В рубрике «Рабочее место» российские предприниматели, топ-менеджеры и представители интересных профессий делятся секретами управления и организации рабочего процесса. Герой нового выпуска — совладелец и генеральный директор платежного сервиса RBK.money Денис Бурлаков. Он рассказал Rusbase, каково ему работать с братом-близнецом, почему важно держать задачи в голове и в чем заключается 90% успеха в бизнесе.
Из чего состоит ваш рабочий день
Я просыпаюсь в районе 8 часов, мой будильник по утрам — это мой двухлетний сын. До прихода няни в 10 утра я занимаюсь сыном, мы вместе умываемся, завтракаем. Ребенок — это не только моя радость, но и огромная мотивация. Я черпаю массу вдохновения от общения с ним.
Денис Бурлаков с сыном
До 13 часов я обычно в спортзале или на внешних встречах. Считаю, что самое эффективное время для таких встреч — до обеда и после ужина.
Днем я в офисе, решаю рабочие вопросы: подключение новых клиентов, статус разработки продуктов, финансовые показатели и планирование. Соответственно, я равномерно распределяю время на работу с коммерческим отделом, IT и финансовым подразделением.
Время для меня – главный ресурс и главная ценность. Эффективному тайм-менеджменту я научился в Дубае, где прожил пять лет. У этого города особый ритм, а жизнь там — это сплошная череда встреч, переговоров и бесконечный нетворкинг. Поэтому умение быстро фокусироваться и грамотно планировать время — must have.
С братом Кириллом (слева) в Дубае
В Москве на нас влияет смена времен года, большие расстояния и пробки — при постоянном передвижении в столице человек быстро утомляется. Поэтому я нахожу анклавы, где за день могу решить основную часть задач. Например, недалеко от своего дома на Ходынке, в ТЦ «Авиапарк», спортклубе. Или в загородном доме, где иногда провожу выходные.
У меня нет строго рабочих и выходных дней. Я считаю, что современный деловой человек должен уметь сосредоточиваться везде: дела могут появиться и в воскресный день на даче.
Как выглядит рабочее место
Окружающие меня вещи должны меня вдохновлять: только тогда я чувствую, что работаю по-настоящему. Если бы я сидел за обычным столом, у меня рождались бы обычные идеи, а за необычным — конечно, неординарные. Поэтому мой стол — это в некотором роде арт-объект, слэб из древесины и эпоксидной смолы. Я люблю натуральные материалы, «с душой». Подобные вещи составляют основу интерьера всего нашего офиса.
В моем кабинете созданы все условия для быстрой концентрации. За окном я вижу деревья, которые тоже выступают триггером, повышающим мою эффективность. В другом месте таких триггеров меньше, а раздражающих факторов — больше. Поэтому важно везде уметь собираться с мыслями и быть продуктивным.
Какие рабочие задачи вы решаете
Моя главная миссия в компании — визионерство. Я отвечаю за будущее компании, а визуализируя, проще увидеть перспективу. На визуализацию продуктов я трачу около 25% времени. Мне удается представить, как будет выглядеть продукт, а главное — какие проблемы клиентов решит, как будет развиваться и подстраиваться под их потребности.
Я также вовлечен во все стратегические процессы нашей компании: продажи, финансы, разработку, маркетинг, HR и другие направления. Я рад возможности не только делиться опытом, но и перенимать знания от коллег — экспертов в своей области. Например, благодаря коллегам из IT я теперь неплохо разбираюсь в особенностях разработки, могу оценивать сроки и нагрузку по выполнению определенных задач — это очень помогает при оценке новых проектов.
Я, в свою очередь, обладаю экспертными знаниями в финансовой области и продуктовом развитии, рад передавать эти знания команде. И вообще, считаю, что сильная и разносторонне развитая команда — долгосрочное устойчивое конкурентное преимущество любой компании.
О работе с братом-близнецом
То, что со мной в команде мой брат Кирилл — огромный плюс. Я очень рад, что рядом есть такой человек — надежный друг, собеседник и слушатель.
Хотя понимание того, что мы можем вместе строить и развивать бизнес, пришло не сразу. Сначала это был просто какой-то чувак, с которым ты постоянно проводишь время, играешь в футбол и хоккей. Лет до 14 мы вообще постоянно дрались из-за соперничества. Но затем поняли, что лучше трансформировать нашу энергию в мирное русло. И сейчас мы обмениваемся уже не ударами и приемами, как в детстве, а креативными идеями.
Кирилл и Денис Бурлаковы
В нашем тандеме Кирилл согласился на роль критика и моей холодной головы. Моя задача — бежать вперед и пробивать пространство, а его — останавливать меня и приземлять. В компании я занимаюсь технологической частью бизнеса, а Кирилл отвечает за развитие платежных институтов.
Об управлении командой, как в футболе
Бизнес — это, по сути, командный вид спорта: здесь также присутствуют противоборство, соперничество, личная ответственность за общий результат, волевые решения. Крупные соревнования выигрывают только талантливые, сплоченные и многофункциональные коллективы.
Мы не растим универсальных солдат, но стремимся к тому, чтобы сотрудники были всегда в курсе того, куда движется наша компания. Для этих целей мы проводим регулярные бизнес-апдейты, на которых представители каждого подразделения рассказывают о своих победах и планах.
Если провести аналогию с футболом, для нашей бизнес-команды мы с Кириллом — тренерский штаб. На «поле» мы выбегаем редко. От нас зависит аналитика и визуализация игры, подбор и мотивация игроков, корректировка действий и замены.
Планирование и ведение дел
Все задачи на неделю я планирую с воскресенья и стараюсь держать их в голове. Раньше я любил все записывать, но в итоге моя голова попросту отказывалась что-либо запоминать, как бы говоря: «Зачем я буду что-то запоминать, когда ты и так все записываешь?». Поэтому в какой-то момент я отказался от постоянного фиксирования своих дел — и сейчас я почти ничего не забываю. Так что рекомендую многие вещи держать в голове: это хорошо ее тренирует и позволяет находиться в работоспособном состоянии не только в офисе.
Я не использую для планирования трекеры, приложения и блокноты для планирования вроде Evernote: они отнимают время и заставляют работать по своему алгоритму. Для записей использую простое приложение «Заметки», встроенное в устройства Apple. Могу использовать его в любом месте: у меня всегда под рукой iPhone, в поездки беру iPad, в офисе и командировках использую MacBook.
Когда рождаются новые идеи, беру фломастер и пишу им на магнитной доске, которая висит в моем кабинете. Доска в виде bubble (диалогового окна) — это тоже своеобразный триггер: при работе с ней у меня постоянно появляются правильные мысли и креативные идеи.
Более «зримые» идеи я переношу с доски в обычный блокнот. К нему я постоянно возвращаюсь при подготовке презентаций или других структурированных документов в электронном виде.
Как вы фокусируетесь на делах и переключаетесь с работы на отдых
Переключаться с работы на отдых и обратно для меня не составляет труда. В этом мне очень помогает спорт — для меня это своего рода промежуточное состояние как для концентрации, так и для расслабления.
Всю сознательную жизнь мы с братом играем в футбол. Когда были моложе, вместе выступали за полупрофессиональные команды, сейчас раз в неделю тренируемся на большом поле. У нас и здесь устоялась такая схема взаимодействия, при которой мы регулярно побеждаем: Кирилл играет атакующим полузащитником, а я центральным нападающим. Брат навешивает, а я забиваю. Но мы меняемся ролями, когда этого требует игровая ситуация.
Топ-5 приложений, которыми вы пользуетесь чаще всего
- Facebook, Instagram, Twitter. В социальных сетях я рассказываю о компании, делюсь бизнес-советами, публикую фотографии из путешествий и командировок.
- WhatsApp, Telegram и другие мессенджеры. Незаменимы в работе, с их помощью очень удобно решать оперативные вопросы.
- To Round — визуальный планировщик дел, который показывает каждую задачу в виде круга. Позволяет ранжировать задачи, цветом относить их к той или иной теме. Величина круга показывает степень приоритета задачи. Приложение помогает повысить эффективность тем, у кого развито визуальное мышление.
- Библиотека Alpina Digital. Через это приложение я читаю бизнес-литературу. В числе книг, которые меня вдохновили, — «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла и Пола Брауна, «Больше, чем бизнес» Джима Коллинза и Уильяма Лазье, «Преврати себя в бренд!» Тома Питерса.
- Заметки — стандартное приложение от Apple, c которым удобно работать и в офисе, и вне его.
Экран телефона Дениса Бурлакова
Источник мотивации
Я считаю себя вдумчивым человеком, у меня очень развит внутренний диалог. С детства мной движет внутренний голос: «Что лежишь/сидишь/спишь? Встал и пошел! Ты неправильно сделал. Встал, пошел и переделал!». Он постоянно меня подгоняет, критикует и не дает успокоиться.
Коучи, с которыми я занимаюсь, интерпретируют это как мой внутренний стержень; благодаря ему я не сижу на месте и постоянно развиваюсь.
3 главных урока, которые вы получили на руководящей должности
- Главное в бизнесе — это команда. Один в поле не воин. Эффективно управлять своей командой — это 10% успеха, а 90% — создать эту команду и вдохновить ее на успех.
- Руководитель — это не начальник, а наставник и ментор. Взаимный обмен опытом между учителем и учеником сделает богаче обоих.
- Умей делегировать и контролировать. Микроменеджмент и тотальный контроль убивают мотивацию, а доверие и делегирование окрыляют людей. Я никогда не соглашусь с фразой «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам»: это иллюзия. Если хочешь сделать хорошо, то учи и мотивируй делать правильно.
Фото: пресс-служба RBK.money
Юрген Кёниг, Merck Russia: «Прежде чем уехать из Бразилии, сказал себе перед зеркалом "Никогда не меняйся!"»
Даниэль Гальпер, сооснователь и СЕО Grow Food: «Вся корпоративная культура меня в принципе раздражает»
Дмитрий Бессольцев, ALP Group: «На работе с "огненным" темпераментом надо бороться»
Евгения Евлютина, соосновательница банка «Точка»: «Я — холакрат и велоситист»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter