это частично объясняется кризисом и возросшими тратами на период Олимпиады в прошлом году. Но тенденцию прироста интернет-рекламы сложно игнорировать при любых раскладах. 


Презентация Naked Digital Truth от Андрея Чернышова, вице-президента по стратегии агентства Dentsu Aegis Networks (конференция «Измени Сознание»)

При этом на digital-рынке активно прирастает мобильная реклама. Доля запросов с мобильных устройств в 2015 году только за 1 квартал выросла на 10% по сравнению с предыдущим годом.



По теме: Как американские ритейлеры завлекают мобильных пользователей?



Презентация Naked Digital Truth от Андрея Чернышова, вице-президента по стратегии агентства Dentsu Aegis Networks (конференция «Измени Сознание»)


Итог – думайте о ТВ-рекламе, активно запускайте digital-кейсы и очень быстро интегрируйтесь в мобильный трафик. Наступление digital-рекламы, особенно ее мобильной версии, не остановить.

Теперь пройдемся по остальным медиа. Что остается? Радио, наружка, BTL-коммуникации и оффлайн-пресса. 

Как современный маркетинг смотрит на использование этих медиа? Нормально смотрит. Зависит от задач вашей кампании, конечно же.

Наружная реклама. Нужна она вам или нет – решайте сами. Считается, что у нее один из самых дешевых контактов с потенциальным потребителем, но кто из увидевших рекламу реально на нее откликнулся – сказать сложно.

Отдельная история – рекламные указатели и наружная реклама рядом с торгово-развлекательными комплексами. Если рекламируемый товар/услуга находятся рядом с носителем информации – можно попробовать этот инстумент. Но вот массовую закупку щитов и сити-форматов в городах я все больше считаю бессмысленной.

Радио. Гибкий инструмент под определеные цели. Можно достучаться до бизнес-аудитории, особенно если станция популярна в своем сегменте. Для b2c пробуйте совместные конкурсы, интересные форматы, но прямая реклама – опять же, под большим вопросом.

BTL-реклама. Сюда входят мероприятия, конференции, промо-акции и другие способы контакта с аудиторией. Многие в эту статью расходов включают и сувенирную продукцию. Если проводимые мероприятия дают вам контакты и последующие прибыли – работайте с ними.

Печатная пресса? – Помашите ей рукой. Серьезно. Рынок печатной прессы активно снижается, и в ближайшие несколько лет, по моим ощущениям, останутся только крайне специализированные издания для любителей бумаги. Ну, и телегиды. С ними можно поработать.

Если говорить о разделении каналов медиа в бюджете – то все меняется очень быстро. 

Еще пять лет назад, при запуске канала Disney в кабеле, мы тратили достаточное количество денег на наружную кампанию. И это оказалось оправданно – канал очень быстро вошел в топ по своей аудитории. Кампания была довольно точечной, но сработала на отлично. Не в последнюю очередь благодаря тому, что во всех городах, где была такая возможность, на креативах размещалась визуальная привязка к символу города. Необязательно формальному, главное, чтоб он был известен жителям. Этим мы сразу давали понять что канал свой, близкий и понятный. В регионах к таким вещам относятся крайне позитивно. Помимо креатива, конечно, мы очень качественно проработали географию размещения носителей, расположив их на ключевых развязках, перекрестках и на выездах/въездах  в крупные районы. Неплохо работала и реклама в телегидах.

Естественно, что если бы запуск происходил сейчас, то доля наружной рекламы в бюджете была бы значительно сокращена, и над телегидами стоило серьезно подумать.


Сколько денег закладывать в бюджет?

Можно использовать метод «от задачи», определяя точно, чего хочет достичь компания. В этом нам помогут цели компании (см. Правило 3), а также оценка количества и качества потенциальных клиентов, которых нужно привлечь для достижения этих целей. 

Маркетинговый бюджет в цифрах – это сведенная стоимость привлечения одного клиента (количество контактов, которых нужно купить для этого) умноженная на количество требуемых привлеченных клиентов.  

По факту и по опыту все крайне различается. Где-то маркетинг формируется стихийно, где-то выдается процент от оборота, где-то – по остаточному принципу, а где-то – по методу обоснования каждой траты. 

В компаниях, где я работал, чаще всего бюджет формировался в процентах от оборота компании. Внутри этого процента зашивались расходы на ключевые маркетинговые кампании за определенный период. Обычно медиа – самая затратная часть бюджета. В компаниях, которые делали видеоигры, значительные средства уходили на мероприятия и выставки, при этом на традиционные медиа-инструменты закладывалось относительно немного. На телеканалах самая большая часть бюджета отводилась под традиционные медиа (в том числе и онлайн-коммуникации). 


Про формирование бюджета можно многое сказать. Но не в рамках обзорной статьи. Каждый рынок имеет свою специфику, не говоря уже об организации и структуре. Верстайте бюджет с умом, задавайте вопросы и постарайтесь выучить основы Excel, если еще не сделали этого.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  2. 2 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  3. 3 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  4. 4 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
  5. 5 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет