Пять факторов, влияющих на профессиональное развитие поколения Z

Игорь Ищенко
Игорь Ищенко

Генеральный директор технополиса «Москва»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

На панели «Постаналоговые дети и их будущее. Выявление и развитие талантов в стране», прошедшей в рамках форума «Открытые Инновации» в Сколково, говорили о том, как развивать лучшее в поколении Z и какие факторы оказывают влияние на профессиональную состоятельность цифровых детей. Главными тезисами делится Игорь Ищенко, генеральный директор «Технополиса “Москва”».

На недавно прошедшем форуме «Открытые Инновации» в «Сколково» много говорилось о том, кто такие представители поколения Z и как вырастить из них высококлассных профессионалов. На становление, в том числе и профессиональное, постаналоговых детей влияют несколько факторов, и современные работодатели должны их учитывать.

Поколением Z принято называть людей, родившихся после 1995 года. Сильные стороны цифровых детей и взрослых (многие Z уже достигли трудоспособного возраста!) — это умение находить информацию из разных источников, свободное от границ мышление, способность быстро перестраиваться, креативность и независимость. В минусе все эти качества могут проявляться как поверхностность, пренебрежение к дисциплине и отсутствие целеустремленности.


Все начинается с семьи

Расстановка сил в семье изменилась. Аналоговые родители чаще всего проигрывают своим постаналоговым детям в цифровых коммуникациях. Те быстрее и интуитивнее разбираются в технологиях, с самого раннего возраста легко находят нужную информацию, а зачастую и учат родителей лайфхакам цифрового мира. С поколением Z нужно строить конструктивный диалог на равных, тогда родительский авторитет не пострадает, и ребенок будет прислушиваться к родительскому опыту.

Лучшее, что может сделать семья — это пробудить интерес к тому, что происходит в мире, какие профессии существуют и какие появятся. Поколению Z крайне важно жить в реалиях квеста — интерес и постоянно развивающееся, подпитываемое информацией воображение заставит их двигаться к цели.

Сейчас создается невероятное количество возможностей, чтобы будоражить интерес постаналоговых детей. Различные программы дополнительного образования — от курсов робототехники и детских технопарков до обучающих проектов Роснано и других крупных корпораций. Формат edutainment прочно вошел в жизнь современной семьи — даже на детские праздники все чаще приглашают не просто аниматоров, а, например, делают физико-химические шоу. Задача родителей — не упускать существующие возможности и разрешать детям пробовать разные активности: так будет формироваться базовая эмоция, необходимая для развития — стойкий интерес.


Школа

Еще один фактор, влияющий на профессиональное становление поколения Z — это школа. Большая часть педагогов в ней остаются аналоговыми, с доцифровым мышлением. В этом есть свои плюсы и минусы.

Минусы очевидны. Такие педагоги часто уступают своим ученикам в скорости поиска информации и способности к мобильному мышлению. Поколение Z стремится к многозадачности, для них работа в нескольких открытых окнах естественна. Педагоги часто навязывают старую парадигму «сначала сделай одно, а потом другое». Дети теряют интерес и мотивацию.

Еще один значимый минус аналоговых педагогов — страх перед интернетом. Поколение Z умеет экономить ресурсы, оно неленивое, просто в огромном потоке информации логично искать самые короткие пути поиска нужных данных. Поэтому они спрашивают у Гугла, дружат с «Алисой» и запросто пользуются полулегальными сервисами, где можно бесплатно скачать научную статью.

Пока педагоги просят убрать телефоны, дети недоумевают, зачем так усложнять жизнь, ведь интернет уже стал частью реальности, и этот информационный поток не исчезнет. Им можно и нужно пользоваться.

Зато педагоги старой закалки учат концентрироваться на текущих задачах и работать на результат.

Спикеры на панели говорили о том, что учителей надо учить. Во-первых, они, как и любые другие профессионалы, должны принять мысль о том, что учиться теперь придется всегда. Во-вторых, учиться придется не в рамках одного предмета, а постоянно расширять кругозор, чтобы оставаться на шаг впереди своих сверхинформированных учеников. В помощь педагогам — целый комплекс образовательных программ.


Эмоциональный интеллект

Сооснователь Detroit speaks Даниэль Хьюз в своем выступлении неоднократно повторила, что ее студентам важно ощущение семьи и поддержки. Они будут успешными в учебе только при условии, что их базовые эмоциональные потребности удовлетворены. Поколению Z важны эмоции.

Об эмоциональном интеллекте — умении работать с эмоциями, как своими, так и чужими — все чаще говорят как о необходимом для успеха в современном мире навыке.

Современный бизнес строится на коммуникациях. Так, например, представители технопарков подчеркивают, что основная ценность индустриальных площадок — в выстроенных на них бизнес-комьюнити. То есть от умения вести диалог зависит, будет ли создана и реализована идея.

О включении эмоционального интеллекта в учебный план на «Открытых Инновациях» рассказали создатели проекта «Будущие лидеры», а в Международном центре Креативных технологий консалтинга подготовлен специальный курс для подростков по развитию эмоционального интеллекта. Спрос рождает предложение.


Профориентация

Чтобы вырастить из детей поколения Z  высококлассных профессионалов, им нужно дать возможность как можно раньше попробовать как можно больше профессий. В учебный план с каждым годом попадает все больше информации, многие школы, начиная с пятого класса делят учеников на гуманитариев, технарей и естественников. В зависимости от выбранного направления ребенок получает больше одних знаний и меньше других. То есть предполагается, что к 10-11 годам ученик уже должен задуматься о своем профессиональном будущем.

Именно поэтому в раннем детстве в игровой форме, а затем в формате edutainment ребенок должен попробовать профессии «на кончиках пальцев».  

Для детей созданы проекты вроде «Мастерславля» или «Кидзбурга», а подросткам правительство Москвы предлагает посетить различные предприятия в рамках акции «День без турникетов», которые в «Технополисе “Москва”» тоже проходят, или найти интересные обучающие курсы в детских технопарках.


Практическое обучение

Основной фактор влияния на профессиональное самоопределение постаналоговых детей. Дело в том, что несмотря на кажущуюся легкомысленность, поколение Z довольно практично. То есть эмоции, безусловно, ценность, но деньги важны. И не как цель, а как средство для реализации своих потребностей. Постаналоговые дети не испорчены советской установкой «быть богатым стыдно», они не только хотят, но и претендуют на достойный уровень жизни. Поэтому и к обучению подходят очень практично.

Сейчас основная проблема образования заключается в том, что знания, которые дают институты, не соответствуют запросам реального бизнеса — все слишком быстро меняется, учебные заведения просто не успевают ни проводить апдейт программ, ни закупать, например, актуальное оборудование.

Выходом из ситуации могут быть учебные программы, которые составляют и ведут непосредственно представители бизнеса.

В «Технополисе “Москва”» подготовку по некотором высокотехнологичным специальностям ведут сами резиденты, так они не только дают студентам востребованные на рынке навыки, но и решают свои кадровые вопросы.

При институтах все чаще появляются кафедры от крупных компаний. Синергия реального бизнеса и образования — и есть тот фактор, который позволит поколению Z реализовать свои профессиональные амбиции.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
QIWI Techday - Make It Real
17 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase