Top.Mail.Ru
Истории

Внутри новой фабрики Adidas, где кроссовки делают роботы

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

В конце 2015 года компания Adidas открыла автоматизированную фабрику, где основную работу делают роботы и активно применяется 3D-печать. Контрибьютор издания Wired Анна Винер побывала на этом фабрике и рассказала, как там все устроено. Публикуем сокращенный перевод ее рассказа.

Внутри новой фабрики Adidas, где кроссовки делают роботы

Прошлой зимой в Берлине открылся необычный торговый стенд Adidas, на котором можно было купить фирменный свитер из шерсти мериноса. Фишка была в том, что свитер изготавливался по индивидуальным меркам покупателя и прямо на его глазах. Сначала клиенту нужно было зайти в шоу-рум, где система сканировала его тело, а затем обсудить с работником стенда детали дизайна свитера. Получив всю необходимую информацию, три промышленных вязальных станка принимались за работу, и через несколько часов на свет появлялось готовое изделие. Один свитер стоил около $250, в день машины производили их по десять штук.

Это была уже далеко не первая попытка испытать подобные концепты. В конце 2015 года Adidas открыла новую автоматизированную фабрику Speedfactory в немецком городе Ансбах. Перенеся производство из Китая на заводы рядом со своими потребителями, компания хочет сократить задержки и расходы на логистику.

В сентябре 2016 года завод выпустил первую ограниченную серию кроссовок — Futurecraft M.F.G. (Made for Germany). Когда в магазинах Берлина появились 500 пар новой обуви, покупатели караулили старт продаж на улице и раскупили кроссовки в мгновение ока.

pic

Кроссовки Futurecraft M.F.G. Фото: Adidas

В октябре компания анонсировала проект под названием AM4 — Adidas Made For. Он представляет собой серию кроссовок, разработанную с учетом специфики города, в котором живет их владелец. Например, в Лондоне многие люди ходят на работу пешком — для них будут созданы специальные кроссовки, которые будут отчетливо видны в темноте и при непогоде. Нью-Йорк разбит по квадратам, поэтому для жителей этого города разработают обувь, идеально подходящую для поворотов под прямым углом во время бега. В Лос-Анджелесе жарко. и он расположен вблизи океана. В Шанхае большинство людей занимается в помещениях. Все эти особенности будут учтены при производстве кроссовок, которое будет происходить на двух фабриках Speedfactory.

Я решила проверить, что же происходит на этой фабрике будущего, и отправилась в Германию.

pic

Завод Speedfactory в Германии. Фото: Ériver Hijano

Сначала я заглянула в штаб-квартиру Adidas, которая расположена в городе Херцогенаурах неподалеку от Нюрнберга. Этот город в шутку называют «городом наклоненных голов» из-за привычки местных жителей смотреть на обувь собеседника, чтобы определить его социальное положение и принадлежность к той или иной компании.

В кампусе Adidas ее определить просто — все сотрудники носят фирменную обувь. Штаб-квартира компании под названием World of Sports расположена на территории бывшей авиабазы нацистов, которую в официальных источниках называют «бывшей военной базой США» (в 1945 году она была захвачена американскими солдатами, в 1992 году ее вернули правительству Германии, а через пять лет территорию выкупила компания Adidas). Некоторые оригинальные бараки до сих пор стоят на месте и переоборудованы под офисы.

Завод Speedfactory находится в часе езды от штаб-квартиры и расположен посреди кукурузного поля. Снаружи здания висят флаги Adidas и логотип Oechsler Motion, давнего партнера компании по производству, который и управляет фабрикой.

pic

Фото: Alastair Philip Wiper

На входе мне выдали каску, и экскурсия началась. Сама фабрика внутри оказалась белой и яркой с высокими потолками и без окон. На ней было мало рабочих, но и машин было не так уж и много. На конвейерной ленте, поделенной на три части, роботы резали лазером ткань, люди придавали ей форму и сшивали материал нужным образом, а затем совместными усилиями машин и людей часть кроссовка припаивалась к подошве. В дальнем конце комнаты оранжевая роборука совершала величественные запрограммированные движения на вершине пенозаливочной машины.

На заводе Speedfactory изготавливается минимальное количество сырья для производства кроссовок — это ткань машинной вязки, полосы полужесткого термопластичного полиуретана, которые впаиваются в обувь для придания формы, белые гранулы полиуретана для фирменной подошвы Boost от Adidas, оранжевая неоновая подкладка из Италии и «плавающий карданный вал», обеспечивающий усиленную поддержку стопы.

pic

Подошва Boost. Фото: Alastair Philip Wiper

Процесс производства кроссовок завораживает. Вот рабочий кладет на конвейер лоскут ткани, и машина впаивает в нее полоски термопластичного полиуретана по точному шаблону. Другой работник завода перекладывает ткань на ленту, где люди работают за швейными машинами — те сшивают из нее миниатюрные объемные ботинки. Так будет выглядеть передняя часть кроссовка. Затем ее растягивают на специальном манекене и помещают в огромную машину со стеклянной дверью, за которой передняя часть кроссовок припаивается к подошве. На обычных фабриках этот процесс делается вручную при помощи клея. Здесь же обувь будто бы запекают в чудо-печке.

Speedfactory и Storefactory — детища отдела Adidas, посвященного новым технологиям. Этот отдел называется командой Future, и его можно считать своеобразным Google X для кроссовок. В отделе работает 120 человек — это довольно мало для компании со штатом в 5000 сотрудников. В центре офиса стоит небольшая роборука LBR iiwa от немецкой компании KUKA — инженеры обучают ее повторять точные движения руки человека, необходимые для производства обуви и новых материалов.

Неподалеку есть лаборатория MakerLab, заполненная рулонами ткани и всевозможными машинами для шитья, деревообработки и 3D-печати. В атриуме находится место для собраний, которые проводятся под настоящими деревьями — сотрудники сидят, уткнувшись в ноутбуки рядом с амфитеатром, где на обеде регулярно слушают лекции в стиле TED. Со стороны кажется, будто попал в офис стартапа, где работают спортсмены.

pic

Фото: Ériver Hijano

Adidas не в первый раз активно занимается технологиями. В 1984 году компания представила обувь под названием Micropacer со встроенным чипом, который рассчитывал пройденное расстояние, скорость бега и количество сжигаемых калорий. В этом же году она выпустила Fire — кроссовки со сменными вставками разной плотности. За последние годы Adidas показала ряд высокотехнологичных кроссовок, например, Futurecraft 4D с распечатанной на 3D-принтере подошвой, которая «была изготовлена с помощью света и воздуха». Недавно компания разработала несколько продуктов, сделанных из материала Parley Ocean Plastic — переработанного пластика, собранного на Мальдивах благотворительной организацией Parley.

В конце этого года в США откроется свой завод Speedfactory. Заводы Speedfactory будут производить полмиллиона пар обуви в год — это мало по сравнению с годовым объемом производства компании, которое составляет почти 300 миллионов единиц товара. Продукты Speedfactory предназначены для определенной категории клиентов, которая готова заплатить $260 за эксклюзивные кроссовки.

pic

Фото: Alastair Philip Wiper

Некоторые экономисты считают, что такие заводы, как Speedfactory, зададут новый тренд. «Производство сможет, наконец, выбраться из ловушки, в которой сидит последние 20 лет», — сказал Майкл Мандел, главный специалист по стратегической экономике некоммерческой организации Progressive Policy Institute. Из-за дешевой рабочей силы основное производство сейчас происходит в странах Азии, но автоматизация труда может решить эту проблему. Заводы станут строить ближе к потенциальным клиентам, массовое производство превратится в персонализированное, и появится больше рабочих мест.

Но все же маловероятно, что Adidas откажется от своей глобальной сети поставок. В последние годы дела у компании идут очень хорошо — во втором квартале 2017 года продажи увеличились на 21%. «Если вы такая компания, как Nike или Adidas, и зарабатываете достаточное количество денег с помощью подрядчиков и заводов в разных странах, то вряд ли вам захочется поскорее все поменять и инвестировать в автоматизацию, — считает Сарош Курувилла, профессор промышленных отношений из Корнеллского университета. — Люди любят говорить о том, как технология изменит мир, и сейчас вокруг этого много шумихи. Но нужно учитывать и экономику. Думаю, все произойдет гораздо медленнее».

Курувилла полагает, что заводы Speedfactory появились потому, что компания старается соответствовать ожиданиям клиентов. Благодаря популярности Amazon Prime люди привыкли быстро получать нужный товар. Другими словами, Adidas просто хочет как можно быстрее доставлять клиентам персонализированные продукты.

Источник.


Материалы по теме:

Как устроена жизнь на китайской фабрике айфонов

Как собирают Bugatti Chiron – один из самых быстрых автомобилей на планете

Правительство анонсировало запуск 40 «умных фабрик будущего»

Следующим великим художником может стать робот

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  2. 2 Хотите построить бизнес на 3D-печати? Вот что нужно знать
  3. 3 На 95% дешевле: в чем эффективность 3D-печати для современного бизнеса
  4. 4 МЭИ напечатает самолёты: молодые учёные представили инновационный 3D–принтер
  5. 5 3Dравый смысл: зачем предприятия внедряют аддитивные технологии?
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта