Top.Mail.Ru
Колонки

Некачественный товар попал к клиенту — чем это грозит компании и как исправить положение?

Колонки
Максим Больных
Максим Больных

Сооснователь Raduga Kids

Анастасия Удальцова

У продавца есть лояльная аудитория, покупающая его продукт. Однако новая партия товара оказалась некачественной. Чем рискует компания, если такой продукт дойдет до клиента?

О том, какие убытки может принести реализация некачественного товара и как работать с отношением потребителя к бренду в этом случае, рассказывает Максим Больных, сооснователь компании по производству деревянных игрушек Raduga Kids.

Некачественный товар попал к клиенту — чем это грозит компании и как исправить положение?

 

Технические критерии качества товара — соответствие документам, разработкам, стандартам — это объективные вещи, которые в случае споров можно проверить экспертизой.

И поскольку товар — всегда про удобство потребителя, нельзя исключать и эмоциональные критерии, которые иногда могут выступать вперед:

  • Насколько клиент доволен продуктом. Оправдал он его ожидания или превзошел. Поэтому важно на площадках, где вы продаете, показывать продукт в представлении клиента, чтобы не было завышенных ожиданий, не соответствующих действительности.
  • Насколько вы сами довольны продуктом. Для нас оценка качества очень простая: «Хотели бы мы, чтобы наши дети играли этой игрушкой?»

Поэтому если на товаре обнаружился брак или даже небольшое несоответствие критериям, его стоит отозвать и не пускать дальше в реализацию

 

Как через уровень качества формируется лояльность к бренду

С психологической точки зрения человек очень легко привязывается к тому, где ему хорошо и о нем заботятся — то же самое происходит и с товарами.

Если потребитель видит в качестве товара, упаковке, сервисе заботу о себе, он готов покупать регулярно и рекомендовать другим.

В зависимости от категории товара следует делать упор на технические или эмоциональные критерии, по которым покупатели выбирают. Мало сделать просто качественно.


Покупая лекарства, еду, средства гигиены — люди чаще всего ищут рациональные доводы, почему нужно купить именно у этого бренда; декоративную косметику или украшения — еще и эмоциональные.


Сейчас покупательская способность снизилась: 41% россиян считает важным подходить к покупкам экономно. Покупая, клиент может выбирать между двумя сторонами «‎купить дешево» или «‎купить подороже, но, скорее всего, качественное».

При продажах важно подталкивать покупателя ко второму варианту:

Показывайте качество продукта.


Читайте по теме: Как измерить лояльность клиентов и повысить ее


 

Последствия, если товар, не соответствующий стандартам, попадет в руки к потребителю

Бренд может потерять клиентов даже из-за малейшего недостатка в товаре/упаковке/доставке. Если бренд известен и человек привык к определенному уровню качества, то его снижение — это разрушение позиции бренда.

И клиент уже понимает, что товар не такой, как он ожидал. И готов пробовать альтернативы.

Неприятнее всего, когда именно постоянный клиент получает такой товар.

Любой недовольный покупатель, даже если это первое касание с брендом, способен нанести большой урон — как с финансовой точки зрения, так и с имиджевой:

  • Плохой отзыв на всех площадках, анти рекомендации друзьям

82% будущих покупателей всегда смотрят плохие отзывы. Хорошие должны быть априори, мы уже привыкли их видеть. В плохих ищут недостатки и то, как компания работает над ними — большинство не будет покупать товар, если у него три и меньше звезд.

Как правильно реагировать на плохие отзывы клиента, чтобы это минимально отразилось на продажах другим людям: когда товар действительно бракованный и когда он просто не сошелся с ожиданиями?


Читайте по теме: 60 ответов на негативные отзывы


На любой, даже самый эмоциональный и неприятный отзыв, компания должна реагировать адекватно:

  1. Поблагодарить, выяснить что случилось.
  2. Бывает, отзывы пишут не разобравшись или вообще не покупая товар — важно показать, что вы видите в своей системе конкретную покупку, чем она могла не понравится и как можно решить проблему.

Примерно 70% людей чаще всего обращают внимание на отзывы, оставленные за последние две-четыре недели максимум. Поэтому стоит уделять особое внимание постоянному притоку положительных отзывов.

  • Требование вернуть деньги за товар

64% людей, вернувших товар, не купят повторно у этого бренда. Иногда компания совершает ошибку, предлагая возврат на любой негативный отзыв. Поэтому нужно выяснить причины недовольства, и если человек действительно не хочет пользоваться этим товаром или аналогами, то только тогда предложить возврат.

В нашей компании замена всегда за наш счет — даже если нужно отправить несколько фишек для детской игры в Хабаровск. Траты на это составляют меньше 0,5% от оборота.

Снизить процент возврата можно с помощью максимального погружения клиента в товар на сайте или в социальных сетях:

  1. грамотное описание,
  2. подробная размерная сетка или габариты,
  3. видео и фото, где видно, как другой человек взаимодействует с товаром.

Стоит спросить, почему клиент хочет вернуть товар — возможно, он не понял, как им пользоваться, или при сборке заказа положили не все комплектующие.

  • Суд, требование возместить стоимость товара, моральный ущерб и другие судебные издержки

Наше законодательство хорошо защищает потребителей, суды обычно становятся на их сторону. Поэтому если этот товар по закону можно возвращать — всегда дешевле сделать это, чем судиться.

После возврата клиенты иногда приходят повторно, после суда — нет.

Например, покупательница заметила брак в купленной толстовке. Ей не были вовремя возвращены деньги, поэтому она провела экспертизу и подала в суд, потребовав 40 тыс. рублей у бренда. Суд согласился с покупателем, но сумму снизил до почти 30 тыс. рублей.


Читайте также: Как мы вывели клиентский сервис на новый уровень — 5 шагов к успеху


 

Экономика убытков — резюмируем

Главное, что теряет бренд при реализации некачественного товара — это имидж качественного производителя. Возвраты и судебные разбирательства могут дорого обойтись, особенно, если это станет чем-то постоянным.

Хорошая репутация выстраивается долго, теряется быстро.

Поэтому если партия оказалась неудачной и уже, возможно, отправилась на склады маркетплейсов или торговых центров — лучше отозвать товар и списать его в брак. Да, компания в этом случае несет финансовые убытки, но доверие покупателей всегда дороже.

Некоторые бренды сознательно идут на реализацию некачественного товара, если, например, он одноразовый и не подразумевается, что клиент будет делать повторные покупки.

Но если бренд работает в долгую, то качество обязательно должно быть на высоте.

 

Фото на обложке: Shutterstock / tommaso79

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  2. 2 7 советов, которые помогут вендору грамотно организовать поддержку партнеров
  3. 3 Шринкфляция: что это такое и как ее используют в продажах
  4. 4 8 ошибок операторов сервиса поддержки, которые раздражают клиентов
  5. 5 Коллтрекинг: что это, как работает и какие задачи бизнеса решает
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти