Нематериальные активы (НМА) — ключевой ресурс современной информационной экономики, который активно используется в производственном процессе субъектами предпринимательской деятельности. Марат Самитов, руководитель бухгалтерской и юридической компании «Самитов Консалтинг», рассказал в статье, что относится к НМА, что такое учет средств и нематериальных активов на предприятии, как производится учет основных средств и нематериальных активов и как передавать его третьим лицам и начислять амортизацию.
Содержание:
- Что такое нематериальные активы
- Как появляются нематериальные активы
- Условия для принятия актива к учету как нематериального
- На каких счетах вести учет НМА
- Аналитический учет нематериальных активов
- Бухучет передачи нематериальных активов
- Амортизация НМА
- Бухгалтерский баланс
Что такое нематериальные активы
У каждого предприятия есть активы. Учет стоимости нематериальных активов важен для точной оценки активов компании. Традиционно их принято делить на финансовые, материальные и нематериальные.
Финансовые — это денежные средства в различных проявлениях (вклады, счета, ценные бумаги). Материальные — это недвижимость, транспортные средства, оборудование, готовая продукция и иные вещи, обладающие осязаемой формой (можно потрогать руками). В свою очередь нематериальные активы в бухгалтерском учете — это особый вид имущества, который не имеет физического воплощения, но при этом может быть идентифицирован.
В состав учета нематериальных активов входят:
- объекты авторского права;
- программы системы и обработки данных;
- произведения искусства;
- изобретения и промышленные образцы;
- лицензии от уполномоченных государственных органов на осуществление определенных видов деятельности;
- приобретенные права на товарный знак (ТЗ);
- деловая репутация;
- неисключительные права.
Вместе с тем, не признаются в качестве НМА любые материальные носители, самостоятельно зарегистрированные ТЗ, квалификация сотрудников, неоформленные научные разработки и некоторые другие активы.
В предпринимательской деятельности значимость нематериальных активов заключается в том, что также как и оборудование, они позволяют обеспечивать конкурентные преимущества бизнеса. В частности, НМА помогают увеличивать объем продаж, получать дополнительную прибыль, снижать расходы. Стандарт учета нематериальных активов помогает компаниям правильно оценивать и отражать в отчетности такие вещи, как патенты, торговые марки или авторские права.
По теме. Что такое оборачиваемость активов, как рассчитать его коэффициент и что он показывает
Например, предприятие, которое занимается электроникой, разработало технологию, которая позволила сократить производственные издержки, и увеличить итоговую прибыль. Если эту технологию запатентовать в Роспатенте и поставить ее на учет, то она будет считаться нематериальным активом.
Как появляются нематериальные активы
Нематериальные активы возникают по-разному. В частности, они могут быть созданы бизнесом самостоятельно, приобретены у третьих лиц или получены по безвозмездной сделке.
Создание НМА. Этот способ считается самым трудозатратным и требует больше всего ресурсов. Правильный учет созданных нематериальных активов помогает компании эффективно управлять своими ресурсами. Предприятие должно самостоятельно проводить исследования ради получения новой технологии или продукта. Даже если этот процесс приведет к положительному результату, для признания объекта в качестве НМА нужно будет соблюсти определенные условия и собрать документы, подтверждающие фактические расходы. Только после этого актив принимается на баланс организации.
Покупка НМА. Как и в случае с материальными активами, собственник нематериального вправе самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться им любым не запрещенным способом. Например, он может его продать, а кто-то другой купить. Для распоряжения важно, чтобы НМА имел все подтверждающие активы и стоял на балансе компании.
Получение НМА по безвозмездной сделке. Дарение — один из вариантов, как собственник может распорядиться принадлежащим ему активом. Принцип тот же самый, что при купле-продаже, только заключается договор дарения.
Условия для принятия актива к учету как нематериального
Принятие к учету нематериальных активов соблюдается наравне со следующими условиями:
- объект в состоянии приносить предприятию экономическую выгоду в будущем. Иными словами, актив предназначен для использования в производственном процессе либо требуется для выполнения работ, оказания услуг, управленческих нужд;
- организация обладает правом получения экономических выгод от НМА. То есть должны присутствовать документы, которые подтверждают, что объект действительно реален и у предприятия есть на него законные права;
- объект может быть отделен от иных активов;
- актив предназначен для эксплуатации в течение продолжительного периода (не менее 12 месяцев);
- предприятие не планирует отчуждать актив на протяжении как минимум 12 месяцев;
- первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена;
- актив не обладает материально-вещественной формой.
При несоблюдении любого из перечисленных условий учет нематериальных активов в учреждении невозможен. В таком случае учет стоимости нематериальных активов производится в текущих расходах, расходах на НИОКР либо будущих расходах.
На каких счетах вести учет НМА
Как только актив поступает в организацию, заполняется особый документ — карточка учета нематериальных активов. В ней содержится главная информация об объекте (наименование, номер счета, стоимость, срок эксплуатации, норма амортизации). Закон позволяет использовать как типовой шаблон, так и свободную форму.
По теме. Как разработать финансовую модель для стартапа?
По общему правилу учет основных нематериальных активов ведется по счету 04. Здесь содержится информация об общем перечне НМА, которые есть у предприятия, указываются сведения об их поступлении и выбытии, а также перечисляются расходы организации на научно-исследовательские работы.
Перед внесением в дебет счета 04, НМА и все траты на его приобретение учитываются на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы».
Аналитический учет нематериальных активов
Для конкретизации информации о присутствии, текущем состоянии и движении некоторых нематериальных активов на счете 04 ведется отдельный аналитический учет. Учет НМА ведется по инвентарным объектам, причем делается это таким образом, чтобы можно было отслеживать актуальные данные о наличии и движении интересующих активов.
Бухучет передачи нематериальных активов
Как было отмечено ранее, собственник вправе передать принадлежащий ему нематериальный актив иному лицу. Это может осуществляться как путем полного отчуждения (продажа), так и передачей во временное пользование.
Продажа. Для полной передачи всех прав нужно заключить договор об отчуждении права собственности, составить счет-фактуру и акт приема передачи. В ряде случаев такой переход подлежит обязательной государственной регистрации.
Выручку от продажи следует относится к прочим доходам и отражать в учете на дату подписания договора (регистрации прав, если она необходима).
Передача во временное пользование. В данном случае право собственности сохраняется за первоначальным правообладателем, в то время как вторая сторона за определенную плату (лицензионные платежи) получает право законно пользоваться активом в установленных рамках.
Поскольку собственник не меняется, списывать НМА с баланса и прекращать начислять амортизацию нельзя. Все полученные лицензионные платежи необходимо отражать в прочих доходах и доходах от продаж.
Амортизация НМА
Активы со сроком полезного использования (СПИ) постепенно амортизируются. Учет амортизации нематериальных активов заключается в том, чтобы ежемесячно переносить часть первоначальной стоимости актива в себестоимость готовой продукции. Это нужно, чтобы получить в составе выручки средства, которые в дальнейшем пойдут на замену выбывших НМА.
Сам СПИ должен быть определен в момент принятия объекта. Например, им может стать срок, в течение которого будут действовать приобретенные исключительные права. Более того, СПИ нужно пересматривать каждый год. Если он меняется, то правки вносятся и в расчет амортизации.
По теме. Амортизация: что это такое и как с ней работать
В случае, если не удается определить срок, амортизацию можно не начислять. Однако не забудьте указать в пояснениях все причины, которые препятствуют установлению СПИ.
По новым правилам, утвержденным ФСБУ 14/2022, в бухучете амортизация начисляется с месяца принятия актива к учету по месяц выбытия. Вместе с тем, разрешено делать как раньше — с месяца, следующего за месяцем принятия, по месяц, следующий за месяцем выбытия.
Важным аспектом является правильное определение метода амортизации НМА. Можно использовать один из следующих способов:
- Линейный — самый простой и понятный метод с одинаковыми в течение всего срока платежами. Подойдет для случаев, когда проблематично определить будущую прибыль от актива.
- Уменьшаемого остатка — метод с постепенным сокращением годовой амортизации. Целесообразно применять, если актив приносит наибольший доход в самом начале своего использования.
- Пропорционально объему продукции — амортизация варьируется от степени использования объекта. Метод сложный и трудоемкий.
Выбирать метод нужно исходят из характеристик конкретного объекта. Например, для программного обеспечения подойдет метод линейной амортизации или метод ускоренной амортизации.
Бухгалтерский баланс
Нематериальные активы фиксируются в разделе «Внеоборотные активы» (строка 1110). Чтобы узнать правильную цифру для строки, из сальдо по Дт 04 вычтите сальдо по Кт 05.
Строка 1130 не подходит для учета НМА. В нее вносятся нематериальные поисковые активы, которые учитывается по совсем иным правилам.
Таким образом, учет нематериальных активов — это сложный и трудоемкий процесс, требующий внимательного и точного подхода. Поэтому, если у вас нет соответствующих знаний и опыта или возникли какие-то вопросы, лучше обратиться к профессиональному бухгалтеру или консультанту.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024