Андрей Демидов, исполнительный директор биржи фриланса FL.ru, рассказывает, о каких принципах работы с фрилансерами не стоит забывать, если вы хотите, чтобы задание было выполнено качественно, в срок и без лишнего беспокойства.
Сегодня любой бизнес стремится сэкономить, поскольку жить и выживать при высокой конкуренции — непросто. Поэтому многие развитые страны уже переходят на формат работы с удаленными сотрудниками и фрилансерами. Так, в Америке 40% трудоспособного населения работают удаленно, более 30% — в Японии.
Динамика спроса на квалифицированные кадры, особенно в IT и digital, только набирает обороты. Поэтому и в каждой крупной российской компании, например, в Yandex, Avito, Mail Group очень много проектных команд на разработке. Например, у нас 40% штата трудится на удаленке в трех городах России и Украине. И это здорово: на каждом таком специалисте мы экономим до 30%.
В России подобных серьезных исследований не проводилось, но, по данным НАФИ, уже каждый пятый человек работает на фрилансе. А ВШЭ рассказала, что каждый второй специалист видит во фрилансе основной источник дохода.
Перспективы и прогнозы, как мы видим, показывают растущий тренд на наем удаленных сотрудников и привлечение фрилансеров. Но, чтобы обе стороны работали слаженно и четко, заказчику нужно быть максимально вовлеченным в каждый этап работы фрилансера. А фрилансеру — погружаться в бизнес клиента с головой.
Поэтому мы выработали правила коммуникации, которые будут служит памяткой и саппортом.
Детально прорабатывайте ТЗ или запрашивайте бриф
Если в вашем техзадании четко отражены оцифрованные цели, указаны ориентиры (то есть лучшие примеры работ, идеальные варианты и прочее), грамотный фрилансер вас услышит и выполнит задание идеально.
Расценивайте время, затрачиваемое на подготовку ТЗ и обсуждение, как инвестицию в получение идеального результата.
Задавайте правильные вопросы
Очень часто для исполнителя фриланс — не основная работа, а подработка. Поэтому крайне важно задать все вопросы на этапе утверждения проекта. А именно:
- сколько часов в день/неделю готов тратить фрилансер на ваш проект;
- есть ли у него еще срочные/«горящие» проекты или жесткие дедлайны по другой работе/клиентам;
- в какое время удобно с ним созваниваться и обсуждать статус работ.
Эти вопросы, на первый взгляд, кажутся очевидными. Но заказчики в потоке суеты и срочных дел забывают о них. И потом страдают обе стороны: исполнитель — от недосказанности, заказчик — от получения в корне неверного результата.
Вовлекайте фрилансера и удаленного сотрудника в задачи бизнеса
Если вы понимаете, что проект серьезный (например, разработка мобильного приложения) и не имеет четко определенных сроков, познакомьте фрилансера с внутренней работой вашей команды и важными бизнес-процессами.
Иначе вы больше потратите времени на бесцельные телефонные обсуждения и skype-calls — эффективность такого занятия нулевая. В ваших же интересах упростить жизнь себе и фрилансеру, а на выходе получить отличный результат.
В нашей команде работа с фрилансерами и удаленщиками строится так: в начале недели продакт-менеджер проводит hangout-встречи со всей командой из любых уголков мира, обсуждает текущие релизы и цели на неделю и месяц.
Затем в программе Jira ведется распределение задач между сотрудниками, устанавливаются дедлайны и ответственные. В конце недели команда «проходит» по статусу работ.
В неделю команда выпускает по три-пять релизов, поэтому общий результат напрямую зависит от результата каждого сотрудника. Работая в таком формате, каждый чувствует свою значимость, необходимость и уверенность, потому что глобальные цели достигаются только командно.
Совершайте платежи в рамках онлайн-платформы
Очень распространенный метод – найти фрилансера на бирже и «увести» его из рамок платформы. То есть начать общаться где-то в соцсетях или мессенджерах. Допустим, вы договорились о сделке, оплатили по просьбе фрилансера 50% стоимости работ, а он исчез. Заказчик негодует, результат — наполовину выполненная халтура. Это явный признак мошеннической схемы фрилансера — получить гонорар и исчезнуть.
Чтобы такого не происходило, используйте эскроу-счет. На нашей бирже он называется «Безопасной сделкой» (БС): вы ведете всю коммуникацию с фрилансером в специальном чате и оплачиваете работу после принятия.
Специалисты биржи — так называемый арбитраж — следят за тем, чтобы и деньги исполнителю, и работа заказчику были предоставлены своевременно. И помогают решить споры в сложных вопросах.
Чтобы начать работать по такой системе, нужно оставить свой номер телефона и карты при заполнении формы БС.
Общайтесь и обсуждайте
Правило, которое все знают, но забывают: разговаривайте с фрилансером. В ходе работ заказчик часто меняет свой взгляд и формулировку задач, а фрилансер вынужден подстраиваться под клиента. Он не всегда понимает, почему сначала клиент просил только логотип, а сегодня — еще и аватар для соцсетей.
Если в ходе многоэтапной работы вы как заказчик чувствуете необходимость дать задание сверх брифа, созвонитесь с исполнителем. Очень часто подробное обоснование ваших действий помогает успокоиться фрилансеру и сделать работу на отлично.
Ваша вовлеченность — это такая же инвестиция в хороший результат, как и четко составленное ТЗ. Не забывайте об этом.
При работе с фрилансерами важно не забывать давать сотруднику обратную связь. Хороший специалист учтет конструктивную критику (как и похвалу) при работе над следующими задачами. Это позволит со временем заметно улучшить процесс коммуникации, который осложнен дистанцией, а фрилансер будет чувствовать себя значимым игроком в команде, к работе которого относятся внимательно.
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter