Как мы автоматизировали наш обучающий курс: основные шаги

Ксения Соломатина
Ксения Соломатина

Основательница проекта «Умная Заграница»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Ксения Соломатина, основательница проекта «Умная Заграница», в этой колонке рассказывает, как она и ее команда решили автоматизировать свой обучающий курс и что из этого вышло.

В предыдущей колонке Ксения поделилась тем, как ей удалось создать образовательную платформу из группы «ВКонтакте».  

В двух словах напомню суть нашего проекта. «Умная Заграница» — это онлайн-платформа, которая помогает людям быстро и почти без вложений стать востребованными по всему миру специалистами. Наша задача не «продать» человека на работу, мы не кадровое агентство. Мы образовательный проект, который дает удочку, а точнее, навык самостоятельно и в любое время года выбирать себе страну, проходить собеседования на квалифицированные вакансии и гранты, прокачивать себя до нужного уровня и в конечном итоге стать «гражданином мира». Если у вас зудит мысль про «пора валить», и вы готовы сделать это даже на условиях работы официантом или няней, то это не к нам.  

В первой части статьи мы рассказали вам о том, как паблик ВК «вырос» до автоматизированного сервиса. Мы остановились на моменте, когда предыдущий концепт перестал работать и нужно было срочно менять план развития.


Что нас подтолкнуло к смене стратегии?


Мы споткнулись о типичные для этой ниши болезни роста.

Наша бизнес-модель изначально была ближе к интерактивной образовательной платформе, нежели кадровому агентству. Системообразующим фактором стал алгоритм из 7 шагов, который последовательно проводил участников по всем этапам подготовки – от аудита имеющихся компетенций и поиска конкурентного преимущества до анализа рынка труда и переговоров о размере и увеличении зарплаты. Учеба в этом процессе выступает как вспомогательный этап на пути к «вакансии мечты». На этом пути у каждого участника был куратор, который проверял домашние задания и подсказывал, как поступить в сложных ситуациях.

Именно кураторы и стали «бутылочным горлышком» всей системы.

С самого начала мы понимали ограниченность агентской модели «1 менеджер — 1 клиент». Для нас было важно кратно увеличить «пропускную способность» менеджеров-наставников.

К концу 2017 года она достигла 60 клиентов на одного куратора. Но на этом все сломалось окончательно. Несмотря на то что мы удерживали качество обработки заданий и сохраняли индивидуальный подход, стали затягиваться сроки ответов на сообщения. Можно было, конечно, бесконечно нанимать новых кураторов. Но это путь в никуда, так как рано или поздно все равно столкнешься с проблемой масштабирования. Только уже большего размера.

Да, это был изначально обозначенный риск проекта, который мы предвидели еще на старте. Но все эти годы я думала над решением. И заключается оно, конечно же, в автоматизации.


Каким мы хотели сделать продукт

Разработка своего продукта нам была необходима не только для того, чтобы минимизировать человеческий фактор. Нам нужны именно свои интерфейсы. Специфика проекта подразумевает определенную последовательность действий, составление целого паззла из кусочков и несколько возвратов к предыдущим этапам с корректировками.

Если оформить это чередой видеообъяснений и расписать длинную простыню текстовых заданий, пользователь начинает путаться и к концу 10 урока уже забывает, что вот эта вся работа проделывалась для одной маленькой формулировки, которая пойдет в резюме, например. Или не понимает, зачем в самом начале составлять списки компаний и начинать с ними общаться, если письма мы рассылаем им только через 20 заданий. В общем, просто последовательность видео с графами для текстовых заданий с этой задачей справлялась очень плохо.

Мы задумали сделать продукт по принципу компьютерной игры-стратегии, когда весь путь по получению вакансии или гранта на учебу разложен на уровни.

Вместо копий-мечей и прочих атрибутов власти твоя «сила» измеряется профессиональными кейсами. А количество жизней — «прокачкой» в сообществах и откликами на заявки.

Чтобы разработать такую систему-игру, нам нужны были в первую очередь:

  • проверка машиной формулировок для CV и мотивационного письма;

  • автоматический подбор вакансий, стипендий на образование и других возможностей по всему миру под конкретный запрос;

  • составление стратегии, как быстро «прокачать» себя и стать идеальным кандидатом для зарубежных компаний и вузов.

В дальнейшем к этому списку добавились еще:

  • умный выбор стран по многочисленным критериям — от перспектив выбранной специальности, уровня налогов и стоимости аренды квартиры до климата и политической стабильности;

  • и «лайфхаки на месте» — как сэкономить на медицинской страховке, ренте, ресторанах, транспорте и так далее.

Ни одна из существующих готовых образовательных платформ таких возможностей не предоставляла — нужны были спроектированные под нас инструменты.


Тестирование

Отработать методику перед автоматизацией мы планировали, запустив марафон. Он представлял собой мини-формат курса из 4 трансляций с объяснениями основных принципов продукта и алгоритмов, практических заданий и общей обратной связи по ним.

В течение 2 недель участники делали для себя подборки подходящих учебных программ или вакансий, составляли резюме, писали мотивационные письма и готовили рекомендации. Выбирали конкретные страны, где у их специальности было больше перспектив и считали бюджет проекта (со своей стороны мы подсказывали, как можно сэкономить на аренде, страховке, транспорте).

Такой формат давал пользователю возможность «попробовать» систему, сделать первые шаги и получить первые результаты.

А нам как разработчикам продукта — понять, каким должен быть интерфейс, чтобы пользователи и сделали то, что нужно сделать на данном этапе, и потратили на это минимум времени и усилий.

Мы рассматривали несколько гипотез:

  • Нужно было оценить, насколько участникам «заходит» комбинация трансляций и текстового объяснения. Материал мы даем достаточно сложный, и нам было важно понять, насколько доступно он расписан. Отзывы доказали, что все работает.

  • Участники наших предыдущих программ часто упоминали, что им не хватает общения с единомышленниками. В итоге особо инициативные студенты курса с нашей подачи организовали закрытый паблик на 23 человека (больше половины регистраций на платный марафон) и сообща выполняли задания. 

    Практика показала, что коллективный разум не может заменить опытного наставника. Но при этом у нас был рекордный процент пользователей, дошедших до конца. 70% участников прослушали все трансляции и сделали задания. Поэтому к концу этого года мы планируем создать для участников нашей программы закрытое сообщество, где они смогут поддерживать друг друга. Понятно, что на больших объемах эти значения снизятся, но порядок цифр сохранится.
  • Самой сложной частью марафона стало задание после второго урока, где мы просили сформулировать свою профессиональную пользу. Это подтвердило наше подозрение о том, что людям сложно посмотреть на себя «глазами» бизнеса и оценить свою деятельность с точки зрения увеличения плюса или снижения минуса компании. 

    В результате в автоматизированной версии мы много внимания уделили конструктору документов, и, в частности, графе с конкурентным преимуществом. Сейчас участнику достаточно выбрать сферу деятельности, список обязанностей и желаемую позицию, и система сама автоматически подтянет варианты формулировок. Пара кликов вместо пары недель самостоятельной работы.
  • По итогам марафона мы обзвонили всех 43 участников, и большинство из них сказало, что им не хватало персональной обратной связи. Общих рекомендаций было недостаточно.

Благодаря этой информации мы внесли изменения в автоматизированную версию. Сейчас при выполнении задания участник получает оценку своей работы нашей системой и персональные рекомендации, что создает ощущение общения с наставником. Это уже machine learning :) Дальше по плану у нас разработка чат-бота, который сможет отвечать на самые часто встречающиеся вопросы (идею подал один из студентов курса). Плюс, мы все равно оставим отдельного менеджера в службе заботы о клиентах.

Кроме того, формат марафона позволял нам быстро проверить отказоустойчивость наших технических мощностей. И наконец развязывал нам руки в плане масштабирования на большом трафике.

Но это было только самое начало пути. В следующей статье я расскажу о том, как мы проектировали автоматизированную платформу.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Егор Аниськов 01:50, 29.08.2018
    0
    Интересно, как машина проверяет формулировки. Они, получается, у всех похожи? Как дело обстоит с техническими и творческими специальностями?
  • Ксения Соломатина
    Егор Аниськов Ксения Соломатина 13:41, 5.09.2018
    0
    Не совсем. Мы разобрали больше 200 специальностей по косточкам и подготовили формулировки под различные ситуации. Технические направления тоже )
  • Егор Аниськов 02:05, 29.08.2018
    1
    • Павел Игнатьев Павел Игнатьев
    60 клиентов на куратора. Ого! Вот это масштабы у вас)
  • Ксения Соломатина
    Егор Аниськов Ксения Соломатина 13:43, 5.09.2018
    0
    спасибо!
  • Алиса Профильева
    Алиса Профильева 05:25, 29.08.2018
    2
    • Ксения Соломатина Ксения Соломатина
    • Павел Игнатьев Павел Игнатьев
    Это здорово, что вы не просто подбираете вакансии людям, а показываете, как им профессионально вырасти! Только как люди учат язык? Это же делается отдельно от платформы.
  • Ксения Соломатина
    Алиса Профильева Ксения Соломатина 13:42, 5.09.2018
    0
    Да, отдельно. Однако, язык можно и нужно учить параллельно с работой с нами
  • Павел Игнатьев
    Павел Игнатьев 23:42, 29.08.2018
    0
    Отличная идея! Ждем продолжения! А вы настраиваете автоматический перенос вакансий в систему с сайтов-агрегаторов или составляете базу вручную ?
  • Ксения Соломатина
    Павел Игнатьев Ксения Соломатина 13:42, 5.09.2018
    0
    Спасибо! Пока вручную.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Startup Weekend 5.0
23 ноября 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase