Управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загумённов рассказал, как построить холдинг в провинции и экспортировать российское оборудование в 16 стран мира.
От продажи жвачки до своей компании
С какого возраста занимаюсь предпринимательством, сказать сложно. Помню, ещё маленьким продавал друзьям жвачку. Уже тогда я понимал, что бизнес – это моё, то самое, что наполняет жизнь развитием, достижениями, победами. Ну и, как следствие, деньгами.
А денег, конечно, всегда не хватало. После школы я поступил в Пермский государственный технический институт по специальности строителя автодорог, но это было всего лишь образование, а не призвание. С друзьями студентами мы уже тогда пробовали самые разные виды деятельности. Опыта настолько не хватало, что некоторые начинания прогорали, едва стартовав. Самое крупное наше предприятие – компания по созданию сайтов, которую мы организовали на троих.
Компания лопнула даже не потому, что у неё было три головы. Мы просто не умели искать и уж тем более сохранять клиента. После этого я намеренно пошёл работать менеджером по продажам – получать те умения, которых мне так не хватало.
Следующей нашей идеей в бизнесе стала продажа грузоподъёмного оборудования. Для этого нужно было оформить новое юрлицо, работающее с НДС. Возник вопрос, что же делать с уже существующей компанией с её «упрощёнкой». Почти случайно на свет появилось то, что сегодня стало группой компаний «Авира».
Случайно выбрали направление бизнеса
Наверное, мы единственные, кто начал бизнес «с конца» и без всякой концепции.
У нас было юрлицо и желание использовать его. Отбросив те виды деятельности, которые требовали полной отчётности, мы, опять же, почти случайно остановились на детских игровых площадках.
С крохотным для 2010 года стартовым капиталом в 39000 рублей мы с Алексеем Зыковым и Павлом Махнутиным начали работать в этом направлении. И на этот раз опыта хватило. С каждым новым заказом мы понимали, как можем сделать компанию лучше. Это как самообучающаяся система, которая анализирует ситуацию и предугадывает действия.
Монтаж детского лабиринта. Фото: «Авира»
От уличных площадок мы почти сразу перешли к игровым лабиринтам для закрытых помещений, затем – к мягким модулям, батутам и игровым комнатам в целом. В этой сфере нам не пришлось конкурировать с мастодонтами, которые специализируются на госзаказах. Сегодня и уличные горки могут принести прибыль, но в целом их доля в прибыли группы составляет не больше 3%.
Когда бизнес попёр в гору, я признал себе, что совершил главную ошибку
Всего за несколько лет я добился огромного успеха, создав в провинциальной Перми компанию федерального уровня. Как ни банально бы звучало, но успех действительно ослепил меня.
«Я босс! – говорил я себе – Я знаю всё и всё смогу решить сам!». С таким подходом начались провисания, падения объёмов производства, прибыли. В это же время из-за звёздной болезни я потерял нескольких руководителей, замену которым найти оказалось очень сложно.
В бизнесе всё должна решать команда. Сегодня, даже если я хочу уволить кого-то, я уже не могу себе позволить этого без разрешения моего HR-директора.
Когда пришло время менять самоопределение в бизнесе, я решил больше не работать с наёмными топ-менеджерами – вместо них я стал искать партнёров.
Развитие компании невозможно без создания новых площадок. Именно для них у нас теперь и готовились руководители. Теперь я знаю, например, что на новом производстве правит не обычный наёмник, а мой потенциальный партнёр, кровно заинтересованный в развитии своего дела. И падение финансовых показателей компании прекратилось.
Как создавался холдинг
В момент спада началось создание холдинговой структуры. Как оказалось, чем меньше зависимость от поставщиков, тем крупнее может стать бизнес. Мы стали отказываться от закупок готовых изделий и заниматься их производством сами.
У Владимира Преснякова и Натальи Подольской установлен лабиринт «Авира»
Так мы приобрели пермский «Промальянс», площадку «Ударник» в Иваново, открыли производство стеклопластиковых изделий. Теперь у нас работает больше 300 сотрудников.
Конечно, такого, чтобы в одночасье купить новый завод, не происходило. Развитие группы компаний походит на естественную эволюцию, где приживается только то, что жизнеспособно.
К примеру, мы отказались от собственного производства поролона – здесь приобретать его у поставщиков выгоднее. С другой стороны, сегодня мы готовим к запуску типографию для печати изображений на изделиях и предприятие по производству роботов-аниматронов.
Такая стратегия себя оправдала. Сегодня, по нашим подсчетам, доля компании на российском рынке составляет порядка 40%.
Что русскому хорошо...
Рост любой компании рано или поздно поднимает вопрос об экспорте продукции. Как и большинство других компаний, мы начинали со стран СНГ. Казахстан, Беларусь, Украина, Узбекистан приняли российское игровое оборудование на ура.
Мы смогли предложить качество выше, чем у вездесущих китайцев, доставку в любую точку страны, первыми в России стали предлагать пакетные предложения...
Казалось бы, победив китайцев качеством в странах бывшего Союза, мы должны были покорить и весь остальной мир. Но пока этого не произошло.
Если в XX веке завоевание Европы начиналось с Польши, то сегодня покорять Евросоюз нужно с Чехии. В Польше – самая сложная процедура сертификации продукции для российского производителя. Чехия в этом отношении россиян больше любит. В 2016 году мы открыли здесь офис, нашли клиентов в Барселоне, Таллине через Международную ассоциацию парков и производителей аттракционов… и как будто застряли.
Менеджеры, дизайнеры, конструкторы оборудования столкнулись с одной и той же проблемой: они понимали язык иностранного заказчика, но не понимали его самого. Разница в менталитетах оказалась настолько сильно заметна, что нам в срочном порядке пришлось отправлять специалистов в командировки, что называется, погружать в естественную среду клиента. Только на собственном опыте проверив, что со своим уставом в чужой монастырь соваться не стоит, мы начали успешную экспансию.
Сегодня наше оборудование ждут уже в 16 странах мира, а в большинстве российских кафе, ресторанах, кинотеатрах установлены наши игровые комнаты. Я вполне уверен, что когда-нибудь хотя бы по одному лабиринту под нашими брендами будет стоять в каждой стране мира.
Материалы по теме:
«В Будапеште с нами отказались подписать договор, потому что мы – российская IT-компания»
Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас
«У меня не было ничего, кроме мотивации – очень нужны были деньги» – записки бизнесмена-эмигранта
«Я сделал бизнес из простого отцовского беспокойства за собственную дочь»
Как криптоанархист получил официальное разрешение на 3D-печать оружия
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
- 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
- 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
- 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
- 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
ВОЗМОЖНОСТИ
17 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024
19 сентября 2024