Истории

Могли бы вы оставить свой бизнес и вернуться в наем? Мы спросили об этом семерых предпринимателей

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Многие предприниматели когда-то сами были наемными сотрудниками, однако, по разным причинам, пришли к собственным проектам. 

В развитии бизнеса есть свои плюсы и минусы, поэтому мы спросили у нескольких фаундеров, на каких условиях они бы согласились вернуться на работу по найму (или отказались бы в любом случае). Вот что они ответили.

Могли бы вы оставить свой бизнес и вернуться в наем? Мы спросили об этом семерых предпринимателей
Присоединиться

Денис Кутергин, сооснователь YouDo

Владельцу бизнеса очень сложно изменить свой предпринимательский mindset и стать корпоративным сотрудником, поэтому я бы точно не смог оставить свой проект, особенно, если бы в тот момент он нуждался во мне как в основателе. Но думаю, что смог бы сотрудничать с компанией и стать предпринимателем внутри корпорации, если бы у меня не было никаких обязательств в собственных проектах. 

На Западе появляется все больше кейсов, когда корпорации нанимают предпринимателей, предоставляя им определенную свободу в принятии решений. При этом те существуют и развивают свой бизнес в рамках экосистемы компании, но не только с финансовой мотивацией в виде зарплаты, а еще и с обязательным участием в акционерном капитале. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Для меня наем может быть привлекательнее собственного бизнеса только в возможном доступе к ресурсам – экспертизе, технологиям, финансам.

Кажется, что иногда проще получать их от корпорации, чем привлекать в независимый бизнес. Однако все остальное в наемном труде – для меня скорее минусы чем плюсы.

Что же должен сказать мой потенциальный работодатель, чтобы я мгновенно принял его предложение? Считаю, что в таких моментах точно нет каких-то правильных слов. Партнерство, будь то выбор кофаундера, инвестора или работодателя, – не спонтанное решение, а длительный процесс знакомства, общения, взаимодействия, в том числе не только на уровне компании, но и на уровне ценностей. 

Наталья Стурза, сооснователь ANGRY

«В худшем случае пойдем в наем» – так мы всегда говорим с партнером по бизнесу. 

«Пойти в наем» – не самая печальная перспектива. Ведь мы делаем бизнес в России, и случиться может все что угодно. Это сценарий на случай, если ничего не получится и придется закрыть проект. Пока такой ситуации не случалось.

Наем может быть интересен только в перспективе ухода в новые сложные рынки. От сферы исследований и дизайна для финтеха отказываться не хочется, а вот поменять аудиторию, для которой делаем продукты, – интересно. 

Предприниматели в России и в Европе, США и Азии – это совершенно разные потребности, бэкграунд и восприятие. Мы делали несколько зарубежных исследований, и каждый раз это – вызов и море инсайтов. Но даже там я выбрала парт-тайм.

В работе по найму есть две большие проблемы.

  1. В компаниях со штатом больше 50 человек ты тратишь время на утверждение и защиту идей. Это становится неким KPI, процессом и достижением, на которое требуется много эмоций и энергии. Но на реализацию уже ничего не остается. 
  2. Отсутствие вызова – в найме нормальные сроки, достижимые цели, понятные шаги. В бизнесе ты часто не знаешь, что делать, ищешь решения и занимаешься тем, чем никогда не занимался. Это постоянное развитие, поток и мини-победы.

Я всегда рассматриваю предложения и общаюсь – как минимум это приятно, как максимум – стараюсь помочь понять, кто и с какими скиллами нужен, посоветовать специалиста или рассказать, какие проблемы возникнут в задачах, которые стоят перед компанией.

Что должен сказать потенциальный работодатель, чтобы я мгновенно приняла предложение – не знаю. В голове всплывает серфинг, черепахи и море… Видимо, просто пора отдохнуть.

Иван Дробышев, основатель агентства Grechka Media

Год назад я пережил выгорание и терзался мыслями закрыть бизнес и уйти в наем. Я с 17 лет занимался коммуникациями, а три года назад организовал собственное агентство – переживал «кризис трех лет». В тот момент я думал: «Это того не стоит, почему бы мне не заниматься большими проектами с меньшей ответственностью?» 

При всех преимуществах собственного бизнеса, от чувства ответственности ты не можешь избавиться ни днем, ни ночью. 

Выходом стал проект с новыми для меня задачами. Я перестал быть пиарщиком и стал управленцем, таким своеобразным product owner. С заказчиком договорились, что я буду уделять большую часть времени и весь свой фокус проекту, но не буду закрывать собственный бизнес. 

Удивительно, но для меня главным аргументом для принятия решения стала именно смена деятельности. Я даже не рассматривал всерьез предложения с более серьезными бонусными пакетами – мне было нужно другое. А этот проект был не связан с прошлой работой напрямую – мы обговорили все условия входа и выхода, и я приступил к работе.

Спустя полгода я вышел из проекта, он запустился, монетизировался и до сих пор развивается, превысив все необходимые показатели. А я пережил выгорание и вновь вернулся в свой бизнес – с видением нового уровня.

Тогда уход в своеобразный «наем» был необходим, чтобы пережить ситуации замкнутого пространства, но сегодня я вряд ли бы принял предложение об уходе. Но если бы я сам переманивал предпринимателей, то предложил бы следующее: 

  • новые задачи – вероятнее всего, предприниматель загружен рутиной, отчего чувствует себя ограниченным;
  • свободу внутри проекта, предприниматель – птица вольная и чахнет в ситуации корпоративных тисков, зато умеет брать ответственность и отвечать за результат. 

Дополнительным, но, наверное, самым мощным аргументом может стать предложение по слиянию, где технология стартапа становится фичей крупного бизнеса. Такой аргумент – success story, но дело всегда не только в деньгах.

Александр Антонов, сооснователь Puzzle English

Работа должна меня зажигать. Развивая собственный проект, я получаю драйв вовсе не от того, что это – «все мое», я бы согласился делать то же самое и в качестве наемного сотрудника, если сохранится атмосфера и принципы работы стартапа. 

В стартапе вы чувствуете, что не «просиживаете штаны», а приносите реальную и весомую пользу. Вы можете экспериментировать, изобретать, творить и получать отдачу. 

Я должен чувствовать, что команда делает что-то уникальное и очень нужное для людей. Мне нужно видеть конечный результат – что-то большое, к чему надо идти, возможно, долгие годы. Но я знаю дорогу.

Если мне предложат позицию в молодом амбициозном проекте, в крутой команде, которая нуждается именно в моей экспертизе, то я, несомненно, обдумаю предложение. А в большую компанию со старым устойчивым бизнесом я не пойду ни на какую позицию. Меня туда не заманишь, хоть весь бизнес предлагай.

Владимир Волобуев, сооснователь MyGenetics

Наш проект сейчас находится на такой стадии развития, что мне трудно представить ситуацию, при которой я принял бы предложение уйти в наем. 

Если говорить отвлеченно от текущей ситуации, то у меня нет аллергии на такую работу, поскольку я довольно продолжительное время сам был наемным сотрудником. 

Сейчас же, познав все прелести собственного бизнеса, могу сказать, что возврат в наем возможен при совокупности условий:

  • проект должен быть глобальным, амбициозным и интересным для меня,
  • у компании должна быть система управления, которая предусматривает высокую долю самостоятельности и ответственности.

Просто ходить на работу и получать зарплату уже неинтересно – важно иметь возможность влиять на результат.

Наем может быть для меня интересен только в масштабном проекте. Крупные компании обладают несравнимо большими ресурсами, чем небольшие стартапы. Это позволяет проектировать и реализовывать по-настоящему глобальные проекты.

В жизни я руководствуюсь принципом «Всегда говори "да"», поэтому готов рассматривать разные предложения. Это позволяет не «выпадать» из жизни, расширять круг общения, делиться идеями, получать новую информацию. Но при этом я понимаю, что вряд ли готов к переходу в наем. Хотя… В этой жизни возможно все. 

Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp

Сложно представить ситуацию, в которой мне захотелось бы распрощаться со свободой предпринимательства.

На «галеры найма» я бы отправился только с целью заработать на основной бизнес.

Правда, существует промежуточный вариант – «бизнес внутри бизнеса»: возглавить подразделение внутри крупной компании и получить карт-бланш на стратегические решения. По степени независимости и возможности менять мир к лучшему такие позиции близки к стартапам, но все же уступают им в скорости и гибкости.

В целом, я рассматриваю все поступающие предложения. В идеальном предложении должны совпасть: любимое дело, крутая команда с близкими мне ценностями и видением, а также ресурсы на реализацию проекта.

Если ко мне обратится, скажем, Airbnb с приглашением организовать внутри компании буткемп для подготовки новых разработчиков, отказаться будет сложно. Особенно если в моем распоряжении будут большие ресурсы и поддержка со стороны руководства.


Екатерина Егорова, основательница PR-студии Circles

В наемной работе масса плюсов: понятный график, четкие задачи и регулярная зарплата. В моей жизни последний пункт после основания студии поменялся на приход, расход, прибыль и убытки, а нынешний «график» скорее похож на упорядоченный хаос. 

Если провести аналогию с путешествием, то бизнес – это трип в палатке и сложный хайкинг, а наем – белоснежные пляжи и размеренный ритм. Каждый выбирает то, что ему больше по душе. 

Я азартна и свободолюбива, мне будет сложно перестроиться и вернуться в наем. Студия – мое любимое дело, поменять его на что-то другое на сегодняшний день я не готова. Хотя кто знает, что будет в будущем, жизнь – непредсказуемая штука. 

Меня вряд ли получится заманить в штат красивыми словами. Когда была в начале карьеры, привлекала оплата обучения для повышения скиллов и классная техника для работы. Сейчас – команда из лучших специалистов рынка, свобода в принятии решений и возможность раз в полгода менять рабочую локацию всем офисом. 


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сотрите грань между бизнесом и личной жизнью. Советы начинающим предпринимателям
  2. 2 «Мы делали филенчатые двери, окна и социальные гробы». Шесть историй предпринимателей о первой работе
  3. 3 Кто вы — фрилансер или предприниматель? Как определить свою роль
  4. 4 Исследование: сколько на самом деле отдыхают предприниматели
  5. 5 Российский предприниматель: какой он?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти