Top.Mail.Ru
Колонки

Производство бумажной продукции в кризис: как выжить без импортного сырья

Колонки
Самуил Нахшунов
Самуил Нахшунов

CEO Yomtov

Алина Алещенко

Самуил Нахшунов, CEO Yomtov, рассказал о производстве бумажной продукции в условиях санкций, импортозамещении, а также об антикризисных мерах, которые предпринимает бренд. Рекомендации будут полезны компаниям из смежной области, и в целом тем, кто работает с импортным сырьем.

Производство бумажной продукции в кризис: как выжить без импортного сырья

О кризисе бумажной отрасли после введения санкций не слышал разве что ленивый. Работники офиса или кассы испытали его на себе, до абсурда экономя бумагу и чековую ленту. Но по-настоящему экономический кризис застал врасплох производителей товаров из бумаги — тех, кто делает качественные продукты из зарубежного сырья. 

Изначально мы задумывали Yomtov как производство красивой и качественной подарочной упаковки: бумаги, пакетов, коробок. Затем стали производить скетчбуки и тетради.

До пандемии мы работали в основном на поставках крупным ретейлерам («Республика», «Красный куб», «Читай-Город», «Буквоед») и индивидуальных CTM-заказах, а в 2020 вышли на маркетплейсы. Теперь, в 2022 году, пробуем новые направления и продукты: ведь что бы ни происходило, планета продолжает вращаться, а люди — дарить подарки. 

80% сырья, которое мы используем, — импортное. Закупаем материалы десятка разных брендов: от итальянской Fedrigoni до индонезийской APP Sinar Mas. Цена привязана к курсу доллара и евро, поэтому постоянно колеблется вверх-вниз, а некоторые материалы вообще исчезают из продажи. И это не единственная проблема.

 

Проблемы «бумажного» бизнеса

Помимо курса валют, с которым мы в целом смирились ещё до последних событий, назрели и другие важные вопросы.

 

Слабое импортозамещение

В России есть бумага, но это ассортимент, пригодный для широкого применения. Многих видов сырья, необходимого нам для производства, просто нет, и не факт, что он появятся.

Например, нет отечественной дизайнерской бумаги и картона. И это нормально. В России слишком маленький рынок — и маленький спрос на необычные виды бумаги. Технически производить ее можно, но экономически нецелесообразно — она будет очень дорогой. Тот же условный производитель в Италии поставляет продукцию по всему миру, снижая стоимость большими объемами. 

Вывод: бумага в стране есть, вопрос только в ее ассортименте. Если нужно делать уникальные вещи, где важна эстетика, определенная толщина и фактура сырья — это только импорт.

 

Проблемы с логистикой и оплатой

Многие производственники столкнулись с удлинением логистических цепочек, блокировкой счетов и невозможностью оплатить импортные поставки. Знаем примеры, когда большую партию просто разворачивали на таможне. Кому-то удалось быстро подстроиться и адаптировать логистику, но пока не во всех нишах.


Читайте по теме:

Что делать бизнесу для преодоления логистического коллапса? Опыт компании

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли


Конкретно в нашем бизнесе пока все не так плохо. Мы заказываем у крупных импортеров, специализирующихся именно на бумажной продукции и на европейском сырье в частности. Так как мы покупаем небольшими партиями, самим это делать невыгодно: у импортеров цена всегда будет ниже за счет больших объемов. Но если усугубятся проблемы с поставками и оплатами, то сырье будет только дорожать независимо от курса валют.

 

Непредсказуемые цены 

В последний раз мы покупали бумагу Fedrigoni для подарочных пакетов в начале февраля по курсу 86 рублей за евро. Тогда лист стоил 58 рублей. Сейчас такую дизайнерскую бумагу продают за 68 рублей/лист, тогда как официальный курс евро 66 рублей. А многие материалы, что мы использовали, купить больше нельзя. Цифры для сравнения:

Fedrigoni (Италия) / Sirio Color NUDE 92408 / 70*100 см - 170 г/м2
Дата Стоимость листа Курс евро
27.11.2020 55,83 руб. 90,03 руб.
03.02.2022 58,88 руб. 86,28 руб.
20.05.2022 68 руб. 66,61 руб.

На самом деле сам курс валют — не такая большая проблема. Под любое значение доллара и евро можно подстроиться: повысить цену, снять с продажи нерентабельный товар либо изменить состав продукта — варианты есть, и мы это уже проходили.

Гораздо более проблемный фактор — постоянное колебание курса. Из-за него мы, грубо говоря, сегодня продаем товар, а завтра на эти деньги уже не можем закупить сырье, тем более нет речи о прибыли.

А если, например, заключен контракт, в рамках которого можно менять цену на готовый продукт только раз в год, то ни о какой гибкости в ценообразовании речи не идёт. Особенно остро это ощущается, если в структуре расходов доля на сырье при производстве товара больше половины (у нас, например, 69%).

Кроме того, в стоимость сырья сейчас закладываются все риски, связанные с международными поставками, уровнем инфляции и политической ситуации в целом, что тоже, очевидно, работает не в нашу пользу.

В дальнейшем цена будет расти еще и за счет амортизации дорогого в обслуживании европейского оборудования.

 

О перспективах

Закупленных материалов нам хватит до осени. Каким будет курс валют через эти 2-3 месяца — мы не знаем. Как и не можем предполагать, как дальше будут развиваться отношения с зарубежными странами. Пока что нам удается держать старые цены на товары, но получится ли с ними остаться на плаву — вопрос с неутешительным ответом. 

Очевидно, что стоит ожидать дальнейшего роста цен на товары из бумаги и картона, особенно предназначенных для художников, а также на дизайнерскую подарочную упаковку и все то, что изготовлено из специфичных материалов.

Часть продукции, возможно, временно исчезнет с рынка. Как в этой ситуации поведут себя российские производители, работавшие на экспорт, нам тоже пока не известно. Вероятно, кто-то из них переориентирует производство на внутренний рынок.

На бумажную продукцию широкого спроса, которую делали и будут делать из российского недорогого сырья, цены вряд ли изменятся, а если и изменятся, то незначительно.

 

Антикризисные меры

Учитывая, что у нас маленький бизнес, причем работающий на узком рынке, привлечь внешнее финансирование сложно. Хотя инвестор или хотя бы кредит в банке позволили бы нам быстрее реализовать идеи с запуском новых продуктов и направлений или, например, закупить сырья впрок, пока оно есть в остатках.

Поэтому мы наметили для себя иные варианты выхода из сложной ситуации: все они связаны с сокращением статей расходов, зависимых от курса валют и других факторов.

 

1. Пересмотр ассортимента

Сейчас у нас идет пересмотр товаров в разрезе составов сырья. Цель — сократить использование импортной дизайнерской бумаги. Это поможет меньше зависеть от курса и дефицита европейских материалов. 

Например, для некоторых изделий с принтами мы используем российскую офсетную бумагу. Но доля закупки российского сырья — это всего 20%. Значит, будем производить и продавать больше изделий с принтами, чтобы доля закупа выросла до 40-50%.

С начала года цена на такое сырье поменялась незначительно, и рост был связан скорее с ажиотажем — с марта многие скупали про запас.

ОАО «Монди Сыктывкарский 2 ЛПК» пл.120 г/м2, ф.70х100 см
Дата Стоимость листа
26.01.2022 7,48 руб.
31.05.2022 8,35 руб.

Не лишним будет еще раз проанализировать продажи и себестоимость некоторых позиций. Исходя из полученных результатов, какие-то товары уйдут из нашего ассортимента, какие-то мы изменим по составу.

Но даже это вряд ли поможет сохранить прежние цены, разве что адаптироваться под новые реалии рынка.


Читайте также:

За какими финансовыми метриками следить в кризис — инструкция

Проверьте, все ли в порядке с вашим бизнесом. 4 главных показателя


 

2. Поиск новых поставщиков

Это прямо связано с предыдущим пунктом. В ближайшие месяцы мы планируем снизить процент импортного сырья до 50-60%, заменив белорусскими и российскими аналогами там, где это возможно с учетом обновленного ассортимента, а также отказаться от европейских производителей в пользу азиатских.

Звучит проще, чем это есть на самом деле. Несколько лет мы закупали одни и те же материалы, а теперь будто снова разрабатываем новый продукт: собираем образцы, смотрим, подходит ли, делаем тестовые партии, проверяем, как ведет себя материал. Стоит это недешево. И сам процесс небыстрый, учитывая, что не все материалы сейчас в наличии. Это связано с разрывом цепочек поставок и мартовским ажиотажем.

Но кое-что найти удается. Вот цены на целлюлозный крафт для сравнения:

KAPAG, ECOLINE BROWN, Германия, 160 г/м2 (70*100 см) Группа компаний «Илим» — 165 г/м2 (70*100 см с учетом резки и пр.)
До 24.02.22 16,8 руб. 13,5 руб.
01.06.22 24 руб. 10,5 руб.

На первый взгляд, покупать российский крафт гораздо выгоднее при таком же (условно) качестве. Но есть один нюанс, из-за которого многих европейских и российских производителей сравнивать некорректно: российские упаковочные материалы, в том числе и целлюлозный крафт, продаются в рулонах, а не в листах.

Раньше мы могли купить любое количество листов бумаги: хоть 100, хоть 1000, а теперь нужно покупать 7000 листов — именно столько в одном рулоне. 

Если говорить о типографском картоне — мы закупали и продолжаем закупать китайский Super fbb, пока он в наличии. Аналоги есть, но они могут не подойти нам по качеству, а цена к лету 2022 практически сравнялась:

Super fbb GC1 (Китай) «Добруш» gc2 (Беларусь) «КАМА» Bright GC1 (Россия)
02.06.2022 146 руб./кг 141 руб./кг 134 руб./кг

 

3. Новые точки роста

Одна из жестких, но действенных антикризисных мер — диверсификация бизнеса. Это может быть как полный отказ от бизнес-модели, которая себя не оправдала, так и поиск новых направлений.

Мы, например, решили двигаться в сторону услуг и постепенно трансформироваться из производства подарочной упаковки в подарочный сервис — то есть не только делать упаковку, но и помогать с выбором подарка. Сейчас мы тестируем чат-бот для Telegram с механикой, как у «Тиндера», где каждый сможет найти подарок с любым бюджетом. Это главная мера, которая позволит снизить затраты на производство.

Мы никого не призываем к кардинальным решениям, ведь иногда достаточно рассмотреть смежные направления или найти новые каналы продаж: выйти на маркетплейсы и в розницу или, наоборот, переориентироваться на опт. Сложно говорить про всех, так как везде есть своя специфика. 


Сейчас непростое время, но мы настроены оптимистично.

Во-первых, пандемия многому научила, в том числе — выживать. Во-вторых, у нас есть сток продукции и запас сырья. В-третьих, мы делаем подарочную упаковку, а основной сезон этой категории начинается в сентябре.

Скорее всего, в течение полугода выстроятся новые цепочки поставок, и цены стабилизируются. А пока мы экспериментируем, создавая новые проекты и направления, чтобы найти новую точку роста и прийти к устойчивой бизнес-модели.

Фото на обложке: Shutterstock / Ostanina Anna

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  2. 2 Заменить Confluence? Просто!
  3. 3 Стартует MUIV.LAB 2023: компании с импортозамещающими b2b-решениями смогут масштабироваться и получить инвестиции
  4. 4 Нужно провести бесшовный ребрендинг и сохранить отношение к компании? Вот как это сделать
  5. 5 Сколько можно не обновляться — и что произойдет, если бизнесу этого не делать?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти