Top.Mail.Ru
Колонки

Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)

Колонки
Дмитрий Соломников
Дмитрий Соломников

Директор по развитию «1Капиталь»

Полина Константинова

Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу.

Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)

Зачем нужен бизнес-план?

У многих предпринимателей еще до запуска проекта возникает вопрос о бизнес-плане. При этом, если продукт еще фактически отсутствует, с вероятностью 100% нет и реальной потребности в его написании.

К нам часто обращаются начинающие предприниматели, которые хотят запустить новый бизнес с нуля: салон красоты, производство, аренду спецтехники, продуктовые магазины и так далее. Один из примеров: потенциальный клиент хотел открыть компанию по строительству деревянных домов. Единственный актив, который у него был – контакт знакомого, который всю жизнь занимается их стройкой.

Главным аргументом в пользу этого бизнеса стала информация о возможном ограничении вывоза необработанного леса с территории РФ, что должно было, по мнению этого предпринимателя, способствовать снижению конкуренции на рынке. Остальная вводная информация полностью отсутствовала.

У меня сразу появился вопрос, а зачем в таком случае ему нужен бизнес-план?

Ведь прежде чем подойти к его написанию, необходимо:

  • Полностью разобраться в продукте, рынке, конкурентах.
  • Пообщаться с поставщиками и потенциальными клиентами, оценить перспективы выхода на рынок.
  • Запустить бизнес на уровне ремесленника, без выстроенной иерархии. Необходимо понять его реальное функционирование и все процессы внутри.

Что нужно сделать до написания бизнес-плана

Основной задачей бизнес-плана является привлечение финансовых ресурсов для масштабирования компании или запуска новых продуктов на рынок. На этом этапе, когда бизнес уже сформирован, можно попробовать написать бизнес-план. Но если в компании отсутствует структура, то при масштабировании бизнес будет не в состоянии обработать всех клиентов. Поэтому желательно ее сформировать.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Как это сделать:

  • Сформулировать уникальное торговое предложение для продукта, чтобы выделиться на фоне конкурентов, подробно его описать.
  • Письменно описать все процессы в компании, выстроить иерархию в исполнительном блоке.
  • Создать отдел маркетинга и продаж, закрыть вопрос с привлечением и обработкой лидов.

Только после этого написание бизнес-плана является действительно актуальным вопросом.

Иногда у клиента слишком оптимистичные представления о своем проекте. Например, однажды нам нужно было разработать бизнес-план по открытию многофункционального придорожного комплекса. Залоговое обеспечение, кроме земельного участка, на котором планировалось строить объект, отсутствовало. Поэтому предлагаемые условия по банковскому кредиту были не самые лояльные.

В ходе расчета мы выявили, что ставка по банковскому кредиту «съедает» всю прибыль по проекту. У клиента также не было возможности увеличить долю собственных средств в финансировании проекта для снижения процентной ставки. Поэтому от его реализации в таком виде мы решили отказаться.


Как оформлять бизнес-план

Что такое бизнес-план? Документ, в котором приводится описание бизнес-модели, продукта и расчет экономических показателей. В нашей стране на законодательном уровне не закреплены требования к содержанию бизнес-планов. Поэтому у финансовых аналитиков есть выбор, в каком формате оформлять проект:

  • Международные требования (UNIDO, TACIS, ЕБРР). Если отсутствуют заранее установленные пожелания, то проект чаще всего оформляется под эти стандарты.
  • Требования банков («Сбербанк», «Россельхозбанк», «Внешэкономбанк»). Правда, у них запросы к содержанию и оформлению бизнес-планов по объему соответствуют целому мемуару.
  • Требования правительственных структур и госкорпораций (ОЭЗ, Роснано);
  • Пожелания частных инвесторов. Не все инвесторы любят читать огромные бизнес-планы с избыточной информацией. Как правило, это люди, которые уже разбираются в бизнесе, в который вкладывают. Поэтому чаще всего бизнес-план оформляется в кратком виде с развернутой финансовой моделью.

Типовое содержание бизнес-плана включает:

1. Введение

2. Краткое описание

3. Бизнес и его общая стратегия

4. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия

  • Маркетинговый анализ
  • Маркетинговая стратегия 
5. Производство и эксплуатация
  • Планы развития
  • Покупка производственного предприятия и оборудования
  • План производства и расчет выпуска продукции
  • Производственные факторы

6. План производства и эксплуатации

  • Производственные факторы
  • Система контроля качества

7. Управление и процесс принятия решений

8. Финансы (Финансовая модель)

  • Прогнозный период
  • Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов
  • Расчет себестоимости единицы продукции или услуг
  • Финансовая отчетность
  • Балансовый отчет
  • ДДС
  • Особые комментарии

9. Факторы риска

  • Технические риски
  • Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности

Хочу отметить, что написание бизнес-плана – это довольно объемная задача, которую необходимо реализовывать не на нулевом этапе.

Пример из нашего опыта: бизнес-план был полезен компании, которая вышла на рынок производства биопротеина (в качестве заменителя рыбной муки). В связи с тем, что вылов рыбы в мире достиг предела, в 80-х годах прошлого века ученые начали проводить исследования по искусственному синтезу белка. В результате такая технология была найдена, но экономически целесообразна она стала только сейчас.

В рамках написания бизнес-плана для компании мы изучили не только российский, но и мировой рынок, основных поставщиков и покупателей, процессы получения продукта и сформировали подробный финансовый план. Общий объем инвестиций оценивался в миллиард рублей.

Есть ли альтернатива бизнес-плану

Бизнес-план имеет смысл писать, когда объем инвестиций в среднем больше 20 миллионов рублей. Альтернативой ему является финансовая модель (такой своеобразный бизнес-план «на салфетке»). В содержании выше этот раздел приведен и является одним из ключевых. Чаще всего такая финмодель предназначена для внутреннего пользования или вполне подойдет для внешнего частного инвестора.

Финансовая модель – это подробная экономическая схема компании без текстового описания и углубления в процессы. По сути, это отчет о движении денежных средств в прогнозном периоде (план на 1-3 года).

Главные принципы при формировании финмодели:

  • Период прогнозирования выбираем на 1-3 года. Последние годы в стране меняется экономическая ситуация и уровень жизни населения. Но в то же время появляются новые каналы маркетинга для привлечения клиентов и методы автоматизации бизнеса. Несмотря на то что в многих учебниках рассматривается долгосрочный период прогнозирования, у нас в стране можно делать прогноз на 1 год.
  • Средний чек, трафик и выручка должны соответствовать среднерыночным показателям. При планировании не стоит равняться на знакомые всем бренды. Например, если ИКЕА открывает магазин на окраине города в чистом поле, то вокруг нее формируется своя инфраструктура.
  • При планировании денежных поступлений необходимо учесть сезонность направления, срок оборачиваемости дебиторской задолженности – не всегда оплата поступает в момент передачи товара – в целом снизить первоначальный прогноз по доходам на 20%.
  • При определении операционных расходов планируемые затраты нужно умножать минимум на 1,5, а инвестиционные расходы – минимум на 2. Затратную часть всегда прогнозировать легче, но необходимо проверять на соответствие среднерыночным показателям: фонд оплаты труда, арендные ставки, цены на сырье. Например, если дружественная компания предлагает скидку 20% на ключевое сырье, это не означает, что так будет всегда.

Довольно часто клиенты любят считать сверхприбыли, исходя из спроса в высокий сезон и соответствующих продаж. Например, заполняемость хостелов в Санкт-Петербурге в высокий сезон составляет 84%, а уровень их безубыточности находится на 57%. Высокий сезон длится всего 4 месяца, а в остальное время наблюдается существенный спад, при этом в январе объект может работать даже в минус. Так, если гость считает выручку объекта за год, опираясь на данные высокого сезона, его расчеты могут быть неправильными.

Основное преимущество финансовой модели перед бизнес-планом – это время. Поэтому перед тем, как написать полноценный бизнес-план, сначала нужно разобраться, для какой структуры он необходим. Возможно, финансовая модель будет выходом для решения вопроса о привлечении финансирования.


Материалы по теме:

5 причин, почему инвесторы игнорируют ваш бизнес

«Технополис – не филиал рая на земле»: какие компании не могут быть его резидентами

Я ушел из «Яндекса» и запустил стартап. Теперь у него выручка — 120 миллионов

Краткое руководство по открытию бизнеса в IT

3 вопроса, которые могут спасти ваш бизнес от провала

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает овернайт для бизнеса
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Soft skills для предпринимателей
  4. 4 Как работает франшиза в бизнесе
  5. 5 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!