Колонки

TechTrends-дайджест: последние достижения в сфере расширенной реальности

Колонки
Ринат Максутов
Ринат Максутов

Руководитель практики «Новые технологии» Accenture в России

Полина Константинова

Выпуск #4

Цифровые технологии умножают реальности. Помимо виртуальной, активно развивается дополненная, а все вместе они привели к появлению целого класса digital-реальностей, объединяемых аббревиатурой XR. Ринат Максутов, руководитель практики «Новые технологии» Accenture в России, рассказывает, каково текущее применение и какие перспективы для различных отраслей экономики несет в себе XR.
TechTrends-дайджест: последние достижения в сфере расширенной реальности
Присоединиться

AR/VR/MR/XR — трактовка, общие моменты и отличия 

  • AR (augmented reality) — дополненная реальность. Элементы виртуальной, смоделированной реальности, спроецированные в физический мир. Чаще всего это информация на дисплее, линзы очков (Google Glass), стекла поверхностей. Например, стартап Wayray работает с привязкой к реальным объектам: подсвечивает пешеходов в условиях плохой видимости, показывает направление движения c учетом дорожной ситуации/знаков;
  • VR (virtual reality) — виртуальная реальность. Полностью смоделированная реальность. Помимо различных VR шлемов (HTC Vive, Sony PlayStation VR, Varjo) и платформ для движения (Virtuix omni), это также звук (Dysonics), тактильные ощущения с помощью перчаток (Сaptoglove) или целых костюмов (Teslasuit) и даже запахи (Feelreal);
  • MR (mixed reality) — смешанная реальность. Пересечения технологий AR/VR. В отличие от AR здесь закладывается взаимодействие между пользователем и виртуальными объектами. Так, Microsoft HoloLens позволяет управлять виртуальными объектами;
  • XR (extended reality) — расширенная реальность. Это общее название для всех AR- и VR-технологий.

Тренды применения 

Есть мнение, что XR в значительной степени ограничен миром игр и развлечений. Однако это устаревшее представление. По данным IDC, в 2019 году индустриальные расходы на XR превысят потребительские, а к 2023 году разница будет трехкратной. На данный момент топ отраслей, использующих XR, составляют развлечения, медицина, реклама, торговля, образование и производство.

Индустрия развлечений стала отправным пунктом для развития VR и удерживает лидирующие позиции до сих пор. VR-установки часто встречаются в крупных ТЦ, можно найти целый парк, доступны и наборы для домашнего использования.

Распространение пошло дальше: авиакомпания British Airways в тестовом режиме предлагает пассажирам VR-гарнитуры во время полета, чтобы помочь им отвлечься от длительных перелетов. На выбор фильмы и программы по медитации, которые должны быть особенно актуальны для людей со страхом авиаперелетов.

 

XR-искусство и образование 

В 2019 году состоялись два крупных и разных по реализации VR-концерта: один провела скрипачка Линдси Стирлинг совместно со стартапом Wave; второй — диджей Marshmello совместно с Epic Games в многопользовательской игре Fortnite. VR-решения также находят применение в изобразительном искусстве.

Другая очевидная область применения XR — сфера образования и различных тренингов, где эффективность технологий подтверждена экспериментально. Эксперимент Google, исследования университета Марилэнд, Accenture Report — все эти источники подтверждают, что люди, прошедшие обучение с помощью XR-решений, усваивают материал быстрее и лучше. Кроме того, XR-технологии могут полностью заменять традиционные лабораторные работы, удешевляя процесс обучения и делая его намного безопаснее.


 


Собственно, многие компании и учебные заведения перешли в этом направлении от теории к практике:

  • Google совместно с Labster выпустила пробный VR-курс лабораторных работ по биологии. Он ориентирован на платформы удаленного обучения (Coursera, edX) и включает в себя лекционные курсы от лучших преподавателей, сопровождаемые заданиями или консультациями.
  • Walmart внедрил VR во всех своих магазинах в США для обучения более миллиона сотрудников работе по установленным стандартам качества. Компания также использует XR-технологии для оценки менеджерских способностей сотрудников.
  • В рамках сотрудничества IBM c университетом Rensselaer Polytechnic (США) студентам, изучающим китайский язык, предлагается VR-решение, которое перемещает их на оживленные улицы Пекина. Учащиеся могут практиковать разговорные навыки в ситуациях реального общения: покупки у уличных продавцов, заказ еды, использование транспорта. Виртуальное окружение использует микрофоны, камеры и возможности ИИ, чтобы реагировать на поведение студентов в режиме реального времени.
  • Квалификационные экзамены для нейрохирурга создали в Университете МакГилла в Монреале: комбинация двух современных технологий (ИИ и VR) позволяет с точностью на уровне 90% определить реальный класс хирурга без необходимости подвергать пациента малейшим рискам. В режиме виртуальной операции автоматически анализируются действия хирурга, по ее итогам выставляется оценка, весьма точно характеризующую класс специалиста.

Маркетинг и промышленная перспектива 

Кейсы реализации XR в маркетинге и продажах все чаще появляются в новостях. Количество сценариев применения в этой области практически не ограничен: тут и виртуальные примерочные, «умные» зеркала для тестового нанесения макияжа, различные виртуальные туры и демонстрации продуктов. 

Интересно, что разные инструменты XR могут использоваться на всех этапах жизненного цикла продукта. Например, клиент может удаленно выбрать и приобрести дом, после выбрать в магазине мебель и взаимодействовать с архитекторами для завершения работ по формированию жилого пространства.

В индустрии сейчас следующие ключевые направления применения XR:

  • Задачи R&D — XR-технологии широко применяются для задач разработки (кейс BMW), моделирования, прототипирования, симуляции и тестирования (кейс GE) продуктов.
  • Production Solutions — сервисы по сопровождению работы продукта, инструкции и консультации различного характера, требующие глубоких специализированных знаний и навыков. Такие проекты уже реализует компания Caterpillar со своим удаленным помощником, а также Boeing и DHL, предлагающие своим клиентам доступ к динамичным инструкциям, созданным на базе AR-решения. Еще один вид Production Solutions — решения в области промышленной безопасности на основе XR, ярким примером которого может служить разработка BP в области безопасных рабочих практик на базе VR.

Препятствия и новый виток XR-развития

Но не все безоблачно на горизонте событий для XR. Одна из главных проблем для семейства этих технологий сегодня — «железо». Размер и вес шлемов или очков не позволяет использовать их с комфортом на длительном временном отрезке. 

Кроме того, у XR-решений небольшое время автономной работы. Также распространена обратная ситуация — XR-устройства слишком компактны, расположить большую батарею негде. Еще один вызов — задержка обработки данных и, как следствие, общая надежность работы.

Отраслевые эксперты также добавляют сюда нехватку отраслевого контента и приложений и ограниченное число специалистов на рынке, проблемы интеграции с устаревшими системами и другими цифровыми технологиями, а также высокую стоимость развертывания, покупки/разработки, лицензий и обслуживания.



Сегодня даже лучшее соединение 4G имеет задержку, которая препятствует эффективному взаимодействию пользователя с XR. Расширенная реальность требует равномерного высокоскоростного соединения, высокой пропускной способности сети и минимальных задержек.

Некачественный опыт использования XR может отталкивать людей от дальнейшего использования, вплоть до физической непереносимости, например, из-за укачивания. Без гладкой, непрерывной связи во время движения XR теряет свою ценность.

На проблемы работы XR-устройств в ближайшем будущем существенное влияние может оказать распространение 5G-сетей. Так, на MWC'19 в Лос-Анжелесе, проходящем под девизом 5G Is Here, компания NVIDIA продемонстрировала платформу для стриминга AR- и VR-контента из облака через 5G-сеть. Скорость передачи данных и минимальные задержки этого стандарта дают такую возможность и устраняют необходимость развертывания собственной инфраструктуры high-end GPU.

Сейчас похожий сервис GeForce Now для классического гейминга компания предлагает напрямую пользователям. Но AR/VR может стать интересной и в b2b-сегменте, в том числе операторам связи, которые смогут предоставлять услуги на базе собственной сети.

Решается и проблема с пользовательскими XR-устройствами. Напомним, что первые поколения AR-очков (Google Glass, Snap) не получили отклика у широкой публики, что привело к смещению фокуса на VR (развлечения и образование). AR получил нишу профессиональных применений (Hololens, Magic Leap и игроки помельче), но, похоже, дополненную реальность ждет второй заход на массовый рынок. Компании Facebook и Amazon в один день объявили о своих проектах «многослойной реальности» или очков со встроенным голосовым ассистентом (Alexa).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как технология Open API меняет рынок традиционного банкинга
  2. 2 7 вещей, которые нужно сделать перед запуском бизнеса
  3. 3 Сергей Прокофьев (Uneolab), Алексей Ремез (UNIM): Как Computer Vision помогает врачам быстрее диагностировать рак?
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!