Роботы повсюду: пора учиться «гибким» навыкам

Иван Юрченко
Иван Юрченко

Редактор Puzzle English

Расскажите друзьям
Вероника Елкина

Не прошло и 40 лет, как мечта фантастов стала реальностью. «Вкалывают роботы, а не человек», но безоблачное предвкушение чуда сменило тревожное ощущение невостребованности. Искусственный интеллект вытесняет людей из многих сфер жизни, но способен ли он полностью заменить человека? На этот вопрос отвечает Иван Юрченко, редактор образовательного онлайн-ресурса Puzzle English.

Как далеко зашли роботы

Образование

Машины уже вторглись в сферу образования. В развитых странах Азии использование роботов в школах и институтах — ежедневная практика.

В японских школах человекоподобный робот-учитель Saya дает задания, общается на разных языках и читает. В Южной Корее роботы применяются для занятий с детьми младшего возраста. Робот iRobi (производитель Yujin Robotics) способен помочь детям заучивать коротенькие стишки и простые истории. Его младший брат Robosem, обучает школьников математике, иностранным языкам и истории.

«Безусловно, машинное обучение прочно войдет в образовательный процесс в будущем, — уверен Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English. — Искусственный интеллект уже сегодня отлично справляется с анализом ошибок онлайн-студентов и выбором оптимальной траектории развития навыков».

В качестве примера Антонов приводит сервис «Личный план», который используют учащиеся Puzzle English. Сервис каждый день назначает ученикам задания и, прежде чем предложить задачи на следующий день, анализирует, как хорошо, как быстро были выполнены предыдущие, где и какие были допущены ошибки, оценивает сильные и слабые стороны владения языком. Однако с синтезом речи машина пока справляется не так идеально. «Мы активно используем TTS (Text-To-Speech System) на Puzzle English, но как черновой вариант, озвучивать слова и фразы на английском пока мы можем доверить только профессиональным дикторам», — комментирует Антонов.

От Азии в технологической гонке не отстают США. Компания BirdBrain Technologies (Питтсбург) создала робота по имени Finch. Он обучает программированию (в том числе детей от 5 лет), на широком спектре языков — Python, Java, Scratch, Greenfoot — и совместим со всеми операционными системами.

pic

Медицина

Без роботов невозможно представить современную медицину. Ученые Вашингтонского университета используют роботов для выращивания человеческих органов (органоидов) для исследований и для борьбы с болезнями. Кроме того, роботы выращивают в органоидах стволовые клетки. «Это новое секретное оружие в нашей борьбе с разными болезнями», — говорит доцент Бенджамин Фридиман.

Участвуют роботы и в операциях: в августе 2017 года роботизированная рука помогла врачам Пенсильванского университета за 20 часов удалить у 27-летнего пациента сложнейшую опухоль из шейного отдела позвоночника. Швейцарские исследователи создали робота для операций на спинном мозге, а в Китае в ноябре 2017 года робот получил лицензию врача.

Ритейл

Роботы комфортно чувствуют себя не только в социальной сфере, но и в бизнесе. Для ритейла «основные выгоды заключаются в сокращении персонала и большей автоматизации: точки продаж подключены к единой системе, через которую удобно собирать аналитику или тестировать спецпредложения», говорит Рубен Бабаев, сооснователь проектов Eywakitchen (смарт-экраны для кухни) и Mebtender (биржа заказа мебели).

Американская Lowe’s, продающая товары для дома, разработала собственного робота LoweBoot. Он встречает покупателей в магазинах в Калифорнии, помогает им найти товары, отвечает на вопросы и помогает сотрудникам делать выкладку товара в зависимости от сезона или дня недели.

pic

«Умные» тележки и «умные» информационные стойки (широко применяются в Китае и Финляндии) удобны, когда клиент встречает продукт, о котором ничего не знает. «Amazon сейчас активно тестирует магазины полного самообслуживания, где почти нет персонала и даже касс, но там используются самые обычные тележки и сумки», — отмечает Бабаев. Приложения уже заняли нишу консультантов. «Их рекомендациям доверяют меньше, чем отзывам на том же Яндекс.Маркете», — продолжает эксперт.

У крупнейшего интернет-магазина мира Amazon заказы на складах выполняют роботы. В планах компании — использовать беспилотники для более быстрой доставки товаров. «Но гораздо реальнее выглядит доставка самоуправляемыми автомобилями», — комментирует Рубен Бабаев.

Ресторанный бизнес

В доставке продукции любопытен пример мирового лидера, Domino’s Pizza. В марте 2016 компания протестировала доставку пиццы в Австралии и Новой Зеландии дронами, в 2017 объявила о намерении развозить пиццу таким образом и в европейских странах и провела первые испытания в США. «Считается, что революция в доставке покупок с автопилотируемыми автомобилями произойдет раньше, чем в сегменте продаж автопилотов гражданам. Выглядеть доставка ланча будет так – заходишь в мобильное приложение, выбираешь блюда, оплачиваешь, тебе показывают на карте, как едет машина, выходишь и просто забираешь свою еду», — рассказывает Рубен Бабаев.

В ресторанах роботы уже работают поварами. В начале мая в Бостоне открылся ресторан, где готовят исключительно роботы. Создатели (выпускники Массачусетского технологического университета) называют свое заведение «первым полностью роботизированным рестораном в мире, где готовят сложные блюда».

pic

Компания Moley создала роботизированную кухню, а сейчас показывает на выставках прототип робота-повара: он может распознать ингредиенты, достать их с полки и положить в кастрюлю.

Кухонный смарт-экран Eywa — тоже вполне себе хорошее «роботизированное» решение для ресторанов и для дома. Он позволяет и готовить, и заказывать еду. Этот процесс упрощает голосовой интерфейс. Eywa можно просто попросить найти и показать видеорецепт, уточнить калорийность, заказать доставку недостающих ингредиентов или проконтролировать время приготовления блюда и выключить духовку вовремя.

Прием заказов через планшет, киоски самообслуживания в Burger King и McDonald’s — повседневная практика, сокращающая очереди и время ожидания. «Киоски для заказа в McDonald's позволили им не только сократить персонал и ускорить прием заказов, но подстраивать предложение клиентам под погоду или загруженность кухни», — говорит Бабаев.

В ресторанах Eatsa (калифорнийский стартап 2015 года) клиенты вообще не взаимодействуют с персоналом: еда заказывается с помощью планшетов или мобильного приложения, а выдается автоматически из специальной стены.

Гостиничный бизнес

Ведущие гостиничные операторы мира – ShangriLa, Hilton, Ibis, Crowne Plaza – также используют искусственный интеллект. Роботы принимают гостей, носят их багаж, убираются в номерах, доставляют еду и различные предметы по заказу гостей. Владельцы крупных отелей считают, что роботы сокращают расходы на персонал, так как они могут трудиться в режиме многозадачности и способны без устали работать в режиме 24/7. Кроме того, роботы собирают данные о поведении и удовлетворенности гостей сервисом.

pic

Транспорт

Если говорить о транспорте, то в метро многих стран мира никого давно не удивишь поездом без машиниста, да и на наземных железных дорогах такие поезда курсируют в Канаде, ОАЭ, Японии, Сингапуре, Франции. В нашей стране беспилотные поезда пока только тестируются, но, по словам главы РЖД Олега Белозерова, МЦК уже готово к их применению.

В феврале этого года, после сильнейшего снегопада, испытание беспилотного автомобиля на московских улицах провела компания «Яндекс». Поездка прошла полностью в автоматическом режиме. «Нам важно обучить беспилотные автомобили передвигаться в разных метеоусловиях — в том числе и зимой, которая на большей части территории России длится достаточно долго. У поездок в холодное время года свои особенности»,  — сообщили в компании. Система беспилотников построена на технологиях «Яндекса», в первую очередь, на компьютерном зрении.

Человек и робот: конкуренты или партнеры?

Эксперты отмечают, что Запад и Восток смотрят на «автоматизацию» по-разному. Азия переживает бум на роботов, а Европа и США исходят из того, что машина не сможет полностью заменить человека. Люди вполне могут конкурировать с роботами, ведь машина, как ни крути, не обладает индивидуальностью и soft skills. Это «гибкие» «надпрофессиональные» навыки, помогающие достичь успеха в карьере.

Значение soft skills в свете конкуренции с искусственным интеллектом подтверждает основатель Puzzle English Александр Антонов. Если говорить об образовании, то «роботы не заменят человека в этой сфере полностью, но точно значительно изменят его роль в обучении. Если раньше учитель был прежде всего носителем знаний, которые передавал ученикам, то сегодня машина, безусловно, впереди человека по энциклопедичности образования, — комментирует Антонов. — Живая, эмоционально насыщенная коммуникация, модерация процесса обучения, умение оперировать широким арсеналом инструментов и органичное внедрение технологических решений в обучение для достижения максимального эффекта — такие роли в профессии "учитель" машина оставит человеку в ближайшем будущем».

По мнению Елены Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех», открывшей в 2015 году в Сочи образовательный центр «Сириус», в будущем создавать продукты нового типа людям поможет взаимное доверие. «Для этого молодым людям и нужна среда общения и совместного развития. Именно при таком общении и проявляется то, что в современном мире называется soft skills», — отмечает Елена Шмелева.

pic

По ее словам, такая среда создана в «Сириусе»: современная молодежь стремится не к балансу между личной и трудовой жизнью, а к поиску сферы, в которой она будет чувствовать себя хорошо. И в формировании «гибких» навыков глава «Таланта и успеха» видит ведущую роль образования. «Именно поэтому и само образование должно обновляться, и новые образовательные среды должны регулярно обновляться – это связано и с открытиями, и с количественным ростом знаний», — говорит Шмелева.

Недавно Google совместно с Economist Intelligence Unit опубликовала исследование, основанное на опросе 1200 учителей из 16 стран. Большинство признали необходимость развития soft skills в школах, чтобы дети учились работать иначе, чем искусственный интеллект.

Взрослым развить «гибкие навыки» поможет взаимный фидбек о качестве взаимодействия. «Такое развитие требует времени, особенно во взрослом возрасте. Тренинги, обещающие развить критическое мышление или эмоциональный интеллект за 1-2 дня, у меня, кроме грустной улыбки, ничего не вызывают», — говорит Павел Безручко, управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг». — Фундаментальные особенности коммуникации и взаимодействия, мышления или волевой сферы человека меняются медленно».

pic

По мнению Павла Безручко, важность «гибких» навыков повышается потому, что предметные знания и навыки быстро устаревают. Кроме того, «в менеджменте взаимодействие становится менее иерархичным. Там, где раньше достаточно было приказать, теперь приходится убеждать и сотрудничать, и это гораздо сложнее, чем приказывать», говорит Безручко. Согласно исследованию «ЭКОПСИ», важнейшими «гибкими» навыками для управленца являются скорость, критичность и открытость мышления, а также социальный интеллект, ответственность, настойчивость и амбициозность. «В совокупности эти качества определяют управленческий успех», — отмечает Юрий Шатров, руководитель практики оценочных технологий «ЭКОПСИ Консалтинг».

Компании готовы инвестировать в развитие soft skills сотрудников. По исследованию Technavio, в 2015 году работодатели вложили в программы развития soft skills $16 миллиардов. «Ежегодно объем рынка развития soft skills растет примерно на 9%. Это одна из приоритетных областей HR», — рассказывает Юрий Шатров. Причину он видит в том, что развитие soft skills позволяет готовить более универсальных сотрудников, которые не завязаны на конкретной функциональной области, а могут освоить любую новую сферу.

«Конкурировать с машиной, — считает Безручко, — вредная идея. Машины будут неизбежно заменять средне- и низкоквалифицированный труд. И с ними в этом конкурировать невозможно. Нужно развиваться, чтобы делать ту работу, которую не могут делать машины (по крайней мере, пока). Тут я говорю о творческой высококвалифицированной работе». По его мнению, человеку следует не конкурировать с машинами, а работать с ними сообща.

***

Капитан очевидность говорит нам, что мы живем в век невиданных технологических возможностей. Вытеснят ли роботы людей? Не будем забывать, что каждый из нас обладает уникальным набором личностных качеств и недоступных машинам «гибких» навыков. Именно уникальность дает нам шанс надеяться на то, что роботы будут помогать людям, но никогда не заменят их полностью.


Материалы по теме:

McKinsey предсказал увольнение каждого шестого россиянина из-за роботов

На складах Amazon стало работать больше роботов, но никого из людей не уволили

Как роботы изменят индустрию фастфуда

Не пора ли нам заговорить о «правах роботов»?


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EdCrunch Wokshops
29 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase