Top.Mail.Ru
Истории

Каршеринг – для слабаков. В Китае можно арендовать зонты, мячи и стиральные машины

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Светлана Зыкова

Китай продолжает осваивать все новые сектора высоких технологий. Издание Washington Post рассказывает о том, как развивается экономика совместного потребления в Поднебесной.

Каршеринг – для слабаков. В Китае можно арендовать зонты, мячи и стиральные машины

Иногда, когда задумываешься о том буйстве трат, которое представляет собой сейчас китайская стартап-индустрия, бывает забавно представлять презентации.

– Это как Uber, но только для кроватей.

– Шеринг кроватей?

– Мы знаем, звучит забавно, но…

– Мы согласны.

Конкретно такого диалога не было. Но он не так далек от реальности. Недавно китайские власти закрыли сервис, который предлагал людям ночевать за плату в капсулах без окон. Как писали в местных новостях, были проблемы с гигиеной.

Возможно, в целом стоило задавать больше вопросов. Китайские венчурные инвесторы, не считающие денег, захотели повторить миллиардный успех велопрокатов и стали одержимы любыми идеями со словом «шеринг» в названии. Финансирование получают компании, которые предлагают арендовать стиральные машины, баскетбольные мячи и зонты.

В определенном смысле такой энтузиазм оправдан. Активный, но жестко регулируемый технологический сектор Китая переживает бум, и заметнее всего это как раз для индустрии совместного потребления. Китайский стартап по аренде автомобилей с водителем (и без) Didi выкупил местное подразделение Uber. Airbnb борется с китайскими конкурентами за долю рынка жилья по найму.

Жители Пекина на арендованных велосипедах. За последний год популярность велопрокатов в Китае резко пошла вверх, и теперь за долю рынка в крупнейших городах борются больше двух десятков компаний. Фото: Кевин Фрэйер/Getty Images

Лидеры страны понимают, что нужно переходить от производства и добычи ресурсов к сервисной экономике, которая в значительной части обеспечивается интернетом. Чтобы помочь ситуации, государство стало вкладывать деньги в стартап-сцену и выращивать домашние технологические компании, оберегая их от внешних конкурентов (без обид, Google). Пошла в ход мощная машина пропаганды, которая в лестном ключе рассказывает о местных стартапах и призывает граждан брать в аренду зонты, например.

В апреле газета People’s Daily, принадлежащая Коммунистической партии, назвала стартап по аренде зонтов «знаком прогресса в сфере общественных услуг и символом заботы, демонстрирующей теплоту города». Позже компания снова попала в новости – на этот раз в свете того, что 300 тысяч принадлежащих ей зонтов пропали.

В 2016 году на одной технологической конференции глава поискового сервиса Baidu Робин Ли (Robin Li) заявил, что экономика совместного потребления отвечает социалистическим ценностям Китая, потому что тоже стремится обеспечивать предложение на уровне спроса.

Недавно созданный государственный Исследовательский центр экономики совместного потребления сообщает, что за 2016 год сектор вырос на 103%, а объем сделок приблизился к отметке $500 млрд. В ближайшие годы исследователи прогнозируют рост на уровне 40%. Также сообщается, что к 2020 году на долю этой отрасли будет приходиться 10% ВВП страны.

Тем не менее, похоже, далеко не все понимают, что вообще значит «экономика совместного потребления».

По мнению Гао Шэня (Gao Shen), партнера фонда Phoenix Tree Capital Partners, параллельно происходит два процесса. Компании вроде Didi и Tujia сделали уже существующие ресурсы – автомобили, дома – доступными для других за плату. Многие новые стартапы, которые сами называют себя представителями шеринг-культуры, не используют «свободные ресурсы», рассказал инвестор.

Фото: Xinhua.net

Если компания покупает партию новых велосипедов или зонтов и позволяет арендовать их с помощью приложения на телефоне, считается ли это экономикой совместного потребления? Или это все-таки обычный прокат?

Китайское правительственное новостное агентство недавно рассказало о запуске сервиса по совместной аренде стиральных машин. Есть похожий сервис и для сушильных машин. В любой другой стране это назвали бы прачечной. Прачечной с приложением для смартфона.

Точно так же можно ли называть стоящий в торговом центре караоке-автомат на двух человек караоке-шерингом, или это просто более компактная и громкая версия привычного караоке, но с приложением на смартфон?

Есть еще одна проблема: похоже, не все понимают принцип аренды. Китайские стартапы по аренде велосипедов столкнулись с такими же воровством и вандализмом, как и компания с зонтами. Сообщалось, что один из стартапов, Wukong, всего за шесть месяцев лишился 90% своих велосипедов.

В некоторых случаях компании запускают продукты, которые кажутся менее удобными версиями уже существующих вещей. Правда, и этот факт не мешает компаниям получать финансирование. По словам Энди Се (Andy Xie), независимого экономиста из Шанхая, подобный ажиотаж среди инвесторов во многом напоминает пузырь. «В последние четыре-пять лет каждый год появляется то, на чем люди готовы спекулировать», – объяснил он.

В Пекине – городе с бесплатными тренажерами в каждом парке – появились «тренажер-шеринги», представляющие собой капсулы для занятий физкультурой, которые активируются с приложения. Инвесторы уверяют, что люди захотят платить за возможность заниматься спортом в небольших стеклянных коробках на улице.

Недавно в People’s Daily вышел материал об открытии «первого в мире книжного магазина совместного потребления». Опять же, представьте себе, как выглядел питч.

– Шеринг-магазин? Звучит очень похоже на библиотеку.

– Да, это библиотека, в которой можно платить с помощью…

– Ни слова больше, мы в деле!

Источник

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте


Материалы по теме:

Кругосветка вместо ипотеки – как выбор миллениалов меняет экономику

Шеринг-экономика до интернета: как это было раньше?

У миллениалов меньше средств, чем у поколения X. Вот почему появляются шеринговые сервисы

«Давай расшарим это»: как sharing economy захватывает мир

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 RnD и новый транспорт: как создавать инновации на рынке шеринга
  2. 2 «Самокаты — это карманное такси»: основатели Urent о тренде на кикшеринг в России, скандалах и новом законе
  3. 3 Гиг-экономика и карьера: стоит ли опасаться и как защититься
  4. 4 «Не покупаем, не продаем, а прибыль получаем»: как зарабатывает сервис по аренде детских игрушек
  5. 5 Мы не перестанем делиться: почему рост шеринг-экономики не остановится и как бизнесу это использовать
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти