Top.Mail.Ru
Партнеры
Бренды

10 основных ошибок при ведении бизнеса: от запуска до масштабирования

Партнеры
Кирилл Попов
Кирилл Попов

CEO и основатель GenGo

Ирина Печёрская

Согласно статистике Startup Genome, 90% стартапов терпят неудачу еще на ранних этапах, так и не достигнув успеха. О том, какие ошибки при ведении бизнеса могут привести к тому, что вы окажетесь в числе большинства, — в колонке Кирилла Попова, CEO и основателя GenGo — бизнес-навигатора для предпринимателей на основе ИИ.

10 основных ошибок при ведении бизнеса: от запуска до масштабирования
  1. Партнеры

Ошибки в развитии продукта

Частая причина провала бизнеса как на ранних этапах, так и при масштабировании, — ошибки в развитии продукта. Рассмотрим основные из них.

 

Несоответствие запросам рынка 

Представим ситуацию: вы решили выйти на рынок с новой операционной системой. Долгое время работали над качеством и эффективностью продукта, однако через некоторое время замечаете, что ваша новая модель не интересна аудитории. 

Основная ошибка — поздний выход на рынок. При развитии продукта вы должны трезво оценивать его шансы на успех. В этом случае доминирование Android и iOS в сегменте мобильных операционных систем оставляет мало места для других игроков, что практически сводит на нет интерес к новым предложениям. 

Выход на рынок с высокой конкуренцией изначально обречен на трудности. Если вы не можете похвастаться продуктом, который будет отличаться от сотен других, то рискуете столкнуться с провалом. 

Такой же исход может ждать предпринимателя, который игнорирует контекст рынка и создает продукт, основываясь только на личных предпочтениях и убеждениях. В подобном случае вы не сможете выйти на крупный рынок и привлечете только узкий сегмент аудитории, которая разделяет ваши проблемы.

Кроме того, если продукт не способен адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, его успех будет недолговечным. Как у компаний Nokia и BlackBerry, которые упустили тренд на сенсорные телефоны и утратили свою долю рынка.

 

Игнорирование расходов 

При переходе к масштабированию важно задать себе вопрос: позволяют ли это финансы бизнеса. Часто неопытные предприниматели склонны игнорировать часть расходов, полностью концентрируясь на выручке. Однако важно заранее проанализировать, как изменится рентабельность при выходе на новую аудиторию. 

К примеру, у вас есть свой магазин, в котором вы выполняете функцию продавца. Рост бизнеса и увеличение спроса приведут к открытию новой точки и, как следствие, найму дополнительных сотрудников для работы в обоих магазинах. Это повлечет за собой увеличение расходов, что может временно снизить прибыль. Насколько длительным и значительным будет это снижение, зависит от точности расчетов на этапе планирования. Именно поэтому для избежания финансовых рисков важно всегда внимательно следить за расходами. 

 

Отсутствие пивотов 

Регулярные пивоты (от англ. ‎pivot‎ — изменение стратегии компании ради ее сохранения или роста прибыли) — один из способов повысить вероятность успеха бизнеса. После каждой модернизации вы начинаете лучше понимать, как работают бизнес-процессы и что делать для привлечения клиентов. 

На сегодняшний день стоит совершать пивоты раз в один–два месяца, чтобы составлять конкуренцию на рынке. Это также с большей вероятностью убережет от недостатка финансов: мало инвесторов решаются вложиться в бизнес, который стоит на месте и больше года не модернизирует свой продукт. 

 

Ошибки в работе с командой

 

Отсутствие доверительной коммуникации 

Успех бизнеса во многом зависит от сплоченной работы всех членов команды. Пренебрежительное отношение и отсутствие экологичной коммуникации в коллективе часто приводит к снижению производительности и ухудшению общих показателей бизнеса. 

Установление доверительных отношений среди коллег во многом зависит от руководителя. Нередко встречаются случаи, когда предприниматель становится заложником когнитивного искажения — обобщения. 

Такой человек переносит негативный опыт коммуникации из прошлого на нынешние обстоятельства. Это приводит к тому, что он с подозрением и опаской относится ко всем сотрудникам. Чтобы избежать подобного сценария, важно помнить, что нельзя стричь всех под одну гребенку. Научитесь доверять своим работникам, и тогда весь коллектив будет способствовать успеху бизнеса.

 

Наем по hard skills 

Сегодня жесткие навыки — далеко не главный критерий при найме на работу. Исследование National Soft Skills Association показало, что успех сотрудника лишь на 15% зависит от hard skills. Остальные 85% приходятся на мягкие навыки. А 93% работодателей считают soft skills важным фактором при принятии решения о найме кандидата. 

Это неудивительно: мягкие навыки помогают оценить эффективность сотрудника в долгосрочной перспективе. Уже на этапе собеседования следует представить потенциального кандидата в контексте вашей компании и попробовать понять, удастся ли ему адаптироваться и интегрироваться в коллектив. Soft skills также подскажут вам, насколько этот человек готов приспосабливаться и оставаться на плаву в условиях постоянно изменяющегося рынка. 

 

Отсутствие «публичных» метрик 

На начальных этапах развития бизнеса многие предприниматели не уделяют должного внимания установлению четких и прозрачных метрик. Однако именно они позволяют отслеживать рост компании и проверять, достигаются ли запланированные цели. Отсутствие метрик может привести к застою, так как предприниматель без понимания своих сильных и слабых сторон не сможет оценить, какие шаги приведут к успеху бизнеса. 

Кроме того, отсутствие метрик может снизить эффективность коллектива. Без установленных метрик, о которых знает вся команда, сотрудники не будут понимать, какую миссию реализует компания и как на ее достижения влияет их работа. В итоге мотивация и продуктивность в команде может значительно снизиться. 

 

Неумение делегировать задачи и излишнее погружение в операционную деятельность

Предпринимателям на старте бизнеса часто приходится брать на себя сразу несколько ролей: сегодня он бухгалтер, завтра — маркетолог. Однако развитие бизнеса подразумевает повышение ответственности и нагрузки. Поэтому важно начать делегировать задачи между сотрудниками. 

Масштабирование невозможно без слаженной работы всех членов команды. Основные функции руководителя — стратегическое планирование и поддержание корпоративных ценностей компании. Если же брать на себя задачи сразу нескольких ролей, то это может привести к апатии, потере мотивации и нежеланию развивать бизнес дальше. Именно поэтому еще на начальных этапах важно найти сотрудников, которым вы будете доверять и которые смогут продолжить эффективное выполнение задач даже в ваше отсутствие.

 

Ошибки в мышлении 

 

Неспособность воспринимать обратную связь 

При ведении бизнеса не стоит игнорировать и когнитивные искажения, которые могут повлиять на успех всей компании. Одно из них — нежелание воспринимать обратную связь и конструктивную критику, когда человек сознательно закрывается от свежих идей и нового взгляда на бизнес. Это может привести к тому, что вы и вовсе потеряете ориентацию в изменениях рынка и перестанете адаптировать свой продукт под тренды.

 

Отсутствие рефлексии 

Ошибки и неудачи — неотъемлемый этап развития своего дела. Важно воспринимать их лишь как часть пути для достижения конечной цели. Однако без комплексного изменения бизнес-стратегии и анализа причины неудачи остается большой риск ее повторения. При определении причины ошибки важно смотреть на картину целиком и уделять внимание всем факторам, которые так или иначе могут привести к негативному результату. 

 

Излишняя самоуверенность 

Предприниматели часто бросаются из крайности в крайность: одни создают продукт изначально с пессимистичным настроем, другие — полностью уверены в своем успехе с первой попытки. И первый, и второй подход ошибочный. 

Удачные шаги на начальных этапах — далеко не гарант процветания всего бизнеса. Постоянно меняющиеся условия рынка могут привести к тому, что сегодняшнее успешное решение уже завтра может оказаться неактуальным и привести к снижению показателей бизнеса. Важно всегда быть готовым к возможным неудачам посредством создания альтернативной стратегии и плана на случай резких маневров.

Фото на обложке: Gannvector / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Приемка товара по качеству и количеству — правила и сроки
  2. 2 Как создать пассивный доход в 2024 году
  3. 3 Все о дивидендах в 2024 году: что это такое, как получить и выплачивать
  4. 4 Как создать и присвоить артикул товару: пошаговое руководство
  5. 5 Цифровые продукты: что это такое, создание и управление
7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться