Анализ поставщиков необходим для проверки конкурентоспособности, надежности контрагентов. При оценке фирм для сотрудничества требуются регистрационные данные, финансовая, налоговая отчетность, условия договора и так далее.
Рассказываем, как проверить поставщика, какие инструменты для этого есть и какие критерии стоит учесть.
Содержание
- Что такое анализ поставщиков и для чего он нужен
- Как проводится анализ поставщиков
- Методы проведения анализа поставщиков
- Как использовать результаты анализа поставщиков
Что такое анализ поставщиков и для чего он нужен
Анализ поставщиков — это изучение и оценка условий, которые предлагают компании для сотрудничества по закупке сырья, упаковки, стройматериалов, полуфабрикатов, информационных, энергетических ресурсов, услуг и так далее. Цель — подтвердить соответствие продукции требованиям бизнеса по цене, качеству, правилам и срокам доставки, безопасности.
Анализ позволяет получить данные о:
- надежности потенциальных партнеров;
- спросе на товары;
- ценовой политике;
- благонадежности предприятий;
- возможных рисках и прочем.
На основе отчета принимают решение о выборе поставщика для бизнес-процессов. Ответственность за заключение партнерского договора лежит на сотруднике отдела закупок, главном инженере, ведущем технологе или руководителе производства. Результаты проверки используют в течение 1 года. Затем отчет дополняют новыми сведениями.
Анализ поставщиков нужен для:
- поиска новых партнеров;
- оптимизации расходов на доставку;
- расширения ассортимента;
- получения более выгодных условий от организаций;
- сохранения репутации фирмы;
- поставки качественной продукции;
- предотвращения сбоев по срокам доставки товаров;
- минимизации рисков при заключении договоров;
- снижения себестоимости продукции и так далее.
Как проводится анализ поставщиков
Для анализа поставщиков необходимо:
1. Определить задачи фирмы и требования к контрагентам. К основным критериям относят:
- безопасность продуктов;
- соблюдение сроков;
- подходящие цены;
- удобство расчетов;
- наличие программы лояльности и так далее.
Параметры отличаются в зависимости от:
- товарооборота фирмы;
- направления деятельности;
- штата сотрудников;
- рынков сбыта и прочих условий.
Стратегии выбора товаров для маркетплейсов
Как открыть логистическую компанию
2. Исследовать рынок. Для этого:
- проводят проверку действующих фирм;
- сравнивают товарную линейку;
- изучают ценовую политику, условия сотрудничества;
- проверяют нормативную документацию;
- составляют перечень подходящих для сотрудничества фирм.
3. Классифицировать предприятия. Оценку партнеров начинают с их классификации по степени риска, связанного с заказом услуг / закупкой продукции. Это позволит:
- установить категории мониторинга;
- запланировать мероприятия по контролю;
- определить риски, связанные с приобретением продукции;
- назначить ответственных членов системы менеджмента.
4. Определить мероприятия по подбору контрагентов. В зависимости от степени риска выбирают:
- меры контроля;
- список документов для исследования;
- количество проверок;
- ответственных лиц.
В компаниях часто используют такие мероприятия, как:
- анкетирование;
- изучение условий соглашения;
- аудит партнеров;
- изучение отзывов от клиентов в интернет-источниках;
- проверка образцов партий товаров;
- тестовый запуск изделий в производство.
5. Проверка контрагентов. Она включает:
- запрос документов от потенциальных партнеров;
- анализ заполненных контрагентом бумаг;
- организацию и выполнение аудита фирм для оценки качества, экологичности продукции;
- подготовку плана мероприятий для устранения недочетов;
- проверку условий хранения грузов;
- оценку соблюдения законодательных требований;
- контроль за технологическими параметрами продукции;
- изучение системы менеджмента и клиентоориентированности.
Для проверки партнеров необходимо подготовить чек-листы, формы отчетных бумаг, перечень контрольных вопросов, анкеты.
6. Оценка результатов проверки, заключение соглашений с партнерами. После сбора аналитических данных (в баллах, графиках, схемах) компания выбирает контрагентов. Фирмам присваивают соответствующие категории. Преимущество отдают предприятиям с высокими показателями.
Фото в тексте: Unsplash
Критерии оценки поставщиков
Для проверки контрагентов используют следующие критерии:
1. Надежность и репутация. При проверке изучают:
- регистрационные данные;
- срок работы фирмы в отрасли;
- положительные и отрицательные отзывы о работе;
- местонахождение организации;
- соответствие компании заявленной сфере деятельности.
Информацию получают из:
- выписок ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- сервиса ФНС;
- кодов ОКВЭД, указанных при регистрации;
- базы розыска МВД;
- реестров сведений о банкротствах и прочих источников.
Читайте по теме:
Как расширить ассортимент магазина и не просчитаться со спросом
2. Качество продукции. Необходимо проверить соответствие технических характеристик товаров, их безопасность и прочее. Для этого изучают:
- декларации;
- сертификаты, лицензии;
- отзывы клиентов;
- другие сопровождающие документы.
3. Цены и порядок оплаты. При проверке требуется:
- сравнить стоимость товаров разных поставщиков;
- составить список подходящих фирм;
- проанализировать соотношение цены и качества товаров;
- уточнить условия доставки, правила оплаты заказов;
- запросить информацию об акциях, специальных предложениях для постоянных заказчиков.
4. Сроки и способы доставки. Для длительного сотрудничества необходимо выбрать организации:
- с удобной логистикой отправки продукции;
- с оптимальным временем выполнения заказов;
- с гарантиями в договоре;
- с современными транспортными средствами и прочими факторами.
5. Обслуживание клиентов. Партнер должен:
- оперативно отвечать на запросы;
- предоставлять информацию о товарах;
- решать технические проблемы;
- согласовывать изменения в партиях поставок;
- иметь положительные отзывы клиентов.
6. Географическое расположение. Важно учитывать:
- адреса офисов, складов поставщиков;
- удобство логистики при доставке грузов;
- наличие дополнительных складов по пути следования продукции.
7. Финансовая стабильность. Для детального анализа требуется запросить финансовые данные, проверить сведения об оплате налогов, отсутствии задолженностей и судебных исков.
Методы проведения анализа поставщиков
Методы для анализа поставщиков:
- Метод рейтинговых оценок. В фирме разрабатывают собственную систему, определяют критерии для партнерских организаций. В процессе проверки предприятиям начисляют баллы.
- Метод оценки затрат. Процесс доставки товаров разделяют на этапы. Затем подсчитывают издержки на каждом отрезке пути контрагента. Можно оценить расходы на транспортировку, оформление справок, сертификатов, хранение партии товаров.
- Метод анализа рисков. Включает проверку рисков партнеров, таких как репутация, отзывы клиентов, финансовая стабильность, надежность обслуживания, наличие аккредитации, сертификации продукции.
- Метод сравнительного анализа компаний. Необходимо подготовить список фирм для сотрудничества. В таблице сравнивают цены на товары, качество продукции, условия договора.
- Метод пробных заказов. Для проверки качества товаров можно оформить заявку на небольшую партию. Образцы продукции изучают на соответствие нормативам.
- Метод исследования рынка. Проводится изучение компаний на рынке, выявляются надежные фирмы по отзывам, рейтингам в интернете, социальных сетях.
Сервисы для оценки поставщиков
Для проверки поставщиков можно использовать специальные программы. Сервисы позволяют оптимизировать сбор информации, подготовку отчетов и маркетинговых стратегий, финансовое планирование и пр.
DaData
Сервис предназначен для проверки надежности компаний. ПО поддерживается облачными сервисами, платформой SaaS и другими инструментами. DaData имеет удобный интерфейс на русском языке, службу поддержки клиентов.
С помощью программы можно:
- найти корректные сведения о контрагентах по адресам, email, телефонам;
- автоматизировать работу отдела закупок;
- изучить сертификацию компании;
- проверить соответствие фирмы направлению деятельности;
- изучить ассортимент и прочее.
Sniper Search
Сервис предназначен для поиска контрагентов в интернете. На платформе можно находить компании по ключевым запросам через поисковые системы Яндекс и Google. Сервис рекомендован собственникам интернет-магазинов, специалистам по оптовой торговле, госзакупкам, начальникам отделов закупок в частных фирмах.
С помощью Sniper Search можно выбирать критерии сотрудничества, ценовые параметры, ассортимент и пр. Есть бесплатная версия ПО и круглосуточная служба поддержки клиентов. Сервис поддерживается платформами Mac, Linux, Windows, Облако, SaaS.
Картотека
Программа предназначена для поиска и анализа поставщиков. С помощью сервиса можно найти архивные и актуальные данные о предпринимателях, проверить надежность контрагента, оценить юридические связи, проверить аффилированность компаний, оценить финансовые риски сотрудничества. Программа поддерживается платформами SaaS, Облако, имеет клиентскую службу, интерфейс на русском языке.
СКРИН Контрагент
В сервисе собраны сведения о партнерских организациях. Данные регулярно обновляются из официальных источников (налоговая служба, суды). Сервис разработан с учетом рекомендаций ФНС.
С помощью базы данных можно проверить:
- индивидуальных предпринимателей;
- юридические лица, зарегистрированные в РФ.
Использование базы позволяет:
- выбрать надежные предприятия;
- найти подходящие условия сотрудничества;
- сформировать список потенциальных контрагентов;
- снизить финансовые риски.
В программе есть поиск фирм по категориям товаров, условиям сотрудничества, репутации бизнеса, финансовым показателям и пр. Сервис представлен на платформах Облако, SaaS, имеет бесплатную веб-версию, службу поддержки клиентов.
Goodwix
Облачный сервис разработан для управления онлайн оптовыми сделками. В программе создают базу данных о товарах, получают обновленную информацию об остатках, изменениях цен, сроках выполнения заказов. Сервис снабжен бесплатной версией, имеет службу поддержки клиентов, удобный интерфейс на русском языке.
С помощью Goodwix можно:
- автоматизировать закупки;
- анализировать надежность партнерства;
- разрабатывать коммерческие предложения;
- управлять договорами, контрактами;
- организовать продажи удаленно;
- создать базу контрагентов.
Torgbox
Сервис разработан для проверки контрагентов, снабжен бесплатной версией, представлен на платформах Облако, SaaS.
С помощью Torgbox можно:
- оценить конкурентов;
- создать базу партнеров;
- получить выписки из реестров;
- запросить сведения об оплате налогов.
Как использовать результаты анализа поставщиков
Аналитические данные используют для:
- подготовки базы контрагентов;
- управления закупками;
- контроля за остатками товаров;
- поддержки бесперебойного производства;
- оптимизации издержек;
- составления финансового плана;
- снижения трудозатрат на обработку информации;
- предотвращения сбоев с доставкой продукции.
Специалисты рекомендуют ежегодно:
- обновлять перечень компаний для сотрудничества;
- актуализировать информацию;
- проверять финансовые показатели, налоговую отчетность;
- уточнять условия сотрудничества (цены, скидки постоянным клиентам) и прочее.
Результаты анализа поставщиков нужно применять в краткосрочном и долгосрочном бизнес-планировании, при разработке стратегии продвижения и экономических расчетах, в бухгалтерском учете, при выходе на новые рынки сбыта.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 Склады Wildberries: где находятся, как выбрать и на какие лучше отгружать товары
- 2 Децентрализация в бизнесе: преимущества, недостатки и когда и как проводить
- 3 Как набрать аудиторию с нуля: пошаговый план и проверенные методы привлечения
- 4 Секреты качественного общения: как эффективно взаимодействовать с людьми