Top.Mail.Ru
Колонки

«С правильной тактикой можно выиграть у любого соперника»: создаем успешную бизнес-команду

Колонки
Григорий Ильин
Григорий Ильин

CEO PR-агентства «Глагол»

Полина Константинова

Григорий Ильин, директор по маркетингу и PR маркетингового агентства «Биплан», рассказывает, как правильно подобрать команду проекта.

«С правильной тактикой можно выиграть у любого соперника»: создаем успешную бизнес-команду

Когда нашел в фильме интересные идеи

На эту колонку меня вдохновил фильм «Движение вверх», который ворвался на экраны кинотеатров за несколько дней до Нового года, установил рекорд на «КиноПоиске» по рейтингу среди отечественных картин, получил множество положительных отзывов и практически догнал «Последнего богатыря» по общей кассе проката, несмотря на искажение исторических фактов в биографии игроков и тренера.

Я знал про победу советской сборной и судьбоносные три секунды еще до просмотра, но сам процесс комплектования команды, мотивации баскетболистов и принципы руководства Кондрашина-Гаранжина увидел только на большом экране, почерпнув для себя несколько интересных решений.


Почему не стоит гнаться за совершенством

«Все специалисты в нашей обойме равны по навыкам, опыту и умению решать сложные задачи. Мы собрали под одной крышей лучших из лучших, поэтому не видим смысла отрабатывать комбинации и жонглировать составом в поисках оптимальных сочетаний». Это пример мотивационной речи для коллектива, которая больше напоминает патриотические лозунги советских времен и политкорректные пресс-релизы западных корпораций, чем отражает реальную картину.

Достижение пиковых кондиций одновременно у всех специалистов, пусть даже речь идет о коротком промежутке – это утопия, способная довести руководителя до паранойи. На погоню за совершенством уйдет много времени и сил.

В итоге кто-то просто остановится в развитии, у другого появится заманчивое предложение со стороны или желание стать первым миллионером в команде, ну а вам придется все начинать по новой.

Крупные компании могут усилить команду в любой момент, не обращая внимание на трансферную стоимость специалиста.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Представители малого и среднего бизнеса из разных отраслей вынуждены сражаться с условными «ПСЖ» и «Манчестером Сити» с помощью дополнительных плюшек в виде финансовых бонусов, гибкого графика и свободы действий в определенных ситуациях.

Они ищут джокера в своих рядах, проводят мотивационные беседы и демонстрируют значимость вклада каждого члена команды.

В этой ситуации хочется вспомнить про индивидуальный подход и задушевные беседы за чашечкой кофе, напоминающие сказочный мир легкости и свободы, где никто никуда не спешит.

К сожалению, при всем желании и понимании значимости такого общения, у руководителя физически не хватает времени для регулярного мониторинга настроения каждого сотрудника, особенно если в компании нет HR, или состав уже давно измеряется сотнями действующих игроков и претендентов на вакансии.


О важности сохранения дистанции

Сложно сохранять дистанцию, а она обязательно потребуется для управления компанией и решения определенных задач, когда выстраиваешь диалог с высоким уровнем доверия.

Будет странно, если закрытый в работе руководитель неожиданно предложит вместе посмотреть футбол за кружкой пива. Важно найти баланс между главнокомандующим и лучшим другом, чтобы не превратиться в человека, сидящего в высокой темной башне или аниматора, который пристает к сотрудникам с вопросами о жизни.

Мне всегда плохо давался образ серьезного дядьки руководителя, предполагающий регулярные совещания в личном кабинете, выступления с видом Нобелевского лауреата на бизнес-завтраках и обсуждения глобальных целей по захвату мирового рынка. Да и костюмы я не люблю, благо сфера деятельности позволяет использовать неформальный стиль.

Я могу спокойно подойти к любому сотруднику в опенспейсе, чтобы обсудить с ним задачи по проекту, свежие новости и планы на будущее, а также ответить на интересующие его вопросы. Периодически мы организуем совместные походы на футбол, каток, в Q-zar, выезды на природу.

Руководитель не застрахован от обид сотрудников

Никто из нас не застрахован от молчаливых обид другого человека, особенно если его уровень жизни напрямую зависит от ваших решений.

В разговоре с сотрудниками я стараюсь использовать прямую подачу и понятные формулировки, чтобы избежать слухов и домыслов внутри коллектива.

Кому-то кажется, что он достоин всегда выходить в стартовом составе, другой пытается устроить дедовщину, третий все прекрасно знает сам и просит ему не мешать. Такие специалисты могут приносить пользу в отдельно взятых случаях, но их положительные качества сходят на нет, когда мы говорим о налаженных взаимодействиях внутри команды.

У меня есть два примера, которые отлично иллюстрируют подход к работе и разное отношение к замечаниям.

Первый пример. Роман сел на скамейку запасных: перестал претендовать на крупные проекты, потому что начал регулярно косячить – поздно отдавал передачу, пытался тянуть одеяло на себя и не слышал партнеров.

Мы говорили, объясняли, убеждали и предупреждали. Он решил, что его хотят выжить и отправился искать новую команду, оказавшись спустя пару лет во втором дивизионе. Жаль, он обладал хорошим потенциалом.

Второй пример. Андрей в аналогичной ситуации оценил позиции, которые может усилить – нашему коммерческому предложению требовалась модернизация, основанная на трансляции экспертного опыта.

Он сконцентрировался на структуризации и наполнении КП для потенциальных клиентов полезной информацией – выдержки из кейсов, прогнозы и статистика по конкретному сегменту, мастер-классы, чек-листы. Мы получили настоящее руководство к действию от автора, который даже не догадывался о своих навыках в подготовке подобных документов.

Я достаю из широких штанин свою тетрадку со схемами и наработками, чтобы рассказать вам о правильном подборе команды проекта.

Совет 1. Сотрудники должны четко понимать конечный результат

Каждый член команды должен понимать, каких показателей нужно достигнуть. Важен предметный подход к достижению результата с четким планом, дедлайнами на каждом этапе, предварительными отчетами и промежуточными KPI.

Проблема заключается в потоке сознания, разных версиях и корректировках еще на стадии начального обсуждения, которые отдаляют от главной цели или находят компромиссный вариант для замены амбициозных планов на реальное положение дел.

К стартовому свистку участникам нужно иметь опыт и навыки решения похожих вопросов, чтобы не тратить время на обряд посвящения, знакомство с требованиями и деталями игры.


Совет 2. Специалисты должны дополнять друг друга

«Слабые стороны одного профессионала компенсируются сильными сторонами другого» – эта фраза отлично подходит для рассказа о славном периоде в жизни именитого спортивного клуба, когда соперники не могли определить, кто и где появится в следующую секунду для решающего броска.

Надежный партнер добавляет уверенности в собственных силах, способствующей достижению поставленного результата.

Процесс не должен останавливаться, как и динамика развития, если один из участников команды заболел, столкнулся с неожиданными обстоятельствами или просто исчерпал свои силы.

Коллеги распределяют функции, кто-то из них должен разбираться в направлении деятельности другого специалиста, взяв на себя часть работы. В нашей сфере нет тайм-аутов, поэтому работаем дальше.


Совет 3. Определите лидера команды

Лучше сразу решить этот вопрос, потому что рано или поздно кто-нибудь начинает тянуть одеяло на себя.

По правилам, которые основаны на логике и должностной инструкции, роль лидера выполняет менеджер проекта, но бывают такие ситуации, когда ему приходится подвинуться и уступить свое место более активному специалисту.

В идеале проблема решится сама собой, так как многие сотрудники по умолчанию согласны, что они скорее исполнители, чем созидатели.

Если стиль игры и приоритет конкретного направления полностью совпадают с высоким уровнем знаний специалиста, к примеру, акцент на SEO или контекстную рекламу, то он может определять смену курса и вести за собой коллег к светлому будущему.

Совет 4. Изучайте опыт конкурентов

Тактика строится на анализе, который помогает сфокусироваться на слабых местах соперников и воспользоваться уязвимостью их стратегии.

Негативный опыт стимулирует предпринимателя на поиски новых партнеров и дает понимание о проделанной работе. Полученная информация ложится в основу разработки плана игры, учитывающего плохие результаты и потенциальные точки роста.

Встречаются и положительные примеры. Кто-то выкатил крутой кейс по тематике вашего клиента, а там – интересные решения по выходу из сложной ситуации, хитрые маневры и увлекательные многоходовки с доминированием на всех участках площадки.

Мы всегда мониторим активности конкурентов, чтобы почерпнуть полезные практические знания и интегрировать нововведения в стратегию продвижения.


Совет 5. Каждый сотрудник должен активно участвовать в проекте

«Посмотрю завтра», «А это терпит?», «Ну прям горит что ли?» нужно оставить в раздевалке, а на площадку выходить с четким понимаем уровня ответственности и отлаженным процессом взаимодействия по самым разным вопросам.

Команда должна чувствовать себя единым целым. Такой подход способствует принятию быстрых решений в сложных ситуациях и обеспечивает поток обмена информацией между специалистами.

Каждый игрок принимает активное участие и вносит свой вклад в общий успех, избегая молчаливых простоев или комментариев из серии: «Напишите мне короткую выжимку, что нужно делать».

Мы проводим регулярные сборы команды проекта, на которых специалисты рассказывают про свою часть проделанной работы, делятся идеями и предлагают нестандартные ходы. Коллективное понимание механизма поможет снизить процент брака и сохранить качество на высоком уровне.

Совет 6. Члены команды должны быть уверены в себе

Без уверенности в своих силах лучше вообще не выходить на площадку – размажут, растопчут и еще посмеются вслед. Страх способен посеять сомнения, которые со скоростью самого свирепого вируса поселятся во всех членах команды.

Зачем идти напролом с яростным криком, когда можно молча сконцентрироваться на знаниях, опыте и преимуществах, чтобы потом смело сказать: «Мы это сделаем!».

Я имею в виду реальную оценку своих способностей и понимание теории, подкрепленной практическими навыками и умением достигать амбициозных целей. Не буду отбирать хлеб у бизнес-тренеров и заимствовать популярный рекламный слоган Adidas, потому что вы и так прекрасно знаете – с правильной тактикой можно выиграть у любого соперника.


Человеческий фактор может перечеркнуть всю вашу работу

Каждый из нас старается продумать все детали в попытках застраховать себя от случайных форс-мажоров или обидного поражения. К сожалению, гарантий успеха не дадут даже проверенные методики от лучших тренеров рынка, потому что каждая из них обладает своей уникальностью и спецификой, накладывающей отпечаток на процесс реализации.

Ключевую роль играет человеческий фактор, который способен перечеркнуть наработки или поднять проект на новую высоту. И не стоит забывать известное правило: «Выигрывает команда, а проигрывает тренер».


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как получить оффер и уехать жить в Европу: история выпускницы МГЛУ
  2. 2 Найти клиентов и сделать кастдев: зачем предпринимателю преподавать
  3. 3 Как стать разработчиком, если вы живете в регионе: советы и мотивация для новичков
  4. 4 Как стать IT-специалистом без техобразования: две позиции, с которых можно начать
  5. 5 «Я тянул все проекты, а клиенты думали, что работает человек пять»: история тестировщика, который начал свое дело
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти