Обращение в суд принято считать крайней и самой эффективной мерой решения спора. Однако если выбрать досудебный порядок, можно поулчить немало преимуществ.
Андрей Андреев, адвокат и председатель международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права» рассказал, как избежать бюрократии и репутационных потерь и какие еще плюсы можно получить при помощи досудебного урегулирования.
Когда может применяться досудебный порядок
Есть два варианта, когда два юридических лица или ИП могут выяснить свои разногласия без суда:
Личная договоренность между сторонами.
Если совсем упрощать — компания, недовольная качеством услуг или товара, информирует об этом контрагента, и путем переговоров они решают проблему без привлечения сторонних органов.
Очевидно, что такой исход возможен, когда претензии обоснованы, и обе стороны готовы к диалогу.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Тут интереснее — досудебный порядок может быть установлен законом или договором между компаниями. В таких ситуациях суд имеет право отклонить иск, если истец не предоставит письменных доказательств попыток найти решение с ответчиком самостоятельно.
До 2017 года закон требовал обязательной попытки инициации процедуры досудебного урегулирования — сегодня же это необходимо при достаточно распространенных случаях — взыскания денег по договорам и иным сделкам или при необоснованном обогащении.
Чтобы не было путаницы, в части 5 ст. 4 АПК РФ закреплен перечень дел, не требующих соблюдения досудебного порядка урегулирования.
Все они имеют юридическое значение — дела о несостоятельности (банкротстве), дела о корпоративных спорах, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
Виды досудебного урегулирования споров
Решить конфликт без суда можно двумя способами: с помощью претензии или процедуры медиации. Они отличаются механизмами взаимодействия между сторонами — выбор зависит от конкретной ситуации.
Претензия
Претензионный формат подразумевает формальный подход и состоит из следующих шагов:
1. Компания должна оформить претензию в виде требования
В претензии обязательно должно быть отражено:
наименование организации, которой адресована претензия;
собственное наименование с указанием точного почтового адреса, номера телефона и платежных реквизитов;
номер и дата претензии;
документы, на которых основаны отношения сторон договора;
указание на конкретные пункты договора, которые были нарушены;
четко изложенные требования заявителя и сроки реализации;
обоснованность претензии, то есть ссылки на нормы закона, которые обуславливают требования;
сумма требований.
Если позиций, по которым должны быть возмещены средства несколько, нужно указывать каждую сумму отдельно.
Требования необходимо формулировать четко, можно подкреплять расчетами.
Это важный нюанс: если претензия не будет удовлетворена, в суд нужно будет обращаться с теми же самыми требованиями;
подпись заявителя.
2. Направить претензию контрагенту
Документ лучше направлять заказным письмом с уведомлением о вручении.
Это мера подстраховки: если в будущем все же дойдет до суда, могут потребоваться доказательства о инициации досудебного порядка.
Письмо отправляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, если в договоре не прописан другой адрес.
3. Ожидать сроки реализации претензии
Если в сроки претензии не будут удовлетворены, компания вправе обратиться с заявлением в суд.
Очень часто в договорах изначально прописывается претензионный порядок — предпринимателем удобно решать разногласия самостоятельно, существенно экономя время, деньги и нервы.
В договоре устанавливаются условия, когда можно решить проблему таким способом, сроки ответа на претензию, ее структура, а также пункт об обращении в суд в случае недостижения согласия.
Медиация
Медиация, в отличие от претензии, предполагает наличие третьего лица — медиатора. Это независимое лицо, сопровождающее процедуру.
Его задача — довести стороны до общего решения и заключить медитативное соглашение, в котором закрепляются договоренности. Результатом медиации может стать как частичный или полный отказ от иска, так и его признание.
Формат медиации пришел из бракоразводных процессов и сопутствующих споров. Его основная задача — не только удовлетворить обе стороны конфликта, но и найти точки соприкосновения для будущего взаимодействия или же прекратить его наименее болезненно.
Например, при конфликтах между бизнес-партнерами известно немало случаев фатальных разногласий после многих лет сотрудничества и дружбы.
Требования к медиаторам закреплены ст. 16 №193 ФЗ, им может быть любой человек достигший возраста 25 лет, имеющий высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению медиации, а также судьи в отставке.
Чаще всего такие специалисты имеют не только юридическое образование, но и являются хорошими психологами, что и помогает им вывести стороны на диалог.
Сама процедура медиации разделяется на восемь шагов:
Знакомство. Подразумевает вступительное слово медиатора, его разъяснения о сути, принципах и этапах процесса;
Презентация сторон. Каждая из сторон конфликта рассказывает свое видение причин спора и всей ситуации в целом;
Дискуссия. Стороны высказывают свои замечания по выступлениям друг друга. На их основе медиатор начинает формировать ключевые точки конфликта;
Кокус. Это беседа медиатора с каждым участником отдельно. При этом количество встреч и их длительность одинакова для всех сторон;
Формирование повестки. Стороны должны сформулировать и зафиксировать моменты, по которым они хотят достигнуть соглашения;
Выработка предложений. Стороны озвучивают свои предложения по урегулированию каждого пункта повестки. Задача медиатора — выступать связующим звеном, чтобы стороны услышали и поняли друг друга, увидели положительные стороны в предложениях;
Заключение медитативного соглашения. Это договор, в котором зафиксированы шаги к решению конфликта и устранению споров. Они должны устраивать обе стороны и трактоваться ими однозначно. Обсуждаются и последствия возможного неисполнения соглашения сторонами;
Выход из медиации. Финальный этап: стороны оценивают свою удовлетворенность итогом процесса и соглашением, работу медиатора и свое эмоциональное состояние.