Top.Mail.Ru
Колонки

Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас

Колонки
Дмитрий Волошин
Дмитрий Волошин

Сооснователь и СТО Preply

Виктория Кравченко

Российский рынок не ограничивается отечественным кадрами. Часто компании приглашают на работу иностранных профессионалов — не только на руководящие должности, но и на любые другие. Такое сотрудничество позволяет перенять мировой опыт, соответствовать международным стандартам, а также выйти на зарубежные рынки.

Вопрос в следующем: как правильно работать с экспатами? Дмитрий Волошин, сооснователь и СТО международного онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply, поделился опытом своей команды. 

Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас

Согласно ежегодному индексу Expat Insider 2017 проекта InterNations, Россия занимает 50-е место среди 188 стран по привлекательности для экспатов, опустившись на три позиции по сравнению с прошлым годом.

Зарубежные специалисты, живущие в России, неплохо отзываются об инфраструктуре и уровне личной безопасности, но гораздо хуже об отношении местных жителей к иностранцам. 

Мы активно занимается рекрутингом за рубежом. Сейчас мы сотрудничаем со специалистами из Бразилии, Германии, Канады, Индии, Польши, Мексики и Турции. Я выделил ряд важных аспектов при работе с экспатами, на которые нужно обратить внимание.

1. Попрощайтесь со стереотипами

Впервые задумываясь об иностранном работнике, можно поймать себя на стереотипах. Обычно это крайности:

  • гастарбайтер-чернорабочий, который приехал в надежде хоть как-то обеспечить семью,
  • дорогой и очень важный топ-менеджер, который прибыл наводить порядки.

От этих образов лучше избавиться. Важно то, какими знаниями обладает конкретный человек и какую пользу он может принести бизнесу. Например, иностранец может стать ключевым игроком при адаптации продукта для новых рынков, в разработке маркетинговой стратегии для другой страны. 

Это актуально для любых проектов, нацеленных на глобальный рынок, особенно — для тех, что работают в В2В-секторе и связаны со сферой услуг, образования, здравоохранения, права, с социальными проектами.

2. Найдите своего экспата

Искать специалистов можно через LinkedIn, hh.ru, SuperJob, GlassDoorAngelList, Brainstorage, The Muse. Еще один вариант — поиск на специализированных ресурсах для экспатов: Expat Info DeskExpat.ruExpaticaExpat Exchange.

Отдельно стоит проконсультироваться с юристом. В России иностранного сотрудника можно принять либо по квоте, либо как высококвалифицированного специалиста, либо через аутстаффинг.

Мы заручились поддержкой организации AIESEC, которая берет на себя долю юридических вопросов и помогает нам приглашать молодых сотрудников из других стран.

3. Не ищите «звезд»

Главная задача сотрудничества с иностранным профессионалом — полностью использовать его потенциал. Я никогда не ставил перед собой цель искать «звезд» и брать на работу исключительно дорогостоящих работников, у которых горы опыта за плечами.

Нанимая специалиста, мы обращаем внимание на интерес к работе, особенно нам важен потенциал человека и то, насколько его взгляды совместимы с ценностями компании. Сотрудник также должен понимать тонкости работы в стартапе.

4. Помните пример бразильянки Люсии

Прежде чем взять на работу экспата, нужно видеть конечную цель: зачем это делается, каков желаемый результат. Максимальный эффект возможен тогда, когда вы ставите долгосрочную цель работы.

К примеру, бразильянка Люсия приехала на год. Изначально ее задача была — заниматься исследованием бразильского рынка. Когда с этим этапом мы закончили, подошла следующая задача: пользовательская поддержка клиентов, говорящих по-португальски.

Таким образом, вклад Люсии не закончился после исследования, мы использовали ее потенциал и в других вопросах. Ее навыков было достаточно, чтобы переключиться. Поэтому советую строить сотрудничество с экспатом, задумываясь о долгосрочной перспективе. Это должно быть осознанное решение, хорошо продуманное и спланированное на несколько шагов вперед. 

5. Помогайте в адаптации

Разница культур, мировоззрения и языковой аспект каждую минуту влияют на жизнь экспата. Хорошо топ-менеджеру, у которого есть секретари и личные помощники. Рядовые работники наверняка будут испытывать трудности.

Часто наши сотрудники сталкиваются с элементарной проблемой – не могут сделать покупки. Все из-за того, что продавцы не владеют английским языком. 

Экспат должен чувствовать себя комфортно, а для этого нужно удовлетворить его базовые потребности. С этой целью разумно будет назначить человека, ответственного за поддержку иностранных работников. Кстати, не стоит забывать о неформальных встречах, они тоже помогают адаптироваться. 

6. Мотивируйте иностранца 

Отдельный вопрос — как заинтересовать и мотивировать иностранного специалиста. Мотивацией может быть высокая должность, зарплата и другие бонусы, но это больше касается уровня топ-менеджмента. У нас иностранцы работают на «рядовых» должностях, поэтому мы ищем сотрудников, которые изначально хотят быть частью стартапа и разделяют нашу идею.

Это молодые, но перспективные специалисты, у которых есть внутренняя мотивация. Еще один вариант — нанимать студентов на стажировку. Лучшие из них остаются с командой надолго.

7. Играйте на различиях менталитетов

Различия менталитетов можно и нужно превратить из помехи в козырь. Опыт показывает, что взаимосвязанная команда способна использовать сильные стороны всех присутствующих менталитетов сразу.

При грамотно выстроенной коммуникации работники интернационального коллектива будут дополнять друг друга.

Темпераментные латиноамериканцы, к примеру, расположены к принятию скоропалительных решений. Здесь придется к месту холодный рассудок коллеги из Германии, который поможет вдумчиво и скрупулезно проанализировать ситуацию.

8. Дайте возможность развиваться

Экспатом нужно интересоваться, чтобы узнать его сильные стороны, увлечения и скрытые возможности. Стартапы, как правило, нуждаются в мультизадачных сотрудниках, поэтому задания повышенной сложности дают человеку шанс раскрыться.

К примеру, один country manager нашей команды помимо своих основных обязанностей показал себя как талантливый организатор. Это позволило ему стать тимлидом и курировать других иностранных сотрудников.

Экспаты в команде — это движение бизнеса вперед, навстречу новым рынкам. Правильный подход к иностранному работнику способствует не только эффективной работе команды, но и развитию экономики страны в целом.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте


Материалы по теме:

«У меня не было ничего, кроме мотивации – очень нужны были деньги» – записки бизнесмена-эмигранта

Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине

Быть в тренде Нью-Йорка: как проводят досуг американцы

«Не звони мне, не звони!» – восемь лайфхаков по работе с Индией

Семь вопросов, с которыми столкнется каждый, кто решил переехать в США

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Владелец «Рецептов бабушки Агафьи» начнет продажи в Индонезии, Боливии, Индии, Новой Каледонии и на Ямайке
  2. 2 Как будут развиваться отношения России и Индонезии в ближайшее время и что это принесет российским инвесторам
  3. 3 Как зарегистрировать товарный знак в Саудовской Аравии
  4. 4 Как работают криптовалютные биржи на мировом рынке
  5. 5 Как выйти на рынок Вьетнама с товарами повседневного спроса
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти