Top.Mail.Ru
Колонки

... И эти стартапы тоже не взлетят

Колонки
Станислав Сажин
Станислав Сажин

Основатель «Доктор на работе»

Станислав Сажин

Станислав Сажин подготовил для Rusbase масштабный материал по теме медицинских стартапов. Проблемы в отрасли – с цифрами и примерами – и советы тем, кто только собирается запускать свой проект, от основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе».

Мы публикуем статью по частям, и сегодня – заключение про стартапы, которые не примет рынок. На следующей неделе Станислав Сажин расскажет о более позитивных вещах: раскроет области, где новый медбизнес вполне можно запустить и, главное, намекнет, откуда на это все брать деньги. Не переключайтесь.

... И эти стартапы тоже не взлетят

Глава 1 • Глава 2 • Глава 3 и 4 • Глава 5 • Глава 6 и 7 • Глава 8 и 9 • Глава 10 и 11



Глава 8. Стартапы из других областей онлайн-медицины

Чтобы закончить с онлайн-медициной, обсудим некоторые другие направления.


– Профессиональное сообщества для врачей и фармацевтов

В России таких сообществ много для врачей, семь штук, включая «Доктора на работе», и три для фармацевтов, в том числе «Смартфарма», которую мы запустили два года назад. Есть сети для пациентов, там везде очень простая модель. Фармацевтические компании платят за рекламу, ориентированную на профессиональные сообщества. Эту рекламу нельзя размещать на конечных покупателях, на пациентах, потому что это противоречит закону о рекламе, по которому запрещено рекламировать рецептурные препараты. Но именно на этом подобные сайты и зарабатывают. И конкурентная модель у них тоже очень простая: чем больше врачей посещают сайт, например, за месяц, чем больше врачей могут увидеть рекламу фармкомпаний, тем больше фармкомпания готова за нее платить.

Становится понятно, почему, например, «Доктор на работе» так много зарабатывает, а наш ближайший конкурент, «Мир врача» – так мало. Потому что «Доктор на работе», например, за июль посетили больше 200 тыс. врачей, всего на сайт занесено больше 400 тыс., а «Мир врача» за июль посетили меньше 20 тыс. врачей, т.е. в 10 раз меньше, а всего на сайте зарегистрировано порядка 100 тыс. Конкурентная модель очень простая, понятная, связанная с тем, что очень высокая цена входа на рынок. Если сейчас создавать с нуля сайт для врачей, то средняя стоимость привлечения одного врача будет 1000 рублей: чтобы просто повторить успех «Мира врача», собрать 100 тыс. врачей, придется потратить 100 млн рублей. И после этого нужно бороться за деньги фармкомпаний.

В среднем, срок от начала общения с фармкомпанией до контракта – один год. Если вы стартуете сейчас, первые контракты у вас будут через год, после того, как вы соберете, как минимум, 100 тыс. врачей.

Соответственно, сначала вы вкладываете 100 млн рублей во врачей, потом у вас пойдут первые продажи – и это на фоне того, что ваши конкуренты, «Доктор на работе» и «Мир врача», не отдыхают, а развиваются. Скорее всего, к моменту, когда вы соберете 100 тыс. врачей, они уже будут для вас вне зоны досягаемости – в основном из-за клиентов, потому что заключают долгосрочные контракты с большинством продуктов на рынке.


– Анализы в России

Несколько сайтов, сервисов, которые вам позволяют найти, где сделать анализы, эти анализы доставить, получить. Здесь можно выделить такие сервисы, как «Анализмаркет». Там можно найти, где дешевле всего, например, сделать анализ крови, а где можно получить скидку.

Можно выделить сервис, который является выпускником  ФРИИ – это Юним. Они позволяют отправить из регионов свою пробу материала из потенциально раковой опухоли, которая может быть у пациента, в центральную часть страны. В центре анализ проведут врачи, которые предполагают, что они лучше, чем врачи в регионе, и затем сообщат, верно ли был поставлен диагноз в региональной клинике.

На самом деле, оба направления не кажутся мне перспективными. Это связано с тем, что есть очень немного пациентов, которые готовы из своего кармана платить за анализы и за второе мнение врачей-онкологов.


Глава 9. Прочие офлайн-стартапы

Теперь поговорим о медицинских стартапах, не связанных с онлайн-отраслью. Тут можно привести несколько направлений.



– Генетический анализ



По теме:

ДНК на дому – у них и у нас

App Store для геномов – узнай свой ДНК через приложение



Самый яркий пример здесь – московская клиника «Атлас», которая делает генетический анализ по вашей слюне, а потом на основании этого планирует обследование и лечение в клинике. Интересная тема. Моя жена, например, делала такой анализ. Но это дорого и явно доступно не всем. Я не думаю, что такая услуга будет массовой. К примеру, в Америке есть похожий стартап, собственно говоря, родоначальник всех остальных – «23 and me». Он влачит не самое «успешное» существование, особенно после того, как американская государственная администрация по  вопросам лекарств и питания запретила «23 and me» давать прогнозы о вероятности заболеваний какими-либо болезнями на основании генетического анализа.


– Производство лекарств

На каждом государственном стартап-конкурсе типа Skolkovo Startup Village я вижу множество проектов, которые делают лекарства в России. Все, что мне хочется им сказать, это: «Опомнитесь!».

Последние 30 лет в России не было создано ни одного лекарственного препарата. Даже те, которые сейчас лидируют по продажам в аптеках – «Кагоцел», «Арбидол» – были созданы до этого. Сейчас я могу сказать, что в России уничтожена как система лабораторий, где исследуются молекулы, так и система клинических исследований. Это не вина государства. Например, в США и в Великобритании это делается частными лабораториями, которые нередко получают государственные гранты. У нас это, скорее, объективное отражение ситуации в экономике.

Средняя стоимость разработки одного инновационного лекарства – это 10 млрд долларов. Представляете себе – 10 млрд долларов за лекарства? И занимает процесс примерно 10 лет.

Причем на этапе этих 10 лет десятки, сотни лабораторий предлагают свои молекулы. Большая часть из них не проходит испытания, потом проводятся новые испытания, ищутся новые люди, животные, опять лаборатории, куча ученых, и в конце – препарат. Это очень долгосрочная инвестиция, очень рисковый бизнес. Именно поэтому в мире так мало, порядка 20-30, крупных фармкомпаний, которые на этом зарабатывают. Ни одна из них не строит лабораторий по исследованиям в области новых препаратов в России, и я не слышал, чтобы хоть один препарат, который якобы разрабатывается, в итоге дошел до аптечных полок в России в последние 30 лет.

Хорошо, что у нас есть ученые, которые думают, что они могут создать новый препарат, но пока что мне в это мало верится.


– Создание медицинского оборудования, медицинской техники

Здесь, опять же, проблема в производстве.

Например, я знаю одного хорошего хирурга, который придумал специальное устройство, чтобы делать надрез на теле пациента меньше, чем это делается в настоящее время. Но как он может его испытать? Как он может стартовать производство в России? Это практически нереально. Ему придется, скорее всего, ехать в Китай, запускать все там, и потом, когда он это сделает, в чем будет смысл ему начинать бизнес в России? Он начнет это делать в США.

Именно из-за этого я бы не верил, что сейчас в России реально можно на поток поставить создание медицинского оборудования или медицинских инструментов.


– Тест-полоски, разнообразная диагностика

В этой области тоже много стартапов. Здесь объективно нужно понимать, что мы либо копируем западный опыт, либо создаем что-то свое, которое, по факту, оказывается никому не нужным.

Я уже 6 лет работаю в сфере медицины, и я не знаю ни одного примера успешного медицинского офлайн-продукта, созданного в России. Говорить стоит, пожалуй, только о том, что в России у населения растет количество денег, а вместе с тем и желание жить дольше. Поэтому наиболее перспективная сфера в офлайн-медицине – это клиники. Частных клиник мало. Их количество на душу населения намного меньше, чем в мире. Соответственно, если бы я и занимался офлайн-бизнесом, я бы занялся частными клиниками. 

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФРИИ и StartupDrive запустили акселерационную программу для стартапов в области электрического транспорта
  2. 2 ПАО «Ростелеком» инвестирует в новые цифровые продукты до 3 млрд рублей
  3. 3 ФРИИ и «МойСклад» ищут B2B-стартапы в области автоматизации торговли и производства
  4. 4 Найти клиентов и выйти на международный рынок: идет прием заявок в программу GoGlobal
  5. 5 ФРИИ инвестирует до 200 млн рублей в стартапы
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее