Крупные корпорации сегодня остро нуждаются в инновационных решениях. Где их искать? В акселерационных программах. Например, компания «МегаФон», став партнером MarTech-трека «Московского Акселератора», получила 383 заявки от стартапов, из которых выбрала самые перспективные. Ксения Борбачева, заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы, рассказала Rusbase, как город помогает корпорациям меняться.
«Московский Акселератор» — программа масштабирования инновационных решений, созданная Агентством инноваций Москвы в партнерстве с фондом «Московский инновационный кластер» в 2019-м году.
Почему корпорации нуждаются в новых решениях со стороны?
Инновации позволяют корпорациям выигрывать в конкурентной борьбе и быть гибкими в условиях стремительно меняющегося рынка. Отсюда — рост расходов на поиск актуальных решений. По данным аудиторов PwC топ-10 мировых компаний-инноваторов 8,3% суммарной выручки тратят на новые продукты и технологии. Специалисты Accenture отмечают, что к 2022 году расходы на запуск инновационных проектов у Топ-1000 крупнейших компаний вырастут на 25% по сравнению с 2017 годом.
Аналогичные тренды наблюдаются и на российском рынке. В 2019 году объем венчурного рынка страны вырос на 50%: инвесторы вложили в стартапы около $520 млн против $352 млн годом ранее. Также в 2019 году венчурные инвесторы заключили 776 сделок и совершили 82 выхода, в 2018-м — 684 и 48 соответственно. Однако, в 1 полугодии 2020 г. из-за пандемии общие инвестиции на российском венчурном рынке сократились в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., но при этом стоит отметить, что число сделок на стадии Стартап выросло почти на 50%
Сторонние решения предоставляют быстрый доступ к технологиям и идеям, которые могут и не появиться в сильно зарегулированной корпоративной среде. Также они избавляют компании от затрат на поиск новых сотрудников и вложений в разработку с нуля.
Еще в 2003-м году профессор Калифорнийского университета (Беркли) Генри Чесбро отметил, что лучшие идеи рождаются не внутри компаний, а приходят извне. «Невозможно сделать так, чтобы все умные парни работали на вас, — а значит, нужно научиться работать с умными парнями как внутри, так и вне вашей компании!» — писал он в своем исследовании.
Откуда появился тренд на акселераторы?
Акселератор — краткосрочная программа, во время которой технологические стартапы получают ресурсы, базу для проверки идей, менторство, экспертную и финансовую поддержку.
Одной из первых подобный проект в 2011 году реализовала компания Microsoft: он назывался Microsoft Kinect Accelerator. Сегодня корпоративные акселераторы есть у самых разных компаний: от IT-гигантов до IKEA.
В последние годы эксперты отмечают тренд на специализированные акселераторы. По данным European acceleration summit за 2016 год, более 80% корпоративных акселераторов специализируются на одной технологической отрасли.
Тренд не обошел и Россию. В стране уже функционируют акселератор SBER500 от СБЕРа, PwC Russia Accelerator, Severstal SteelTech Accelerator, MTS Startup Hub, QIWI Universe Hub и другие. Такие лидеры рынка, как «Лаборатория Касперского», «Ростех», ВТБ и другие проводят собственные акселераторы и активно следят за другими, общаясь с перспективными выпускниками различных программ.
Фото: «Московский Акселератор»
В чем преимущества акселератора?
Американские исследователи О. Гассманн и Б. Бекер выделяют две главных цели корпораций при создании акселераторов: «технологический радар» и «катализатор развития технологий».
«Радар» — это быстрый поиск актуальных идей для решения конкретной задачи. «Катализатор» — доработка уже имеющихся идей до готовых продуктов и проверка их жизнеспособности.
Акселерационные программы помогают корпорациям находить команды для внутренних проектов и изучать тренды в своем сегменте. Помимо этого, сотрудники получают опыт работы со стартапами, что способствует развитию внутреннего предпринимательства и развитию акселераторов в самой корпорации.
Задача корпоративного акселератора — увеличение капитализации компании в будущем. Собственный акселератор может быть инструментом для инвестиций, но куда важнее — быть ближе к источникам инноваций. Использование самых современных решений увеличивает доверие к бренду и становится частью маркетинговой стратегии.
Кроме того, акселератор не требует больших вложений по сравнению с другими методами корпоративных инноваций: это одно из его преимуществ. По данным инновационного агентства NEST за 2017 год, стоимость запуска акселерационной программы составляет от 12 до 32 млн рублей. В свою очередь создание технопарка может обойтись в 3 млрд, проведение инкубатора — в 1 млрд.
Какую роль город может занять в акселераторе?
У многих корпораций нет своего опыта запуска акселераторов. В этом случае можно привлечь специалистов из бизнес-акселераторов: партнерство позволяет избежать ошибок и учесть все риски. А главное, получить больше проектов для превращения из пилотов в реальные продукты.
Но партнером могут стать также и федеральные или же местные власти. Есть несколько моделей такого сотрудничества:
- Государство разрабатывает, финансирует и координирует акселерационную программу. Представители частного бизнеса привлекаются как менторы и эксперты.
- Государство выделяет финансирование и отвечает за операционные процессы. Частный бизнес софинансирует программу, отвечает за разработку контента и выступает экспертом/ментором.
- Государство оказывает финансовую поддержку существующим акселераторам на конкурсной основе или поддерживает создание новых, но не вмешивается в управление и реализацию акселерационных программ.
Вторая модель считается наиболее эффективной. По ней работает и программа «Московский Акселератор».
Фото: «Московский Акселератор»
В чем особенности «Московского акселератора»?
«Московский Акселератор» принципиально отличается от корпоративных и независимых акселераторов.
Во-первых, площадка представляет интересы трех сторон — стартапов, корпораций и города. При этом городские структуры не только организуют процесс, но и являются его полноценным участником.
Во-вторых, площадка предоставляет широкий простор для сотрудничества. Представители бизнес-проектов могут объединяться как внутри отрасли, так и по другим интересам. Совместная работа дает возможность делиться накопленными данными, получать общие отраслевые срезы и бизнес-воронки, тем самым снижая затраты.
В-третьих, «Московский Акселератор» работает с разными форматами и может создавать треки для компаний, занимающихся аппаратным обеспечением, или вовсе не соприкасающимися с digital-средой.
Сотрудничая с акселератором, компании:
- Получают преимущество перед конкурентами, знакомясь со стартапами на ранних стадиях запуска разработок и формируя решения с расчетом на будущие рынки
- Привлекают новых партнеров, улучшая личный бренд благодаря работе с инновационными технологиями
- Улучшают компетенции сотрудников, внедряя инновационные решения.
С какими компаниями уже работал «Московский Акселератор»?
Первым партнером площадки стала компания «Яндекс», поддержавшая трек «Цифровые сервисы». Трек BioMedTech софинансировали компании «Химрар» и INVITRO, а FinTech — «Газпромбанк», «Кредит Европа банк», банк «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» «СКБ-банк», «Почта Банк» и Ассоциация ФинТех. Партнёром недавно завершившегося трека MarTech стала компания «МегаФон». Решениями финалистов пользуются многие крупные государственные и частные компании — так, авторы системы для планирования складских помещений Garpix Load System сотрудничают с X5 Retail Group и Владивостокским морским торговым портом. А корпорация СИНАПС заключила договор с ИФАРМА, стартапом, который помогает извлекает информацию из неструктурированных медицинских документов. Школа цифрового творчества «Кодабра», один из участников первого трека, работает сейчас с «МегаФоном», «Ростелекомом», Mail.ru, Ozon, SAP и другими компаниями.
В 2021 году «Московский Акселератор» будет разрабатывать направления Smart City, EcoTech, EdTech, CommTech и другие. В планах — поставить проекты на поток и стабильно обеспечивать инновационными решениями не только город, но и регионы.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 «Наша цель — выращивать новые Яндексы и Сберы»: как организована работа программы «Московский акселератор»
- 2 Куда идти стартапу в Москве? Как город поддерживает инновационные компании
- 3 «Мощный буст для правильного старта»: финалисты Demo Day — об итогах четвертого трека «Московского акселератора»
- 4 Тренды рынка MarTech: какие технологии определят будущее маркетинга