Колонки

«Меня пять раз увольняли: я не хотела делать то, что не нравится». Как использовать творческие черты в бизнесе

Колонки
Лена Аникеева
Лена Аникеева

CEO и арт-директор студии Pixies

Полина Константинова

Лена Аникеева, CEO и арт-директор студии Pixies, которая с 2015 года помогает стартапам и IT-компаниям с брендингом и веб-дизайном, рассказала о том, как поставить на рельсы творческий бизнес и начать на нем зарабатывать.

«Меня пять раз увольняли: я не хотела делать то, что не нравится». Как использовать творческие черты в бизнесе

Творческие люди — это упорядоченный хаос. Они не любят рутину и системные задачи, но часто настолько талантливы, что все хотят с ними работать. Раньше они были свободными художниками и ремесленниками, но сегодня я вижу все больше таких людей в предпринимательстве: они делают свои стартапы, создают креативные и дизайн-студии, маркетинговые и рекламные агентства.

Мне как творческому человеку удалось сбалансировать свободу и ответственность так, чтобы добиться успеха. За последний год моя дизайн-студия заработала 21 млн рублей, и я подписала контракты с крупными компаниями, например, QIWI, Mail.ru и «Яндексом». Я поделюсь теми принципами, которые помогают мне в ведении своего дела, а в конце дам чек-лист для творческих предпринимателей.

1. Быть арт-объектом своего бизнеса

Креативный бизнес чаще, чем другие, держится на личности основателя, его уникальности, порой даже странности. Яркие и свободные лидеры, которые не боятся быть такими, какие они есть, всегда обращают на себя внимание.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Для привлечения клиентов я советую развивать свой личный бренд и вести странички в социальных сетях так, чтобы быть интересной своей целевой аудитории. Человек ищет человека. Люди хотят работать с теми, в ком они видят талант и творческую энергию, кто им нравится и вызывает эмоции.

Меня вдохновляет певица Björk, которая может быть и декорацией, и главным героем, и фоном в своих клипах. Представьте, что вы — арт-объект своего бизнеса, и пусть этот образ ассоциируется с тем, что вы делаете. 

2. Делать то, что нравится и не делать то, что не нравится

С детства я привыкла к тому, что мне разрешали делать то, что хочется, и поощряли занятия творчеством. Так, моя мама не заставляла меня заниматься домашней работой, например, мыть посуду, а давала свободу и радовалась, когда я с удовольствием рисовала и занималась актерским мастерством.

Это дало мне внутреннюю уверенность, которая и привела меня к делу моей жизни. Я начала воспринимать себя как ресурс: делать то, что умею лучше других, и монетизировать свои навыки.

Когда меня спрашивают, почему я стала предпринимателем, я отвечаю, что у меня не было выбора: когда я работала в найме, меня пять раз увольняли из-за того, что я не хотела делать то, что мне не нравится. Теперь я сама выбираю и чем заниматься, и клиентов, с которыми работаю, и нашла в этом гармонию.

3. Внедрить систему ачивок и поощрений

Для того чтобы предупредить эмоциональное выгорание, к которому более склонны именно творческие люди, чередуйте рутинные и креативные задачи. Как делаю я: сначала хаотично выписываю все задачи в формате потока сознания, а потом распределяю их одну за другой на «скучные, но нужные» и «приятные».

Например, сначала заполнить таблицу Excel, а потом нарисовать графику для поста в Instagram, что я очень люблю. Так я помогаю себе поддерживать интерес к тому, что делаю.

4. Закрывать свои слабые стороны и делегировать

Как правило, творческим людям тяжело дается рутина. Зная и принимая в себе эту особенность, можно быть более эффективным. В моем случае сильные стороны — это навыки в дизайне и коммуникабельность, поиск клиентов. Слабые — финансы, отчеты и «операционка».

Нанимайте сотрудников, которые закроют ваши теневые стороны, и не бойтесь делегировать. Правда, в делегировании есть две крайности:

  1. делегировать и контролировать каждый шаг,
  2. делегировать и вообще не контролировать. Нужно найти золотую середину.

Нанимая нового сотрудника, я всегда обращаю внимание на то, насколько человек спокойный и уравновешенный. Мне, хаотичной и творческой, с такими людьми максимально комфортно, я заземляюсь и становлюсь более структурированной и ответственной. Мой совет: пусть в вашей команде будут люди, полностью противоположные вам по темпераменту.

5. Нарабатывать связи и быть частью комьюнити

Где искать клиентов и сотрудников? Постоянно общаться, посещать мероприятия, митапы, конференции. Я часто хожу не только на бизнес-конференции, но и на фестивали и вечеринки. Никогда не знаешь, где и с кем познакомишься. Например, на фестивале Burning Man я вышла на людей из венчурной сферы и получила несколько проектов.

Вступайте в комьюнити, которых сейчас очень много. Пусть о вашем бизнесе знает как можно больше людей. Творческий бизнес хорош тем, что нам есть, что показать. Показывайте, рассказывайте, а потом уже сарафанное радио сделает все за вас.

6. Эго: усмирять свое и не потакать эго клиента

Бывает, что две сильные личности не могут договориться. Иногда это споры по делу, а иногда — споры двух эго. Если по делу — решайте и договаривайтесь, приводите аргументы. Если нет, то сохраняйте спокойствие, покажите, что вы хорошо понимаете задачи и «боли» клиента, успокойте его своим профессиональным подходом.

Включайте в коммуникацию не только менеджера, ответственного за проект, но и владельца бизнеса: часто менеджеры просто опасаются смелых решений, а основатели дают свободу для творчества.

Для усмирения своего эго я советую медитировать, читать книги по психологии и коммуникациям. Например, четыре года регулярного психоанализа по три раза в неделю помогли мне управлять своими эмоциями, высвобождать творческую энергию и понимать себя.

7. Быть профессионалом во всем

Если ваш бизнес творческий, подойдите с профессионализмом не только к его внутренним процессам, но и к внешней составляющей. Это ваша визитная карточка, поэтому важна каждая деталь.

Создайте цельную визуальную коммуникацию, чтобы у каждого клиента сложилась нужная вам картинка. Это всегда хорошо отражается в бизнесе и помогает выгодно закрывать сделки.

Каждый ваш потенциальный клиент в основном проходит несколько касаний. Сначала он обращает внимание на ваши социальные сети, после этого — на сайт. Если там есть шоурил, то он просматривает его, потом презентацию и уже после — ваш офис. Внешний вид также имеет большое значение. Убедитесь, что вы производите правильное впечатление.

Как достичь максимума

Этот чек-лист поможет творческим людям, которые хотят построить успешный бизнес.

  1. Больше рассказывайте о себе.
  2. Занимайтесь только тем, что нравится. 
  3. Чередуйте приятные и неприятные задачи, чтобы избежать выгорания.
  4. Делегируйте то, что не получается.
  5. Вливайтесь в комьюнити, больше общайтесь.
  6. Учитесь договариваться, в том числе с самим собой.
  7. Приведите в порядок визуалы. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Многие говорили, что я занимаюсь чушью». Как студенты творческих вузов зарабатывают на тату
  2. 2 Как нанимать сотрудников творческих профессий: на что обращать внимание в первую очередь
  3. 3 10 книг, которые помогут раскрыть творческий потенциал
  4. 4 Тайм-менеджмент для творческих сотрудников: ожидания vs реальность
  5. 5 Как правильно выстроить работу с творческими людьми

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase