Top.Mail.Ru
Колонки

Как технологии помогут сделать прозрачными операции на билетном рынке в России

Колонки
Катерина Кириллова
Катерина Кириллова

Эксперт по организационным изменениям и стратегии, сооснователь Ticketscloud и SuperTeamLab

Полина Константинова

В индустрии тикетинга в России готовится технологический взрыв: грядущие инновации не просто жизненно необходимы, но критичны для дальнейшего развития индустрии развлечений в целом.

Катерина Кириллова, директор Moscow Ticketing Forum, рассказывает о том, как будет развиваться российский билетный рынок и какие технологии и решения смогут в этом помочь.
Как технологии помогут сделать прозрачными операции на билетном рынке в России

Технологии сделают прозрачными операции в тикетинге

Такие инновации становятся актуальными в связи с грядущими событиями мирового масштаба, такими как Чемпионат мира по футболу 2018 и Чемпионат мира по боксу 2019. В стране естественным образом увеличится поток туристов, что, на мой взгляд, подтолкнет спрос и на другие культурные мероприятия в стране в этот же период (концерты, фестивали, спектакли). Да, билеты раскупаются, но действительно ли все так хорошо?

По оценкам экспертов, в настоящее время не менее 1,2 миллиарда рублей из общего вторичного рынка билетов в России, который оценивается в 2 миллиарда, оседает в карманах спекулянтов, никак не участвующих в создании событий. Для всех легитимных участников рынка это упущенная выгода. И это далеко не предел: в течение ближайших 12-18 месяцев объем операций на вторичном рынке увеличится на 30%, из этого объема спекулятивные манипуляции с билетами с большой вероятностью превысят 2 миллиарда рублей.

Более того, при покупке билетов у спекулянтов зритель никак не защищен и от других видов мошенничества: покупки фальшивого билета или билета, который имеет несколько владельцев.

Официальный запрет на перепродажу, опубликованный на сайте организатора, и объявление проданных через неавторизованные каналы билетов недействительными, безусловно, облегчают жизнь организатору. Но, к сожалению, такие действия не всегда вовремя попадают в поле зрения фанатов в ажиотажной гонке за билетами.

Зачастую предложения и сайты спекулянтов оказываются в топе поисковой выдачи и трудно отличимы от официальных сайтов организаторов. Результат – разочарованные зрители, потратившие деньги на заведомо недействительный и невозвращаемый билет, о чем они узнают только на входе на мероприятие.  

В условиях, когда более 90% билетов реализуются онлайн, как никогда остро встают две проблемы.

  • Во-первых, это ограничение юрисдикции. Если предлагающего билеты на входе в театр спекулянта поймать относительно легко, то, например, запретить боты или сайты для перепродажи билетов по ценам выше номинала в одной стране – трудно, так как они могут работать из любой точки мира.
  • Во-вторых, это контроль и обеспечение выполнения правил продажи всеми участниками цепочки: на сегодняшний день полностью отсутствует возможность контроля вторичного рынка и отслеживания спекулятивных операций, а система распределения билетов дистрибьюторам остается закрытой.

Очевидно, что необходимы технологии, которые позволили бы сделать все операции на билетном рынке прозрачными. Они смогли бы обеспечить автоматическое выполнение правил и ограничений, задаваемых организаторами мероприятия, в том числе для вторичного рынка, на протяжении всего жизненного цикла билета вплоть до использования на входе.

Вот мы и подошли к инновациям, которые уже трансформируют индустрию тикетинга и будут представлены на Moscow Ticketing Forum 2018.


1. Блокчейн

Билетному рынку необходима прозрачность. И технологии, способные ее обеспечить, уже есть – это блокчейн, который как нельзя лучше подходит для решения этой проблемы и вывода билетной индустрии на новый уровень.

Сейчас блокчейн-технологии применяются во многих отраслях, в том числе в финансовой и банковской сфере. Это еще раз подчеркивает их перспективность там, где необходима защита от мошеннических операций. По сути, блокчейн – это распределенный децентрализованный реестр, в котором за фиксирование операций отвечает несколько узлов. При этом записанные таким образом в блокчейне транзакции изменить или удалить невозможно, а все они прозрачны и легко проверяемы.

Происхождение билета, его цена и история всех транзакций фиксируются в блокчейне и доступны для проверки всем участникам рынка в любой момент. Это выводит прозрачность рынка на новый уровень, обеспечивает всю необходимую для покупателей информацию о билете, а также гарантирует его подлинность.

Правила продажи, перепродажи и возврата билетов вплоть до использования для прохода на мероприятие, распределение платежей, сборов и комиссии прописываются в смарт-контрактах и исполняются автоматически, исключая возможность спекуляции и мошенничества.

Зрители в свою очередь получают безопасный и прозрачный процесс покупки билетов, гарантирующий их подлинность и ценообразование в рамках условий, прописанных организаторами мероприятия.

Пример. Расскажу, как работает технология на примере компании Crypto.tickets. После покупки смарт-контракт отправляет смарт-билет в кошелек покупателя, где он хранится в цифровом виде. Для прохода на мероприятие достаточно предъявить купленный билет на экране смартфона. Контроль входа происходит прямо на устройстве пользователя – это избавляет от необходимости сканирования билетов на входе.

За кажущейся простотой использования смарт-билетов для зрителя стоят технологии, благодаря которым он может быть на 100% уверен, что билет на событие получит только он. Билет может находиться только в одном кошельке. Технология блокчейн исключает любые варианты незаконного копирования и создания поддельных билетов. Причем без дополнительных сложностей для зрителей, которыми часто оборачиваются меры по борьбе со спекулянтами.

2. Единый стандарт смарт-билета


В отрасли появится единый стандарт смарт-билета на основе блокчейн-технологий. Например, сейчас некоторые игроки пытаются консолидировать рынок. Однако, принимая во внимание текущие тенденции, он будет упорядочен и структурирован скорее не крупными игроками, а стандартом, который складывается прямо сейчас.

В этом смысле мы пойдем следом за туристической отраслью, где еще 5 лет назад было много разобщенных турагентств, а с появлением единого стандарта рынок сделал рывок и привлек много сильных молодых игроков. Вместо сетевых и нишевых турагентств тренды в туризме теперь определяют билетные агрегаторы и новые сервисы для поиска жилья.

Зачем нужен стандарт? Дело в том, что все билетные системы работают по-разному и имеют различную структуру данных. При этом информация, которая должна содержаться в билетах, одна и та же. Они давно описаны в требованиях БСО и обсуждаются среди коллег с попыткой стандартизировать API для интеграции между билетными системами.

Стандарт – это определенная библиотека с открытым исходным кодом, которую может использовать или дополнять любой участник рынка и с помощью нее выпускать билеты нового поколения. Вокруг стандарта может создаваться экосистема из разных сервисов, таких как билетные системы и кошельки, биржи для перепродажи таких билетов. При этом пользователь может с легкостью менять билетные кошельки, так как все билеты – единого стандарта.

Пример. Здесь можно посмотреть версию стандарта смарт-билета. Работая с единым стандартом, участники рынка могут получить ряд преимуществ. Помимо упрощения взаимодействия между различными системами и сервисами и развития интеграции, это еще и сокращение расходов и времени. Они могут быть перераспределены на создание новых сервисов, так как отпадает необходимость разработки своих смарт-контрактов для выпуска билетов. Такие контракты в любом случае отличались бы только структурой и порядком полей, и хранили бы одну и ту же информацию.

Существенно упростится дистрибуция билетов, работа с различными каналами продаж. Билетным системам и биржам для вторичного рынка не придется подстраиваться под разные стандарты. Без единого решения каждый проект, который соберется инвестировать в разработку билетов на блокчейне, будет вынужден не только разрабатывать свой стандарт, но и всю экосистему вокруг него. В результате вместо качественного рывка вперед развитие индустрии будет идти медленнее, чем могло бы.


3. Big data

Получение больших данных о зрительской аудитории сможет вывести рынок на новый уровень цифровых коммуникаций, и, соответственно, более высокий уровень сервиса. Вместе с переходом на решения на основе блокчейн-технологий, организаторы мероприятий, артисты, спорт-клубы смогут получить новый уровень KYC и новый канал коммуникации со зрителями. На мой взгляд, это именно то, чего не хватает сейчас организаторам мероприятий.

Пример. Как работает такая технология? Так как все операции с билетом с момента его выпуска вплоть до гашения на входе фиксируются в блокчейне и доступны всем участникам рынка, данные о покупателях билетов не останутся тайной для организаторов. Они смогут получить доступ к огромному, ранее недоступному в силу ограничений традиционных каналов продаж, массиву данных об аудитории, посещающей их мероприятия. Например, в бэкенд экосистемы Crypto.tickets встроен модуль, который позволяет работать со статистикой и аналитикой. Пользователи системы могут ставить оценки мероприятиям, делиться впечатлениями, фото и видео, общаться с организаторами и артистами.

Организаторам мероприятий такие данные могут помочь в организации более эффективного маркетинга, программ лояльности, оптимизации рекламного бюджета, прогнозировании трендов для создания мероприятий и пакетов дополнительных услуг, которые будут продаваться.


Материалы по теме:

5 стартап-решений на билетном рынке

Как блокчейн перевернул рынок искусства

Как работа с данными спасет индустрию развлечений

3 урока об инновациях, которые я вынесла за 12 лет работы в Apple

Кроме развлечений: 5 способов применения VR

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 67% россиян сталкивались с попытками мошенников украсть их аккаунты
  2. 2 Что такое смарт-контракты в блокчейне и защищают ли они от мошенничества
  3. 3 Честный знак при карго-доставке из Китая: «серые» схемы и их последствия
  4. 4 Как взламывают корпоративные сайты и что сделать в компании, чтобы это предотвратить
  5. 5 4 ситуации, где мошенники обманывают предпринимателей — и как от них защититься
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта