Колонки

Сопроводить от чужака к адепту: особенности онбординга нового поколения

Колонки
Мария Маслова
Мария Маслова

Директор по методологии продуктов HCM-платформы и консалтингу TalentTech

Алина Алещенко

Зеты или зумеры, хоумлендеры, центениалы, прагматики, цифровые аборигены — это всё про поколение Z, которое через 10-15 лет станет основной рабочей силой. И работодателю, если он не хочет потратить время и деньги впустую, следует формировать под молодых специалистов отдельную стратегию онбординга.

Как адаптировать зумеров с момента принятия оффера до конца срока онбординга, рассказывает Мария Маслова, директор по методологии продуктов HCM-платформы и консалтингу TalentTech.

Сопроводить от чужака к адепту: особенности онбординга нового поколения

Почему это важно?

С поколения зумеров начинается демографический кризис: в России 20-24-летних в два раза меньше, чем 30-34-летних.

Последствия «ямы» уже заметны: наш ИТ-холдинг проанализировал HR-вызовы 2021 года и выяснил, что 90% российских работодателей сталкиваются с проблемой кадрового голода. Чтобы избежать этого, нанимать молодых нужно уже сейчас. 

Однако важно не только нанять их, но и правильно погрузить в жизнь компании, чему может помешать разница культурных кодов сегодняшних руководителей и подчиненных. Так, по данным Gallup, 88% сотрудников считают, что их онбординг был неэффективным.

Более того, по информации Glassdoor, только 4% рекрутеров уверены, что знают, как управляться с миллениалами. Ситуация с зумерами, которые лишь недавно вышли на рынок труда, еще сложнее.

 

На что стоит обратить особое внимание при адаптации «зетов»? 

1. Выстраивайте процессы обучения и развития сотрудников с учетом его индивидуальных особенностей, применяйте персонализированный подход

«Зеты» учатся непрерывно и ориентируются не на «корочки», а на востребованные рынком навыки. Кроме того, они жаждут найти предназначение и показать себя.

Не стоит забывать, насколько амбициозны и требовательны к себе молодые специалисты: они выросли на бесконечных мотивирующих и хвалебных постах из соцсетей. Поэтому уже на этапе онбординга готовы и хотят обучаться, так что им важно, как выстроен процесс обучения и развития внутри компании.


Читайте по теме:

Онбординг для программистов: как распланировать, провести и оценить эффективность

Как выстроить онбординг новых сотрудников в стартапе


Обучение представителей поколения Z — это про персонализированный подход. Если в компании вы хотите обучать зумера, выстраивайте его индивидуальный трек обучения, желательно — с постоянной обратной связью. Представители этого поколения хотят изучать новое, но так, чтобы знания были применимы, поэтому они глубоко копают, задают много вопросов, не стесняются выстраивать собственные предположения.

Преимущество будет у компаний, которые смогут предложить сотруднику целые системы помощи в выстраивании индивидуальных треков развития с опорой на успехи, сильные и слабые стороны.

И чем активнее будут использоваться современные решения вроде искусственного интеллекта и адаптивного тестирования, тем интереснее будет «зетке».

 

2. Сделайте технологии частью бизнес-процессов и добавьте элементы геймификации в процесс адаптации

«Зеты» не просто разбирается в технологиях — оно выросло на них, в особенности на мобильных устройствах. Зумерам просто освоить новую технику или программу, и они предпочтут компанию, которая заботится об автоматизации рутины и старается сделать будничные процессы увлекательнее.

Так, в процессе онбординга можно использовать приложение-проводник с тасками, мессенджером и базой знаний о компании. Тем более что за период удаленки вырос интерес к специальным HR-платформам, где под каждого новичка формируется трек адаптации, собирается персонализированный контент и назначаются адаптационные встречи.

И помните: «зетки» выбирают мгновенное общение, а не устаревшую электронную почту — они ожидают, что все рабочие инструменты будут доступны на смартфоне. Кроме того, ключевые данные, необходимые для работы, стоит оформлять в картинках или коротких видео, иначе новички-зумеры быстро теряют концентрацию.

Задачи лучше геймифицировать: представители поколения Z на «ты» с онлайн-играми. Так что устраивайте конкурсы и соревнования, стимулируйте здоровую конкуренцию уже на этапе адаптации — например, можно представить путь онбординга как игру с уровнями. Сотрудник проходит уровни, за изучение каждого из них зарабатывает баллы и борется за позиции в рейтинге.


Читайте также: Как внедрить геймификацию в бизнес-процессы за 7 шагов


 

3. Выстраивайте систему наставничества в компании. 

Опрос пользователей сервиса «TalentTech Адаптация» показывает, что почти 70% новичков переживают, хорошо ли вольются в коллектив. И зумеры тут не исключение, тем более что многие из них подвержены повышенной тревожности и нередко ощущают себя одинокими. 

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Справиться с этим поможет коучинг — наставничество: мотивируйте опытных сотрудников помогать новоприбывшим не только разобраться с рабочими инструкциями, но и подружиться с командой.

 

4. Сделайте максимально прозрачным процесс взаимодействия «руководитель-сотрудники»

Исследование Human Capital Institute показывает: 58% компаний, адаптируя сотрудника, делают упор на бизнес-процессы и бюрократию, а не на человека. Молодым специалистам такое точно не понравится — они предпочитают индивидуальный подход и ценят, когда наниматель видит в них не винтик системы, а личность.

Так, согласно опросу Hays, 52% зумеров отталкивает не персонализированное распределение задач и зон ответственности.

Решением могут стать личные встречи с непосредственным руководством, где новичок сможет напрямую задать все волнующие вопросы и уточнить свою роль в компании. Это важнейшая часть онбординга для 72% сотрудников, подтверждают аналитики Enboarder.

При этом данные нашей компании говорят о том, что промахи работодателя тут не редкость: 20% руководителей так и не смогли найти времени для знакомства и обсуждения задач. Это приводит к тому, что 22% работников не могут понять, зачем их вообще наняли.


Соблюдение этих базовых принципов поможет не только вовлечь в работу конкретного специалиста, но и поднять эффективность всего бизнеса. Так, организации, сумевшие выстроить качественный онбординг, повышают показатель удержания новых сотрудников на 82%, а производительность — более чем на 70%. И чем больше поколенческих нюансов получится учесть, тем выше будут эти цифры.


Читайте по теме:

Инструменты руководителя: как правильно работать с сотрудниками

Как помочь сотрудникам пережить трудные времена — советы для руководителей


Научиться работать с зумерами — один из главных вызовов для руководителей и HR-специалистов сейчас. Компаниям придется выстраивать процессы адаптации, обучения и взаимодействия по-новому, включать их в командную работу.

Руководителям придется стать своего рода наставниками, которые решают бизнес-задачи с командой и одновременно помогают профессионально расти. В ближайшие десять лет именно зумеры станут основой экономии, поэтому перестраивать процессы стоит уже сейчас. 

Фото на обложке: Shutterstock / fizkes

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 UI для поколения TikTok: как создавать образовательные веб-интерфейсы для подростков
  2. 2 Продюсирование эмоций: выводим образовательный продукт на новый уровень
  3. 3 Воспитывая нового Илона Маска: какие навыки нужны подросткам для успешной карьеры?
  4. 4 Дарксторы, TikTok и блогеры: что произошло на рынке eCommerce в 2021
  5. 5 «Глупо хотеть «гелик», если можно инвестировать в развитие стартапа»: история успеха Марии Фроловой