Top.Mail.Ru
Колонки

Почему мы решили не выходить на ICO и вам пока не советуем

Колонки
Артур Устимов
Артур Устимов

Операционный директор компании AKTIVO

Виктория Кравченко

О том, выходить ли на ICO, сейчас думают многие компании. Своими рассуждениями на этот счет с нами поделился Артур Устимов, операционный директор краудфандинговой компании AKTIVO

Сам он от этой идеи отказался, минусы перевесили плюсы.

Почему мы решили не выходить на ICO и вам пока не советуем

Что такое ICO, мы все узнали недавно

Быстрый и низкозатратный способ привлечения инвестиций практически в любой проект, будь то высокотехнологичный стартап или скромный бизнес по посадке картошки, конечно, стал интересен всем.

За прошлый год состоялось более 300 ICO, которые собрали в общей сложности около 2,5 млрд долларов, что составляет серьезную конкуренцию венчурному типу финансирования.

Итак, легкие деньги: брать или не брать, каковы плюсы и минусы такого формата привлечения инвестиций и чем рискует компания, выпуская свои токены?

 

Плюсы привлечения средств на ICO

Плюс 1. Дешевизна и простота

Если вы привлекаете средства на венчурном рынке, процесс становится долгим и дорогостоящим. В то же время в самом простом формате ICO выглядит примерно следующим образом.

Вы просто делаете сайт, размещаете на нем какой-то логотип и презентацию, пишете меморандум, в котором подробно объясняете, на что вы привлекаете средства, и создаете виртуальный кошелек для приема криптовалют: биткоинов, эфиров и прочего.

Инвестору остается лишь купить токены и рассчитывать на перепродажу по более высокой цене. 

Плюс 2. Отсутствие обязательств

По сути, сейчас такие операции могут проводиться вне правового поля, а значит, выполнение взятых на себя обязательств остается делом чести отдельно взятой компании, выпустившей токены.

Мошенник же, задумав ICO, имеет механизмы, которые позволяют ему бесследно исчезнуть.

Впрочем, и честному стартапу не всегда легко гарантировать выполнение своих обязательств: риск не справиться с проектом и не получить ожидаемых прибылей, разумеется, есть всегда. 

Плюс 3. Рост рынка

История с ICO чисто спекулятивная. Пока все верят в то, что ICO — это круто, рынок будет расти, а инвесторы будут покупать токены, не оценивая технологии, код и полезность проекта. 

Даже самый сумасшедший проект сегодня может привлечь небольшую сумму, например, 50 тыс. долларов.

Инвесторы, заходя на этот рынок, часто берут всего понемножку, поэтому небольшие деньги могут перепасть и откровенно слабому проекту. Даже если выстрелит всего один из десятка проектов в портфеле инвестора, он сможет покрыть убытки от прочих. Ведь доходность удачного ICO может достигать 10000%.

В следующем году рынок ICO, согласно прогнозам, превысит 3 млрд долларов. Вероятно, условия все-таки немного изменятся, реально привлекать значимые смогут не все, а лишь самые качественные проекты. Впрочем, такое развитие ситуации скорее плюс, чем минус. 

 

Минусы привлечения средств на ICO

 

Минус 1. Юридические риски

Компания, которая выходит на ICO, должна понимать регуляторные риски. Существует риск, что, к примеру, в США токен компании могут признать ценной бумагой. За незаконную продажу ценных бумаг резидентам США продавец может получить реальный срок или заплатить внушительный штраф. 

Если токены вашей компании, согласно американскому законодательству, могут быть признаны ценной бумагой, необходимо заранее зарегистрировать их как ценную бумагу. Это потребует времени — примерно год, а также затрат на юристов и структурирование в районе 1 млн долларов (уже совсем не та история, о которой мы говорили ранее).

Если же эти процедуры не пройдены, а токен приобретет резидент США, то этим может заинтересоваться Комиссия по ценным бумага США, которая может признать, что вы нарушили закон о продаже ценных бумаг неквалифицированным инвесторам, который действует в стране с 1933 года.

Дело будет передано в ФБР, и при желании это ведомство может заняться экстрадицией на территорию США руководства и собственников бизнеса, нарушивших американские законы. Проконтролировать, приобретет ли ваши токены резидент США или нет, практически невозможно.

Прецедент, когда компания привлекала средства на ICO, а после предупреждения Комиссии по ценным бумагам США вынуждена была вернуть средства инвесторам, всем хорошо известен.

 

Минус 2. Заморозка счетов

К тому же классу рисков можно отнести и временную заморозку счетов компании в банках, которая может помешать исполнению обязательств перед инвесторами.

Если компания недостаточно хорошо проработает этот вопрос в юридическом плане, пополнение счета в результате ICO может вызвать подозрение в несоблюдении законодательства по отмыванию доходов. Так, к примеру, в сентябре 2017 сингапурские банки начали закрывать счета ICO проектов.

 

Минус 3. Риски взлома

К сожалению, от хакерских взломов сайты компаний не застрахованы, итогом может стать кража денег инвесторов, как это уже не раз происходило с криптовалютными биржами. В этом случае компания, которая рассчитывала привлечь средства, может оказаться в убытках.

 

Риски 4. Репутационные риски

Процесс ICO, как и криптовалютный рынок, пока только ждет начала регулирования во многих странах. Это означает, что правила игры могут поменяться.

Как и когда это произойдет, не знает никто, ситуация, при которой инвесторы, купившие токены компании, могут остаться ни с чем, вряд ли пойдет на пользу ее репутации.

Вывод: почему мы не идем не ICO? 

Мы тщательно проанализировали должны ли мы идти на риски, связанные с организацией ICO, и решили пока не привлекать капитал в недвижимость таким способом.

  1. Мы не хотим рисковать своей репутацией перед инвесторами. Это первая причина. 
  2. Согласно американскому законодательству, наш токен (как производное на недвижимость) автоматически становится ценной бумагой. Соответственно, чтобы не нарушать закон мы должны будем пройти те самые регистрационные процедуры, о которых я и говорил выше. Следовательно наши затраты будут весьма значительны и приблизятся примерно к 1 млн долларов, а сам процесс регистрации займет немало времени. Последнее условие очень важно, ведь предсказать что-либо на столь динамично меняющемся рынке достаточно сложно. 
  3. «Пузырь» ICO может лопнуть, а когда это произойдет негатив транслируется на нас. А это опять же негативно отразится на имидже компании. 

В то же время, мы не исключаем, что через некоторое время мы вернемся к рассмотрению этого вопроса, и выйдем на ICO, ведь проработкой вопроса лигитимизации такого способа привлечения инвестиций занимаются сейчас многие страны и есть вероятность, что риски, связанные с этим процессом останутся в прошлом. 


Материалы по теме:

Токен токену рознь: что нужно знать перед тем, как вложиться в ICO

ЦБ нашел мошенничество при проведении ICO

Как мы продвигаем ICO через блогеров

В США возбудили первое дело о мошенничестве с ICO: чему нас учит эта история

Как написать хороший White paper для ICO

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стоит ли майнить Chia на корпоративном оборудовании?
  2. 2 Все о преимуществах страны и опыте успешных стартапов
  3. 3 Что стало с российскими стартапами после десятков миллионов долларов на ICO
  4. 4 Лучшие карты для покупок за границей и прототип маркетплейса от ЦБ: финтех-дайджест
  5. 5 Мы пытались провести первое в России легальное ICO. Проект провалился через месяц после старта продаж
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта