Зеты или зумеры, хоумлендеры, центениалы, прагматики, цифровые аборигены — это всё про поколение Z, которое через 10-15 лет станет основной рабочей силой. И работодателю, если он не хочет потратить время и деньги впустую, следует формировать под молодых специалистов отдельную стратегию онбординга.
Как адаптировать зумеров с момента принятия оффера до конца срока онбординга, рассказывает Мария Маслова, директор по методологии продуктов HCM-платформы и консалтингу TalentTech.
Почему это важно?
С поколения зумеров начинается демографический кризис: в России 20-24-летних в два раза меньше, чем 30-34-летних.
Последствия «ямы» уже заметны: наш ИТ-холдинг проанализировал HR-вызовы 2021 года и выяснил, что 90% российских работодателей сталкиваются с проблемой кадрового голода. Чтобы избежать этого, нанимать молодых нужно уже сейчас.
Однако важно не только нанять их, но и правильно погрузить в жизнь компании, чему может помешать разница культурных кодов сегодняшних руководителей и подчиненных. Так, по данным Gallup, 88% сотрудников считают, что их онбординг был неэффективным.
Более того, по информации Glassdoor, только 4% рекрутеров уверены, что знают, как управляться с миллениалами. Ситуация с зумерами, которые лишь недавно вышли на рынок труда, еще сложнее.
На что стоит обратить особое внимание при адаптации «зетов»?
1. Выстраивайте процессы обучения и развития сотрудников с учетом его индивидуальных особенностей, применяйте персонализированный подход
«Зеты» учатся непрерывно и ориентируются не на «корочки», а на востребованные рынком навыки. Кроме того, они жаждут найти предназначение и показать себя.
Не стоит забывать, насколько амбициозны и требовательны к себе молодые специалисты: они выросли на бесконечных мотивирующих и хвалебных постах из соцсетей. Поэтому уже на этапе онбординга готовы и хотят обучаться, так что им важно, как выстроен процесс обучения и развития внутри компании.
Читайте по теме:
Онбординг для программистов: как распланировать, провести и оценить эффективность
Как выстроить онбординг новых сотрудников в стартапе
Обучение представителей поколения Z — это про персонализированный подход. Если в компании вы хотите обучать зумера, выстраивайте его индивидуальный трек обучения, желательно — с постоянной обратной связью. Представители этого поколения хотят изучать новое, но так, чтобы знания были применимы, поэтому они глубоко копают, задают много вопросов, не стесняются выстраивать собственные предположения.
Преимущество будет у компаний, которые смогут предложить сотруднику целые системы помощи в выстраивании индивидуальных треков развития с опорой на успехи, сильные и слабые стороны.
И чем активнее будут использоваться современные решения вроде искусственного интеллекта и адаптивного тестирования, тем интереснее будет «зетке».
2. Сделайте технологии частью бизнес-процессов и добавьте элементы геймификации в процесс адаптации
«Зеты» не просто разбирается в технологиях — оно выросло на них, в особенности на мобильных устройствах. Зумерам просто освоить новую технику или программу, и они предпочтут компанию, которая заботится об автоматизации рутины и старается сделать будничные процессы увлекательнее.
Так, в процессе онбординга можно использовать приложение-проводник с тасками, мессенджером и базой знаний о компании. Тем более что за период удаленки вырос интерес к специальным HR-платформам, где под каждого новичка формируется трек адаптации, собирается персонализированный контент и назначаются адаптационные встречи.
И помните: «зетки» выбирают мгновенное общение, а не устаревшую электронную почту — они ожидают, что все рабочие инструменты будут доступны на смартфоне. Кроме того, ключевые данные, необходимые для работы, стоит оформлять в картинках или коротких видео, иначе новички-зумеры быстро теряют концентрацию.
Задачи лучше геймифицировать: представители поколения Z на «ты» с онлайн-играми. Так что устраивайте конкурсы и соревнования, стимулируйте здоровую конкуренцию уже на этапе адаптации — например, можно представить путь онбординга как игру с уровнями. Сотрудник проходит уровни, за изучение каждого из них зарабатывает баллы и борется за позиции в рейтинге.
Читайте также: Как внедрить геймификацию в бизнес-процессы за 7 шагов
3. Выстраивайте систему наставничества в компании.
Опрос пользователей сервиса «TalentTech Адаптация» показывает, что почти 70% новичков переживают, хорошо ли вольются в коллектив. И зумеры тут не исключение, тем более что многие из них подвержены повышенной тревожности и нередко ощущают себя одинокими.
Справиться с этим поможет коучинг — наставничество: мотивируйте опытных сотрудников помогать новоприбывшим не только разобраться с рабочими инструкциями, но и подружиться с командой.
4. Сделайте максимально прозрачным процесс взаимодействия «руководитель-сотрудники»
Исследование Human Capital Institute показывает: 58% компаний, адаптируя сотрудника, делают упор на бизнес-процессы и бюрократию, а не на человека. Молодым специалистам такое точно не понравится — они предпочитают индивидуальный подход и ценят, когда наниматель видит в них не винтик системы, а личность.
Так, согласно опросу Hays, 52% зумеров отталкивает не персонализированное распределение задач и зон ответственности.
Решением могут стать личные встречи с непосредственным руководством, где новичок сможет напрямую задать все волнующие вопросы и уточнить свою роль в компании. Это важнейшая часть онбординга для 72% сотрудников, подтверждают аналитики Enboarder.
При этом данные нашей компании говорят о том, что промахи работодателя тут не редкость: 20% руководителей так и не смогли найти времени для знакомства и обсуждения задач. Это приводит к тому, что 22% работников не могут понять, зачем их вообще наняли.
Соблюдение этих базовых принципов поможет не только вовлечь в работу конкретного специалиста, но и поднять эффективность всего бизнеса. Так, организации, сумевшие выстроить качественный онбординг, повышают показатель удержания новых сотрудников на 82%, а производительность — более чем на 70%. И чем больше поколенческих нюансов получится учесть, тем выше будут эти цифры.
Читайте по теме:
Инструменты руководителя: как правильно работать с сотрудниками
Как помочь сотрудникам пережить трудные времена — советы для руководителей
Научиться работать с зумерами — один из главных вызовов для руководителей и HR-специалистов сейчас. Компаниям придется выстраивать процессы адаптации, обучения и взаимодействия по-новому, включать их в командную работу.
Руководителям придется стать своего рода наставниками, которые решают бизнес-задачи с командой и одновременно помогают профессионально расти. В ближайшие десять лет именно зумеры станут основой экономии, поэтому перестраивать процессы стоит уже сейчас.
Фото на обложке: Shutterstock / fizkes
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ»
- 1 Рациональное мышление: понятие, методы и развитие
- 2 ИИ и повсеместная автоматизация станут рутиной для поколения «Бета»
- 3 Идеи подарков в адвент-календарь: что положить взрослому, подростку или ребенку
- 4 Новогодние подарки на OZON: подборка лучших идей и вариантов для детей и взрослых