Истории

Как внедрить Agile в крупной компании: опыт М.Видео и Альфа-Страхования

Истории
Антон Кузнецов
Антон Кузнецов

Журналист, автор блока «Технологии».

Людмила Чумак

Agile — это семейство «гибких» подходов к разработке программного обеспечения. Agile зародился в ИТ-среде, но затем распространился и в другие сферы — от банковских структур до транспортных компаний. Считается, что Agile идеально подходит для молодых стартапов.

Тем не менее к этой методологии активно присматриваются большие традиционные компании, применяющие ее для отдельных продуктов или целых бизнес-направлений. Как гибкие методы разработки используются российскими корпорациями?

Собственным опытом применения гибких подходов в своей работе поделились с Rusbase компании «М.Видео» и «АльфаСтрахование».

Как внедрить Agile в крупной компании: опыт М.Видео и Альфа-Страхования
Присоединиться

Цели Agile

Российская торговая сеть «М.Видео» использует agile-методы в своей работе уже более двух лет. Руководитель управления по инновациям группы «М.Видео-Эльдорадо» Евгений Джамалов объясняет, что компания ставила перед собой несколько целей, обращаясь к agile-наставникам, в том числе это была проверка эффективности гибкой методологии. Так, в торговой сети по некоторым продуктам оставался невысоким показатель Time To Market. Чтобы сократить сроки и стоимость разработки в этих сегментах, руководители направлений решили обратиться за помощью к тренерам. Пилотная команда протестировала итеративный подход, сравнила приблизительно одинаковые по объему задачи, выполненные с использованием agile-методологии и традиционной для компании «модели водопада», и пришла к выводу: Time To Market сократился на 30%, а стоимость разработки продуктов — на 25%.

Гибкую методологию используют и в компании «АльфаСтрахование». По словам руководителя программы трансформации «АльфаСтрахования» Михаила Панкратова, внедрение гибких методов менеджмента в его компании преследовало три конкретных задачи:

  • создание продуктов, которые нельзя эффективно реализовать при помощи других подходов;
  • масштабирование ИТ-производства с сохранением гибкости и управляемости небольших команд;
  • стимулирование инициативности сотрудников и делегирование принятия бизнес-решений на том уровне, на котором они возникают.

В результате «АльфаСтрахование» начала использовать гибкие подходы хотя и в различной степени, но по всем направлениям бизнеса.

Сам процесс внедрения agile-методологии в страховой компании включал в себя такие этапы, как аудит и первичное обучение команд, обучение владельцев продуктов, поддержка развития scrum-мастеров, вовлечение в процесс трансформации топ-менеджмента компании и обучение фреймворкам и agile-инструментам участников scrum-команд.

Применение Agile

Евгений Джамалов говорит, что с использованием методов Agile в «М.Видео» работают два крупных продукта — сайт и торгово-кассовая система. Так, интернет-магазин торговой сети на 100% создают команды, разделенные на части. По такому же принципу разрабатываются новые продукты для торгово-кассовой системы.

В 2017 году сеть «М.Видео» использовала итеративную разработку при реализации проекта снабжения продавцов торговых точек планшетами. Программисты должны были создать мобильное программное обеспечение, интегрированное со всеми системами компании, при этом перед ними стояла задача максимально быстро повысить производительность и эффективность бизнеса при растущих показателях продаж.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Над проектом работали небольшие группы, каждая из которых поначалу действовала самостоятельно. Затем участники проекта собрались вместе, чтобы объединить свои разработки. В результате все запланированные показатели по скорости и производительности проекта были достигнуты.

Евгений Джамалов отмечает, что сейчас 51% всех разработок в его компании реализуется с применением гибких методов scrum и kanban, и новые подходы затрагивают front и middle-end системы. При этом заметно трансформировались и ускорились основные бизнес-процессы компании (маркетинг, продажи, логистика), а по некоторым направлениям планы 2018–2019 годов были выполнены даже к середине 2017 года. В результате компания стала больше ориентироваться на продукт, и в ней появились специалисты, развивающие продукты и играющие роль связующего звена между бизнес-юнитом и разработчиками.

Результатом таких изменений стала переориентация аналитиков, разработчиков и тестировщиков на командную работу, в которой каждый специалист видит свою роль и несет ответственность за команду. При этом вопросы, ранее решавшиеся через электронную почту в течение двух-трех недель, теперь закрываются в течение дня.

Agile
Фото: Unsplash

Как правильно внедрять Agile в компании и из чего складывается стоимость внедрения гибких подходов?

Генеральный директор Capital VAST, консультант и бизнес-тренер Константин Савкин говорит, если руководство и сотрудники компании готовы к переходу на гибкие методы работы, тогда Agile будет работать в любой компании, где не требуется жесткая регламентация бизнес-процессов. Эта методология не подойдет для контроля над производственными процессами, но вполне может быть использована в менеджменте, маркетинге или продажах.

Инициаторам проектов, выбирающим между самостоятельным внедрением гибкой методологии и помощью консультанта или тренера, эксперт советует не забывать о том, что Agile — это подход, а не коробочный продукт или догма. Поэтому для внедрения этого метода руководителю компании или проекта достаточно будет изучить и понять его принципы и правильно адаптировать под конкретные задачи бизнеса. При этом agile-методология всегда остается максимально гибкой и адаптивной, а выбрать только между консультантом, тренером или единственным ответственным сотрудником компании для ее внедрения нельзя — это всегда будет совместная работа.

Стоимость внедрения Agile, по словам Константина Савкина, может иметь совершенно несоизмеримые пороги в разных случаях — от двух или трех книг, купленных, прочитанных и адаптированных проектным менеджером в своей команде до бюджетов в несколько сотен миллионов рублей для корпораций и крупных финансовых организаций.

При этом стоимость внедрения складывается из двух факторов. Первое — это обучение персонала. Для этого нужно найти человека, который сможет зажечь искру в глазах людей и рассказать о возможностях методологии. Второе — затраты бизнеса на запуск пилотных проектов и последующее внедрение подхода в масштабах компании.

Недостатки

Михаил Панкратов говорит, что использование agile-методологии, как правило, обходится дороже других подходов в менеджменте. Если компания в своей работе должна воспроизводить повторяемые процессы, тогда проще и дешевле, по словам эксперта, применять другие методы. Руководитель программы трансформации «АльфаСтрахования» отмечает, что внедрение Agile требует поддержки на всех уровнях, и если ее нет со стороны заказчиков, то такой проект не всегда рационально доводить до реализации.

При этом основными проблемами, с которыми могут столкнуться компании при внедрении гибких методов разработки, по мнению Михаила Панкратова, являются:

  • отсутствие квалифицированных scrum-мастеров;
  • отсутствие квалифицированных владельцев продуктов;
  • сопротивление среднего менеджмента, не принимающего новые методы работы.

Евгений Джамалов отмечает, что его компания по-прежнему по многим направлениям продолжает использовать классическую «водопадную модель». При этом, по мнению эксперта, выбирая инструментарий, каждый раз нужно исходить из задач и обстоятельств проекта. Жесткой установки использовать только гибкие подходы в «М.Видео» нет. Компания использует гибкие методы только там, где их действительно можно применить и где есть смысл ускорять рабочие процессы.

По словам Евгения Джамалова, Agile не применим в тех случаях, когда работу над продуктом нельзя разбить на малые части. Например, если речь идет о старой системе, имеющей сложную архитектуру или большое «наследие» или если изменение одной из ее частей влечет за сбой изменения всех остальных. В таких случаях лучше работать с использованием традиционных методов разработки.

Agile

Фото: Unsplash

При этом, по словам Евгения Джамалова, внедряя в компанию agile-методологию, нужно помнить, что не все сотрудники смогут принять такой подход. Для разработчиков-индивидуалистов такой формат работы может оказаться неприемлемым. При этом кто-то будет по-своему или слишком буквально трактовать ценности agile-манифеста. Несмотря на то, что в этом документе выделен принцип «рабочий продукт важнее документации», достаточная документация всегда должна быть под рукой у сотрудников поддержки и храниться для «потомков», объясняет менеджер «М.Видео».

Кроме того, agile-вдохновители должны быть готовы к тому, что с началом применения в компании гибких методов и с появлением первых конкретных результатов им придется вносить достаточно много изменений в бизнес-процессы и подходы к разработке. В компании Евгения Джамалова, например, такими недостатками оказались слабый DevOps, отсутствие автотестов и CI/CD-инструментов.

Оправдались ли инвестиции?

Руководитель управления по инновациям группы «М.Видео-Эльдорадо» говорит, что затраты на agile-тренинги и трансформацию процессов в его компании окупились достаточно быстро. Стоимость разработок сократилась примерно на треть, а скорость работы по отдельным направлениям увеличилась почти в четыре раза.

Михаил Панкратов также говорит, что инвестиции в проект оправдались. Однако менеджер уточняет, что оправдались затраты не на тренинги как таковые, а на использование комплексного и системного подхода, включающего управление agile-коучами. В результате в компании смогли реализовать проекты, которые в принципе не получалось реализовать долгое время, вне зависимости от вкладываемых средств и привлекаемых подрядчиков.


Материалы по теме:

«Разработчики и менеджеры — как садовники»: 10 цитат из новой книги об Agile

Agile, scrum, kanban: в чем разница и для чего использовать?

«Даже лучшие бизнес-аналитики и маркетологи могут выдать только гипотезу. Поэтому появился agile»

Быть гибким, но не потерять банк: как работает Agile в кредитных организациях

Отдайтесь Agile-трансформации: как создать успешную Scrum-команду

Зомби не пройдут. Как выбрать Scrum-мастера для вашей команды

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 9 из 10 IT-компаний используют Agile. Как понять, нужен ли он вам
  2. 2 Декомпозиция бизнеса: основные способы и инструменты финансового роста
  3. 3 8 российских сервисов на замену Trello и Jira
  4. 4 150 человек и 5 направлений: как дирекция и архитекторы компании «Самолет» перенесли рабочие процессы в Kaiten
  5. 5 Открыт прием заявок на первую в России премию в области применения Agile-подходов
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти