Top.Mail.Ru
Истории

День краудфандинга: все, что нужно знать о российском рынке коллективного финансирования

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Анна Полякова

7 июня в России отмечается День краудфандинга — коллективного финансирования проектов. Накануне этого праздника Rusbase решил узнать у российских краудфандинговых площадок, сколько средств удалось привлечь в 2018 году, какие необычные сборы им попадались и как они оценивают настоящее и будущее краудфандинга в России.

День краудфандинга: все, что нужно знать о российском рынке коллективного финансирования

Объем привлеченных средств

Гендиректор и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский рассказал, что в 2018 году удалось привлечь 194 млн рублей. Из них 11 млн получили проекты из категорий бизнес, социальное предпринимательство, календари, игры и еда — именно в них размещаются проекты с очевидной бизнес-составляющей, говорит Мурачковский, но в целом предприниматели собрали еще больше.

Представитель Boomstarter, еще одной площадки коллективного финансирования, не стал называть общую сумму собранных средств, но отметил, что по итогам 2018 года средний чек составил 2 тысячи рублей, что на 25% больше, чем годом ранее.

«Добро Mail.ru» в прошлом году получил 69,7 млн рублей для 266 сборов разных благотворительных фондов, указала руководитель проекта Саша Бабкина. Она отметила, что по сравнению с 2017 годом объем пожертвований вырос на 27%.

Необычные сборы

Planeta.ru в прошлом году запомнился проект общества «Мемориал» — настольная игра «74», посвященная советской истории. Она охватывает временной отрезок в 74 года (с 1914 по 1991), ее персонажи — члены обычной семьи, проходящие через все важные события той эпохи. В процессе игроки собирают карточки, формирующие биографию каждого персонажа. В конце (когда один из участников достигает 1991 года) все рассказывают историю жизни своих героев. На игру планировалось собрать 72 тысячи рублей, но в итоге она получила более 570 тысяч, то есть 772% от изначальной цели.

На Boomstarter одним из самых интересных стал сбор на развитие TalkBank — цифрового банка, услуги которого можно получить в мессенджере. Чат-бот TalkBank, созданный на основе искусственного интеллекта, может открыть счет, перевести деньги и проделать другие финансовые операции. TalkBank также выдает и физические карточки платежной системы Visa. Проект собрал более 652 тысяч рублей — 652% от изначальной цели в 100 тысяч. Причем это был уже второй этап краудфандинга: первый завершился в 2017 году, тогда TalkBank получил около 650 тысяч рублей вместо запланированных 100 тысяч.

Нынешнее состояние и перспективы краудфандинга

По словам Федора Мурачковского, людей, поддерживающих крауд-проекты, становится больше: так, в 2018 году у Planeta.ru на 24,8% выросла конверсия в регистрации на сайте и на 14, 6% — конверсия в покупки. Пользователей, приходящих «просто посмотреть», все меньше, говорит он.

«Все больше предпринимателей начинают понимать, что краудфандинг может им быть полезен не столько как финансовый инструмент, сколько как маркетинговый — это проверка востребованности будущего продукта, которую я бы вообще рекомендовал делать многим стартапам, чтобы избежать ненужных вложений», — отметил Мурачковский.

Он добавил, что среди бизнес-идей наибольшей популярностью пользуются связанные с едой проекты (например, открытие новых ресторанов) и производство настольных игр. Платформа планирует уделять этим направлениям большее внимание, а также развивать крауд-образование в виде лекций, мастер-классов и онлайн-курсов, сказал гендиректор Planeta.ru.

Представитель Boomstarter указал на сложности, с которыми сталкивается краудфандинг в России. В частности, из-за банковских ограничений авторы проектов из других стран не могут собирать деньги на российских площадках. Кроме того, и россияне периодически испытывают трудности при получении денег, указали в компании. Там рассчитывают, что эти проблемы поможет решить недавно запущенная платформа Boomstarter.Network, которую планируется развивать параллельно с основной площадкой.

В «Добро Mail.ru» отметили, что объем пожертвований на краудфандинговых платформах растет, но при этом у самой технологии пропадает эффект новизны, а значит, появляются сложности в привлечении новой аудитории.

«На мой взгляд, будущее краудфандинга — за игровыми вовлекающими механиками, рассчитанными на молодых интернет-пользователей. НКО стоит уделить больше внимание работе с сообществами — в волонтерский фандрайзинг можно вовлекать и офлайн и онлайн-комьюнити. По такому принципу работает, например, благотворительный стриминг, когда стример (автор, создающий контент в прямом эфире) призывает своих зрителей сделать пожертвование на благотворительность», — поделилась руководитель «Добро Mail.ru» Саша Бабкина.

Она уверена, что в будущем будут активнее развиваться технологические инструменты, которые позволяют интернет-пользователям заниматься благотворительностью без эмоционального вовлечения: автоплатежи, округление счета в магазинах в пользу благотворительных организаций и другие. Но главным условием и толчком к переходу краудфандинга на новый уровень, конечно, станет развитие гражданского общества, говорит Бабкина.

Отношение интернет-пользователей

Исследование «Яндекс.Кассы» и Data Insight (вышло в апреле этого года) показало, что деньги на благотворительность и краудфандинг переводят 15% интернет-пользователей из России — это 11 млн человек от 14 до 54 лет. 80% из них намерены и дальше жертвовать средства.

Аналитики изучили, как люди переводили деньги с помощью онлайн-платформ Planeta.ru, «Добро Mail.Ru», Kickstarter и Boomstarter в последние 12 месяцев. Выяснилось, что самый большой процент пожертвований получил «Добро Mail.ru» (64%). На Planeta.ru пришлось 19%, на Kickstarter — 14%, на Boomstarter — 13%.

Фото: Depositphotos

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  2. 2 Где взять деньги для запуска первого бизнеса
  3. 3 11 ошибок при запуске и ведении крауд-кампаний
  4. 4 Planeta.ru проведет бесплатный вебинар для социальных предпринимателей по краудфандингу
  5. 5 Топ-5 ошибок при создании нового продукта