Почему ДМС и бесплатные обеды уже не работают: как правильно выстроить систему мотивации

Виктор Лученок
Виктор Лученок

Руководитель тендерного отдела компании Vpodarok.ru

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Из года в год компании включают в соцпакеты подчиненных одни и те же опции: оплату обучения, ДМС, мобильной связи и фитнеса, предоставляют беспроцентные ссуды и льготные путевки, компенсируют затраты на обеды и проезд в общественном транспорте.

Многие из этих льгот никак не влияют на мотивацию персонала, но отказаться от них работодатели почему-то не решаются. О том, как правильно выстраивать нематериальную систему мотивации, рассказывает руководитель тендерного отдела компании Vpodarok.ru Виктор Лученок.

Руководствуйтесь логикой

В вашей компании работают люди разного возраста, пола и профессионального опыта. И все это надо учитывать при формировании соцпакета. Если в штате больше всего молодых сотрудников, их вряд ли заинтересуют программы пенсионного обеспечения. А вот беспроцентную ссуду на покупку квартиры они оценят больше.

Или возьмем, к примеру, такую опцию, как оплата повышения квалификации. Каким специалистам она может понадобиться? Конечно же, молодым, возможно, даже вчерашним выпускникам. Предлагать же ее более опытным сотрудникам опасно – старожилы такую «заботу» не поймут или даже расценят ее как намек: а не устарели ли ваши знания, и не пора бы вам научиться чему-то новому?

Разрабатывая те или иные льготы и компенсации, работодатели зачастую не учитывают явный гендерный дисбаланс в коллективе.

Так, еще в первый кризис, сокращая бюджеты, российские компании заменяли дорогостоящие инструменты соцпакета разными приятными мелочами: заключали партнерские соглашения с находящихся недалеко от офиса сервисными службами (ателье, химчистками), а также салонами красоты и ресторанами и предоставляли сотрудникам скидки на услуги этих заведений.

Желаемого эффекта, однако, достигли немногие: в компаниях с «мужскими» коллективами все эти радости жизни оказались невостребованными.

Учите с пользой

В последнее время растет спрос на обучающие программы для персонала, особенно – на онлайн-курсы, позволяющие вовлечь в образовательный процесс большее число сотрудников. Работодатели готовы даже оплачивать программы, напрямую никак не связанные с профессиональными обязанностями людей. Так, «Альфа-капитал» помимо тренингов по изучению фондовых рынков проводят для своих менеджеров курсы по истории искусств и виноделию. Всего система дистанционного обучения компании включает более 100 самых разных курсов.

А как воспринимают обучение сами работники? В январе-феврале прошлого года специалисты проекта «Академия» компании HeadHunter провели исследование, опросив 100 HR-менеджеров и руководителей компаний, и выяснили, что в каждой пятой компании сотрудники относятся к обучению нейтрально или даже отрицательно.

Это происходит потому, что во многих организациях нет практики продвижения по службе или повышения зарплаты после прохождения образовательных курсов. Получается, деньги на обучение тратятся впустую. Кстати, и учет производительности труда до и после обучения ведут не все работодатели.

Я знаю лишь нескольких работодателей из сферы розничной торговли, которые, прежде чем начать обучение, выясняли, каких именно знаний недостает подчиненным. А потом ходили за каждым обученным сотрудником с чек-листом и оценивали, как изменились их подходы к работе и повысилась ли производительность.

ДМС: не стоит благодарности

Медицинская страховка – одна из самых важных базовых опций соцпакета. Так, группа «Ренессанс Страхование» в первом полугодии 2017 года зафиксировала увеличение числа заключенных с корпоративными клиентами договоров на 7%. Добиться этого ей удалось во многом за счет продажи программ управления здоровьем – нового продукта, позволяющего оценить состояние всего организма и подобрать индивидуальный курс лечения.

Многие компании уже давно не ограничиваются классическим набором опций медстраховки и предлагают сотрудникам индивидуальные программы оздоровления – по снижению веса, коррекции питания, сохранению психического здоровья и так далее.

Без ДМС российским работодателям сегодня никуда. По их мнению, эту опцию ничем не заменить – даже занятиями спортом. При этом вопросом, насколько благодарны им за это работники, задаются не многие. Из общения с сотрудниками разных компаний я сделал вывод, что полис ДМС, безусловно, играющий большую роль в мотивации персонала, воспринимается как нечто должное, особенно теми, кто получает зарплату ниже рынка или не имеет других, положенных по закону льгот.

Можно предположить, что со временем «модные» ДМС уйдут на задний план, и сотрудники захотят их заменить. Например, туристическим сертификатом, который можно выбрать самому.

Дарите подарки

В детстве мы все любили получать подарки. Любим их получать и теперь, только не всегда об этом говорим вслух. Среди наших клиентов есть компании, которые из года в год в разы увеличивают бюджет на подарочные сертификаты для лучших сотрудников: один крупный банк в 2016 году выделял на эти цели 10 миллионов рублей, а в этом – уже 30 миллионов. Еще одна страховая компания подняла бюджет с 3,5 миллиона рублей в 2017 году до 12,5 миллиона рублей в 2018 году.

Откуда такой интерес к очень простому, казалось бы, инструменту мотивации? Ссылаясь на опыт своих клиентов, скажу: в каждом втором случае сотрудники из-за большой загруженности так и не успевают в течение года активировать абонементы в фитнес-клубы, хотя это одна из самых популярных опций соцпакета любой компании. Также сотрудникам абсолютно все равно, есть ли в офисе стол для пинг-понга, тренажеры, гамак или душ.

Всем этим персонал пользуется очень редко или не по назначению, но компании продолжают тратить на обустройство офисных пространств миллионы рублей. Помню, как в одном из крупных медиахолдингов люди, прихватив подушку, отправлялись поспать часок-другой в тренажерный зал. И мало кто из сотрудников ходил туда заниматься спортом.

Людям нужны простые опции: стабильная зарплата, соблюдение норм Трудового кодекса и возможность работать по гибкому графику. Если все эти потребности удовлетворены, можно подумать и о дополнительных мерах поощрения. Но они должны быть такими, чтобы люди хотели ими воспользоваться. Спортом заниматься хорошо, но для этого нужно иметь огромную силу воли.

Многие работодатели выбирают подарочные сертификаты, поскольку они – универсальный стимул для всех: шопинг любят и молодые, и пожилые. С таким инструментом практически всегда попадаешь в точку. Как показал опрос сотрудников одного из наших клиентов, сотрудники активируют сертификаты в 90% случаев в первые три месяца, а больше половины из них – в первые две недели.

Не навязывайте сотрудникам свои вкусы

Бесплатное питание – опция, которая, как показало одно из исследований компании Superjob, входит в топ-5 популярных у сотрудников составляющих соцпакета. Даже предоставление беспроцентной ссуды оказалось менее значимым инструментом. Некоторые работодатели идут дальше и предлагают сотрудникам диетическое лечебное питание. Так, несколько лет назад в ирландском офисе корпорации APC для работников организовывали обеды по системе «шведского стола», причем каждое блюдо сопровождалось короткой аннотацией: сколько в нем содержится калорий, или людям с какими заболеваниями оно противопоказано.

Здоровое питание – это хорошо. А вот привязывать людей к одному и тому же месту общепита, как это делают некоторые работодатели, заключив договор с конкретным рестораном, нежелательно.

В конце концов вам, как работодателю, тоже может не нравиться уровень сервиса или, скажем, степень прожарки мяса в том или ином ресторане. Компании, которые не желают навязывать свои вкусы и предпочтения подчиненным, стали чаще приобретать для персонала обеденные банковские карты Visa. Их принцип действия такой же, как у обычной дебетовой карты, но расплачиваться ими можно только в местах питания, причем по всей России.

Оставьте людям выбор

Операторы подарочно-мотивационных решений всегда должны быть готовы предоставить клиенту те же ДМС-пакеты, карты питания и мастер-классы, но никогда ими не ограничиваться. И еще лучше, если сотрудник, у которого впереди отпуск, мог бы в любой момент отказаться от ДМС, заменив его, скажем, на оздоровительный тур, аренду коттеджа на праздники или экстрим на внедорожниках.

А вот на какой именно выбор работник имеет право, должно зависеть от его профессиональных успехов. Почти все наши клиенты вводят для этого балльные системы стимулирования. И получают неплохой результат: в компаниях розничной торговли, банках и сети аптек растут продажи, у многих снижается текучесть персонала, улучшаются показатели вовлеченности и производительности.

Помните: дальновидность проявляет не тот работодатель, который больше затратился на соцпакет, а тот, кто сделал его эффективным и работающим. Пусть и с меньшим бюджетом.


Материалы по теме:

Чаты благодарности и анонимные помощники: как предотвратить выгорание сотрудников


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
#EdCrunch
1 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase