Колонки

Музыка для бизнеса: где брать и как не нарушить авторские права

Колонки
Виктор Христенко
Виктор Христенко

Генеральный директор стримингового аудиосервиса для бизнеса Muzlab

Дарья Мызникова

Если вы открываете офлайн-пространство — будь то магазин, ресторан, фитнес-центр, арт-галерею или заправку — то рано или поздно вам придется выбрать музыкальное сопровождение. Казалось бы, бери iPhone, подключай к стереосистеме — музыка готова. Но не все так просто. Виктор Христенко, СЕО компании Muzlab, рассказывает, где брать музыку, чтобы не возникало проблем с авторскими и смежными правами.

Музыка для бизнеса: где брать и как не нарушить авторские права

Почему музыка для бизнеса — это важно

Музыка — важный инструмент в бизнесе. Она влияет на поведение потребителей и управляет выбором покупателей. Ученые Лейчестара выяснили, что если в винном магазине проигрывать песни на французском языке, то продажи французских вин повышаются. 

В канун Нового года торговые центры не просто так включают Jingle Bells или группу ABBA с хитом Happy New Year — музыка создает нужное настроение, а покупатели охотнее расстаются со своими деньгами в обмен на елочные игрушки или новогодние украшения. 

Музыка в фитнес-центрах всегда динамичная (исключая классы йоги или пилатеса), а в салонах красоты обычно ставят расслабляющие треки. В барах и ресторанах музыкальное направление зависит от характера заведения. В пабе будет чаще играть рок, а в ресторанах и кафе — популярная российская и зарубежная эстрада. 

photoShutterstock/siamionau pavel


Почему нельзя использовать привычные стриминговые платформы

Если еще 10 лет назад можно было играть любую музыку с телефона или, допустим, из «ВКонтакте», то сейчас все изменилось. Музыкальные лейблы и сами исполнители ревностно следят за соблюдением лицензий. Помогают им в этом две организации — РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности). 

Сегодня любое заведение, которое использует музыку в коммерческих целях, обязано:

  1. платить отчисления в РАО/ВОИС (РАО занимается авторскими правами. ВОИС — смежными);
  2. подавать ежемесячные отчеты с указанием всех треков, которые были воспроизведены за отчетный период.

Инспекторы РАО и ВОИС приходят в заведения сферы услуг для проверки и с помощью видеосъемки и приложения Shazam записывают, какие композиции там звучат. Если проверка установит, что музыка используется нелегально, директору заведения грозит штраф за пиратство размером от 20 тыс. до 5 млн рублей по решению суда.


Я хочу использовать музыку в заведении. Что мне делать?

Есть три способа легального исполнения музыки. 

Первый — заключить договор с РАО / ВОИС. В этом случае владельцу заведения придется напрямую платить отчисления в эти организации и сдавать ежемесячные отчеты. Ежемесячная плата за коммерческое использование музыки в магазине составляет от 600 до 16 350 рублей и зависит от его площади, на АЗС — 2 тыс. рублей независимо от площади, в ресторанах — от 37 рублей за квадратный метр. Все подробные расценки можно посмотреть на сайте ВОИС или РАО.

Второй способ — использовать музыку из бесплатных библиотек или музыку, права на которую закончились за истечением срока давности. Однако здесь есть несколько подводных камней. 

В интернете много библиотек с бесплатными треками, но некоторые композиции могут при этом быть в базе РАО и ВОИС. При их использовании в коммерческих целях может возникнуть конфликт, который придется решать в суде. 

Что касается треков с истекшими авторскими правами, то и здесь есть нюансы. Как правило, авторские права на музыку действуют 70 лет, после чего трек можно бесплатно использовать в коммерческих целях. Однако часто для таких композиций работают смежные права на музыку, которые принадлежат звукозаписывающей компании. 

Получается, что найти композиции, для которых перестали действовать все авторские права, — практически невозможно.

Третий способ — использовать сервисы, которые являются посредниками между РАО/ВОИС и бизнесом. Как правило, подобные сервисы берут на себя решение всех проблем с отчислением платежей в РАО / ВОИС и отчетностью. Они еще помогают составлять плейлисты под каждый тип бизнеса. 

Таких сервисов на российском рынке достаточно много (Hurdy Gurdy, Muzlab, Fonmix, «Бубука»), их цены начинаются от 600 рублей в месяц за одну торговую точку — например, ресторан или фитнес-клуб. 

photoShutterstock/Salivanchuk Semen


Как достичь максимума

  1. Выбирайте музыку, исходя из задач вашего бизнеса. Если хотите, чтобы люди быстрее передвигались по торговому залу, выбирайте быструю, энергичную музыку. Если хотите, чтобы посетители подольше задерживались в вашем заведении, остановите свой выбор на расслабляющих композициях. 
  2. Детально изучите разные варианты легального использования музыки. Обратите внимание, что отчисления в РАО и ВОИС указаны за квадратный метр. 
  3. Выберите наиболее подходящий вариант использования музыки в своем заведении


Фото на обложке: Shutterstock/AboutLife

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Шесть плейлистов на Spotify, которые помогут создать рабочий настрой
  2. 2 Из-за этих ошибок вы можете терять клиентов и не понимать, в чем дело. Почему музыка в ресторане — это важно
  3. 3 «Праздник к нам приходит»: как создать джингл, который будут напевать все

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase