Колонки

Давайте просто сфотографируем, а не покорим Эверест, или Почему пора перестать читать мотивационные книжки

Колонки
Полина Денисенко
Полина Денисенко

Эксперт по маркетингу и коммуникациям, основательница проекта Public Dialogues

Влада Стеканова

Эксперт по стратегическому маркетингу и коммуникациям, основательница проекта Public Dialogues Полина Денисенко рассказала, как мотивационные книги, статьи и тренинги в действительности демотивируют, в чем ошибаются коучи и почему важно оставаться самим собой как в жизни, так и в бизнесе.

Давайте просто сфотографируем, а не покорим Эверест, или Почему пора перестать читать мотивационные книжки
Присоединиться

В последнее время я постоянно натыкаюсь на статьи и заметки в стиле «10 навыков успешных людей», «7 секретов лидерства», «5 советов, как вдохновить команду» и так далее. Несмотря на то, что я, в принципе, интересуюсь подобными вещами, меня начинает раздражать то, как это все преподносится.

Потому что — ну, кто? Кто этот прекрасный человек, который встает в 5 утра, сидит в позе лотоса, потом идет со счастливой улыбкой на работу, вдохновляет там все, что движется, зарабатывает 100500 млн в день, затем бежит 10 км по всегда чистому парку, едет с работы на велосипеде мимо пробок, приходит домой вовремя и ровно в 19:00, перед ужином, целует жену, а в 22:00, перед сном, – детей? Который никогда не злится, не пьет, не курит, не унывает и вообще вряд ли удовлетворяет свои физиологические и эмоциональные потребности, ибо — ну, не пристало таким идеальным?

Кадр из фильма «Золото» (2016)

Как можно узнать из разных статей и книг бизнес-коучей, все эти замечательные люди трудолюбивы, проактивны, умеют слушать, всегда открыты новому, готовы к переменам на 100%, все время чему-то учатся, ориентированы исключительно на результат, никогда не опаздывают, живут исключительно «здесь и сейчас», а еще помогают всем бабушкам перейти все дороги.

Почему мне кажется, что если бы я знала такого вот успешного безупречного человека, он бы меня раздражал больше, чем вдохновлял?

Вот почему.

  • На самом деле невозможно сочетать в себе все эти распрекрасные свойства и качества.
Тем более, что зачастую они откровенно противоречат друг другу. Как критическое мышление и постоянная обратная связь с самим собой могут сочетаться с радостью бытия «здесь и сейчас»? С одной стороны, мы все время себя критически оцениваем, а с другой — радуемся, то есть оцениваем только положительно? Тогда зачем нам эта некритическая оценка? Или: как можно адекватно сочетать стремление все делать на 120% (перфекционизм в третьей стадии) и при этом быть командным игроком? Ведь ярко выраженный перфекционизм и стремление к совершенству — это удел интровертированных одиночек, а командную работу драйвит, как правило, экстраверт.  
  • Совершенно необязательно быть идеальным, чтобы быть счастливым.

Быть счастливым (не путать с «быть успешным»!) — вот, на мой взгляд, достойная цель жизни. Когда ты счастлив, счастливы и те, кто тебя окружает, при этом ты успешен в их глазах и своих собственных. 

Успешные люди могут быть несчастливы, но счастливые — всегда успешны. Всегда! Или нам мультфильмы Disney врут все время?

Если мы попытаемся стать успешными, как люди, описанные в разных вдохновляющих книжках и статьях, это будто означать, что 1) мы трудоголики, и у нас по факту не должно оставаться времени на собственные увлечения и любимых людей, 2) мы будем жить не своей жизнью, будем стремиться вписать «неидеального» себя в идеальную модель «успешного общества». А как при этом быть счастливым?

Ведь вечная гонка за соответствием — это наркотик, на который нас сажают через «вдохновляющие» статьи. А любой наркотик — это зависимость. И о какой личной цельности и свободе тогда может идти речь?

Да и вообще, если бы такой идеальный человек существовал, он бы действительно все время раздражал окружающих. И это еще мягко сказано. На его фоне каждый — несмотря на все свои достижения — выглядел бы, как плохая пародия на человека.

  • Все эти бесконечные «уроки вдохновения» — это просто здравый смысл. Они не сделают нас бизнес-лидерами, самыми ценными сотрудниками и лучшими людьми, если мы на самом деле таковыми не являемся.

Самопровозглашенный гуру личностного роста и бизнес-коуч Тони Роббинс. Фото: Noam Galai/Getty Images

Вот вы прочитали статью про установки и говорите себе: «Я должен научиться играть в команде». Какая интересная и оригинальная мысль! Или: «Ситуационное лидерство. Что лучше — быть проактивным или реактивным?». Хм. Никогда не думала, что стиль лидерства (не менеджмента!) зависит от ситуации, и всегда просто собирала информацию, оценивала шансы, просчитывала риски и действовала по обстановке.

Или вот еще прекрасная установка: «Я должен много работать». Да ладно? То есть не сидеть на Facebook целыми днями? Какая свежая глубокая мысль!

Все это — прописные истины, которые мы сами отлично знаем. И всех этих прекрасных качеств у нас нет не потому, что мы о них не знаем. А потому, что каждый из нас уникален в своих хороших и плохих качествах.

Конечно, со временем мы растем и становимся мудрее. Но все эти качественные скачки происходят только как следствие накопления личного опыта, прохождения через определенные жизненные ситуации. А не как следствие чтения «умных» книг с советами «для всех обо всем».    

  • Мотивационные советы не только не помогают — они наносят прямой вред нашей самооценке. Мы начинаем считать себя неудачниками, которые не могут сочетать в себе все качества сразу. А должны, как нам говорят.

Теперь давайте вспомним, что самооценка формируется как соотношение уровня ожиданий к уровню достижений. Именно поэтому фраза «Надо только поверить, и все сбудется!», которую вы читаете в книгах и слышите на семинарах, — это фейк из разряда «казаться, а не быть». Мало казаться себе идеальным, надо соотносить себя с реальностью, иначе непомерные гордыня, тщеславие и звездная болезнь ждут за ближайшим поворотом.

В бизнесе надо всегда четко понимать, где возможности, а где — пафос и пустые амбиции, где реальный потенциал, а где — шапкозакидательство и пустозвонство.

Когда мы читаем статьи про идеальных успешных предпринимателей и смотрим на созданные ими страницы в Facebook (такими страницами, кстати, грешат многие бизнес-коучи и тренеры личностного роста), мы чувствуем себя никчемными. А это, в свою очередь, может привести к демотивации. «Зачем я вообще пытаюсь что-то изменить? Все равно я ничего не смогу!».

Кстати, именно этим объясняется любопытный феномен: после всевозможных тренингов личностного роста, когда тренер за деньги компании «продает» себя аудитории как сверхчеловека — вместо того, чтобы обучать людей конкретным навыкам, — компания в течение полугода теряет до 80% прошедших обучение топ-менеджеров. Они просто уходят в другие компании, потому что эти тренинги не повышают мотивацию, а снижают ее — а человек склонен избегать мест, где его недооценивают.

Миллиардер, основатель и СЕО Salesforce Марк Бениофф и бизнес-коуч Тони Роббинс. Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Так что HR надо быть очень аккуратными при выборе тренеров: покупать не раскрученный бренд и амбиции коуча, а людей с качественными методологическими компетенциями, желательно тех, у кого за плечами есть опыт не только консалтинга, но и реального бизнес-управления. Ибо рассказывать лидеру, как надо развивать бизнес, и развивать бизнес самому — это «две большие разницы».

  • Давайте просто сфотографируем Эверест — без разговоров, как его покорить? 
Прежде чем давать советы, как жить, необходимо сначала подарить человеку его самого, дать ему четкое понимание того, что он прекрасен в своей уникальности, в своих ошибках и в своих стремлениях (пусть даже не мирового уровня).

К тому же большинство из нас и так стараются, как могут, изо всех сил. Может, иногда надо давать себе передышку? Наслаждаться настоящим, не пытаясь завоевать весь мир каждую секунду? 

Вид на горы Эверест, Лхоцзе и вершину Ама-Даблам. Фото: planetjanettravels.com

Я не против целеполагания и сверхмотивации — я против навешивания ярлыков на людей в стиле «экстраверты хуже интровертов справляются с аналитическими видами деятельности» (это коучинговый бред, который никто не доказал).

Я против маркетингового фастфуда и коучей, у которых за спиной нет приличного образовательного бэкграунда, в руках — проверенной методологии обучения, а в голове — знаний реальных бизнес-технологий.

Все это приводит в конечном счете к тому, что люди вместо наращивания продуктивности пытаются овладеть «уроками счастья» в рабочее время. Эти два пути (внешний успех и внутреннее счастье) далеко не всегда коррелируют.

Мы все разные: разные личности, таланты, устремления, мотивации, жизни. И это прекрасно. Прав был Альберт Эйнштейн, говоря: «Каждый человек — гений. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость».

Илистый прыгун. Фото: thescienceexplorer.com

И в заключение. Я уверена, что и против моего текста можно выдвинуть немало контраргументов. Все, что я хочу сказать, — относитесь проще к тому, что пишут в книжках с советами.

Хотя дам вам напоследок три совета от человека с 18-летним опытом в реальном бизнесе: 1) будьте собой, 2) будьте точны и понятны в словах, 3) будьте честны и своевременны в поступках. И ВСЕ. Ибо людей тошнит от заумных слов (прекратите уже мучить «эджилити»), двойных стандартов (говорим одно, на деле другое) и историй про «того успешного парня» (см. весь текст выше).

А еще можете выбрать себе для лидерского ориентира одну хорошую цитату, это никогда не помешает. Вот одна из любимых мной: «Быть хорошим менеджером/лидером — значит быть буфером между людьми, которые вас ненавидят, и теми, кто еще не определился». Истинное лидерство — это про эффективное управление потенциальным или реальным конфликтом, а не про ваш личностный рост.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Материалы по теме:

Как использовать социальные нормы для мотивации сотрудников

«Край есть у всего». Где взять мотивацию, если ты стартап

«Только работа позволяет не закипеть и не сгнить под валом собственного безумия»

Соревнования на яхтах, хакатоны и восхождение на Эльбрус — как компании не дают заскучать своим сотрудникам

Как не терять веру в себя, когда вам отказывают (в сотый раз)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Теория автовокзала Хельсинки»: как сделать свою работу уникальной
  2. 2 Как избавиться от культуры переработок в компании: 3 этапа
  3. 3 Попали под сокращение? Вот как обновить профиль в LinkedIn, чтобы не отпугнуть рекрутеров
  4. 4 Как отличить сгенерированные видео от реальных
  5. 5 Профиль решительного сотрудника и как разглядеть его во время найма
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти