Колонки

Мы спросили, какой мессенджер используют IT-специалисты. Результат оказался неожиданным

Колонки
Александра Патрушева
Александра Патрушева

Руководитель отдела внутренних коммуникаций компании AT Consulting

Виктория Кравченко

На заре интернета в России самым распространенным мессенджером была «аська» — ICQ. Сегодня жизнь стала гораздо многообразней, по крайней мере, в части инструментов коммуникаций.

Одним мессенджером мы пользуемся из уважения к людям, которые к нему привыкли, другой любим сами, третий — служебная необходимость. 

Сколько нужно мессенджеров современному человеку и чем пользуются бизнес-команды для решения рабочих задач, рассказала руководитель отдела внутренних коммуникаций компании AT Consulting Александра Патрушева.

Мы спросили, какой мессенджер используют IT-специалисты. Результат оказался неожиданным
Присоединиться

Какой мессенджер использовать для работы


У нас большая компания, много проектов, и над ними часто работают распределенные команды. Члены одной команды могут находиться в разных офисах, городах, странах и часовых поясах.


Мы задались вопросом — как должен выглядеть идеальный мессенджер для бизнес-команды. Для этого мы провели опрос среди 200 сотрудников, занятых на подобных проектах, и узнали, какие решения сейчас используются в работе, каких функций не хватает, и каким наши коллеги видят мессенджер будущего.

Результаты показали, что коллегам приходится строить коммуникационную экосистему в зависимости от проекта и клиента.


Выглядит система в большинстве случаев так: из-за отсутствия достойных альтернатив Skype используется как основной, но не самый любимый мессенджер, а Telegram или WhatsApp — как дополнительный.


Skype

Скайпом пользуется большинство сотрудников, но вызвано это в основном предпочтениями клиентов и силой традиций. Многие жалуются на его медлительность, ресурсоемкость, рекламу и частые зависания.


На некоторых проектах от него отказываются из соображений безопасности. По словам участников опроса, Skype отстает от других мессенджеров и рано или поздно потеряет популярность.


Telegram

Некоторые заказчики используют для связи только Telegram, так что особенного выбора у коллег на таких проектах нет. Впрочем, этот мультиплатформенный мессенджер, работающий на самых простых устройствах, большинству сотрудников нравится.


Часть из них перешла на Telegram как раз со Skype, плохо работающего на смартфонах. Единственный недостаток — отсутствие голосовых и видеозвонков — был ликвидирован создателями сервиса весной этого года.


Slack

Еще один популярный сервис для командной работы — Slack. У него есть свои минусы — например, нет возможности качественного группового видеозвонка с возможностью демонстрации экрана. Но зато он интегрирован почти со 100 сторонними сервисами, что позволяет решить проблему.


WhatsApp

В этом мессенджере часть заказчиков предпочитают коллективно обсуждать вопросы, требующие немедленного решения.


Электронная почта

Большинство сотрудников используют email как дополнительный мессенджер. У электронной почты есть одно важное преимущество — сообщение, как заказное письмо — это документальное подтверждение работы над задачами заказчика.


Для управления проектами и задачами есть отдельное семейство решений, самое популярное из которых — Jira.


Его используют 75% участников опроса. Далее идут Trello и Microsoft Project. Также коллеги отметили удобство GITLAB — он может быть интегрирован со многими средами разработки без лишних усилий, позволяя отслеживать задачи.


Как IT-специалисты выбирают мессенджер

Проанализировав результаты опроса, мы выделили несколько критериев, по которым ИТ-специалисты выбирают мессенджеры.

  1. Безопасность. Одна из причин, по которой многие переходят на Telegram или WhatsApp. Часто об этом просят заказчики.
  2. Скорость и легкость. Пожалуй, главное качество мессенджера, обеспечивающего оперативное общение. Как уже было сказано, одна из главных претензий к Skype — он отнимает много ресурсов, в том числе за счет ненужной домашней страницы, рекламы и обновлений.
  3. Интеграция с разными сервисами. Важный критерий для мессенджеров, в которых отсутствуют нужные функции. Например, видеозвонки.
  4. Возможность проведения качественных видеоконференций. Пока эта услуга доступна далеко не во всех мессенджерах либо качество оставляет желать лучшего. В большинстве случаев видеоконференция в Skype более чем на три человека начнет зависать, и приходится обращаться к WebEx. Многие участники опроса отметили, что очень ждут эту функцию в Telegram, чтобы использовать его как основной мессенджер на проекте.

Идеальный мессенджер – это как?

Мессенджер будущего должен идеально отвечать требованиям безопасности, удобства, кроссплатформенности, интеграции с другими сервисами и качества голосовых и видеозвонков.


Если объединить комментарии участников нашего опроса, мессенджер будущего похож на Slack по более выгодной цене, но только с улучшенным поиском по сообщениям, качественными групповыми звонками, возможностью демонстрации экрана, интеграции с почтовыми клиентами и другими мессенджерами.


Он должен работать на основных мобильных и стационарных платформах, иметь децентрализованную архитектуру, а также опциональное шифрование в своей функциональности. Желательно, чтобы он работал на базе открытого ПО, а в идеале должно существовать целое сообщество, поддерживающее мессенджер и создающее необходимые плагины.


При этом совсем необязательно это будет какое-то одно конкретное решение. По словам одного из участников опроса, мессенджер будущего — это мост между существующими коммуникаторами, когда сообщение из условного Skype Васи приходит на условный Telegram Коли, и каждый может использовать удобный лично ему канал.


Пока ждем идеальный мессенджер, вот несколько советов, как выжить в мире неидеальных:

  1. Не забывай о почте, она еще пригодится. В погоне за скоростью коммуникаций не забывайте про единственный мессенджер, который нужно использовать наравне с проектной документацией. Переписка в почте — это, как мы уже говорили, официальный документ, который подтверждает факт вашей работы над проектом. Обсудив оперативные вопросы с клиентом в мессенджере, не забудьте написать официальное письмо с отчетом о проделанной работе и просьбой его согласовать.
  2. Лучше меньше. Хорошо, если получится выбрать один дополнительный мессенджер: вибрирующий от вайбера, телеграма и воцапа телефон сведет вас с ума. Клиенту важно оперативно решать вопросы, а у вас вся команда пользуется Telegram — предложите ему пользоваться тем же мессенджером.
  3. Не надейтесь на поиск. Например, вы продуктивно початились с командой, но все это осталось в виде каких-то отдельных фраз, к которым приходится раз за разом возвращаться через поиск по переписке. Лучше задокументировать это в виде тезисов и сохранить отдельным файлом в облаке, чтобы потом другие сотрудники тоже обращались к этой информации.


Материалы по теме:

«Псевдо-аджайл» только поначалу выглядит круто – разрушаем популярные мифы

HR — это не про людей, именно поэтому ваш HR не работает

3 правила успешного менеджмента от главы Maps.me

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

Самая полная инструкция: как создать проект в игровой индустрии

Три урока от ветеранов проектного труда: что должен знать каждый менеджер

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Могут ли боты заменить HR-специалистов? Мнения экспертов
  2. 2 Как перестать совещаться ни о чем, но быть в курсе всего
  3. 3 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  4. 4 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
  5. 5 Десятки умерших бабушек и температура под 40 — как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно