Стулья — одни из самых популярных предметов в дизайне. Для некоторых мастеров и ценителей один-единственный стул может являться главным экспонатом в коллекции и продаваться за миллионы долларов. Дизайн стула не только передает задумку своего создателя, но и воплощает в себе дух эпохи и образ жизни людей.
Дизайнеры Филипп Шмитт и Стеффен Вайс решили выяснить, сможет ли нейросеть разработать новый «классический дизайн» стула, который будет не уступать по качеству работам людей.
Шмитт и Вайс запустили проект chAIr. В течение семи месяцев они общались по Skype и разрабатывали генеративную сеть, а затем обучали ее с помощью 562 образцов дизайна стульев 20-го века, собранных из интернета. Фактически нейросеть состояла из двух сетей — одна изучала изображения и училась создавать похожие, а вторая определяла, насколько сгенерированные изображения похожи на реальные стулья и корректировала их в случае необходимости.
Фото: Philipp Schmitt & Steffen Weiss
Алгоритм смог разработать сотни абстрактных образцов. Получившиеся наброски скорее представляли собой смесь знакомых элементов работ популярных дизайнеров. По словам Шмитта, такой абстрактный дизайн оставляет простор для человеческого воображения и возможность добавить нужные детали. Шмитт отобрал несколько работ ИИ и сделал из них 3D-наброски с учетом реальных материалов и физики. Так получилось четыре миниатюрных прототипа стульев из пробкового дерева, латунных трубок и алюминиевого каркаса.
Фото: Philipp Schmitt & Steffen Weiss
Результат коллаборации между искусственным интеллектом и человеком смотрятся как нечто среднее между фантазией и реальностью. У стульев слишком много новомодных ручек, а спинки расположены не там, где надо. А у некоторых настолько искажены пропорции, что на таких стульях просто невозможно сидеть. Одним словом, получилась невероятная смесь величайших шедевров дизайна и клишированных элементов — прекрасная, но совершенно бессмысленная.
Фото: Philipp Schmitt & Steffen Weiss
Некоторые дизайнеры пытаются раскрыть потенциал машинного обучения с помощью похожих экспериментов, но создатели проекта chAIr не стремятся создать ИИ-творца, который заменит человека. Они, наоборот, хотят узнать лимиты технологии и понять, как ее можно использовать в качестве дополнительного творческого инструмента.
Шмитт и Вайс настроили свой алгоритм таким образом, чтобы созданные им наброски были абстрактными и служили источником вдохновения для реальных дизайнеров. Похожим образом сюрреалисты зарисовывали свои бессознательные образы, чтобы открыть с их помощью идеи, находящиеся за гранью рациональности.
Фото: Philipp Schmitt & Steffen Weiss
Теперь авторы chAIr планируют сделать полноразмерные прототипы стульев по четырем образцам дизайна, которые придумал искусственный интеллект. По их мнению, ИИ — это лишь один из участников общего процесса дизайна.
Фото: Philipp Schmitt & Steffen Weiss
«Многие известные дизайнеры придумывали дизайн стульев, несмотря на то что их существует в мире огромное множество, — считает Шмитт. — Однако новые дизайны стульев разрабатываются и до сих пор. Дизайн стульев, как и картины, передают видение своего создателя, его философию, настроение, а также время и место в истории. Мне кажется, дизайн стульев останется проявлением человеческой изобретательности, но, возможно, какие-то знаковые образцы дизайна в нашем столетии будут разработаны силами машин — полностью или частично».
Материалы по теме:
«Тест Тьюринга для искусства»: роботы научились создавать картины, неотличимые от работ человека
Искусственный интеллект снял фильм: результат получился пугающим
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025